Урок развития речи на тему "Друзья помогли". 5-й класс школы-интерната II вида

Разделы: Начальная школа

Класс: 5


Цель урока: Формировать умение составлять рассказ-повествование по данному концу.

Задачи урока.

  • Образовательные: создать условия для подготовки учащихся к написанию сочинения-повествования; учить подбирать и использовать языковые средства для создания собственного текста; составлять начало и основную часть рассказа, соблюдая логическую связь с данным концом, следовать пунктам плана; умение переносить мысли на письмо.
  • Коррекционно-развивающие: развивать творческое воображение, логическое мышление, обогащать словарный запас, активизировать пассивный словарь учащихся, монологическую и диалогическую речь, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию быть чутким, добрым к людям, готовность прийти на помощь попавшему в беду человеку

ТСО: таблички, картинки, листки для рисования, снежки из ваты.

Словарь: недаром говорят.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Покажите умные глазки, ровные спинки.
  • Повернулись, поздоровались с гостями, улыбнулись от души.
  • Повернулись. Готовы ли мы к уроку?

II. Подготовительная работа.

1) Продолжи ряд слов.

Зима — это мороз, снег...

Зимние игры – это снежная крепость, …

2) Дополнить словосочетание прилагательными:

Снег – …

Лед

3) Ф.зарядка

Какой дежурный звук? (с)

  • Читаем слоги (слова):

Сне – сне – снежки
Сти – сти – крепости

  • (картинка) Что это? (Снежная крепость.)
  • Прочитайте загадку, вставьте подходящие по смыслу слова, отгадайте.

Мы сейчас в (снежки ) играем,
Мы командой нападаем.
Бьем (снежками ) по врагу,
Все соперники в (снегу ).
Им не скрыться, не спастись,
Ведь у них нет... (снежной крепости )

Выразительное чтение стихотворения.

III. Чтение отрывка рассказа учителем, детьми:

Знакомство с отрывком

…ухватился за неё. Мальчики вытащили малыша из воды.
Недаром говорят: “Друзья познаются в беде”.

Определение учащимися места приведенного отрывка в рассказе.

– Из каких частей состоит рассказ? (Начало, основная часть, заключение.)
– Как вы думаете, это начало, середина или конец рассказа? (Заключение.)

– Что мы должны придумать?

IV. Сообщение темы и цели урока: (ТАБЛИЧКА)


(Сочинение.)

– Сегодня на уроке развития речи мы с вами будем готовиться к сочинению (слово зашифровано), составлять рассказ-повествование по данному концу.

Мотивация: За лучшее сочинение ребята получат грамоту на линейке.

V. Работа по теме:

– Вернемся к отрывку. Что не понятно?

Словарь “НЕДАРОМ ГОВОРЯТ”.

– Когда происходило действие? (Детом, зимой, …)
– Да, это может быть любое время года. Я вам предлагаю такую ситуацию.

1. Беседа по картинам. (КАРТИНКА )

Составление СХЕМ – рисунков.

Раздать ЛИСТОЧКИ (по ходу беседы ребята рисуют схематичные рисунки к частям рассказа – 4 шт.).

  • Какая ситуация изображена на картинке?
    Соответствует ли она прочитанному отрывку?
  • Какое время года изображено на картинке?
    Как вы думаете, что происходило до этого момента?
  • Что делают ребята на картинке?
    Как вы думаете, почему малыш оказался в воде?
    А почему ребята не в школе?
    Чем дети занимаются в выходной день? Во что играли ребята?
  • Куда побежал самый младший из ребят? Как вы думаете, зачем?
    Составьте предложение. Можно дать имя мальчикам.
    Что с ним случилось?
    Каким является поступок малыша?
  • Кто спас Илью?
    А как они узнали, что малыш в беде? (Закричал.)
    Как ребята спасли маленького друга?

2. Работа с половицей:

Подходит ли пословица “Друзья познаются в беде” к этому рассказу?

Как еще ребята могли поступить? (Испугаться и убежать.)

Почему не убежали? (Друзья.)

А как бы вы поступили?

3. Озаглавливание.

Выбери наиболее удачный заголовок. (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ПОСЛОВИЦУ.)

4. Составление плана сочинения-повествования. (ТАБЛИЧКИ.)

– Из каких частей должно состоять сочинение?

(3 части: вступление, основная часть, заключение.)

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

План.

1. Вступление.

Дети играют. Был, стоял, наступил;
день; строить.
День, строить

2. Основная часть.

Малыш побежал на речку. Побежал, выбежал, помчался;
скользить, кататься; лед
Скользить, лед
Мальчик провалился под лёд. Вдруг; затрещал, сломался, лопнул;
провалился, оказался;
позвал на помощь, закричал
Вдруг, провалиться, оказаться в воде, закричать.
Ребята спасли своего маленького друга. Помчались, побежали, бросились;
не растерялся, не испугался;
схватил, взял, протянул;
взялся, ухватился;
вытащили, вытянули, помогли.
Помчаться, ухватиться, вытащить.

3. Заключение.

Друзья познаются в беде. Недаром говорят, не зря. Недаром говорят.

5. Орфографическая работа

а) Замени слово ребята близкими по смыслу словами.

(Ребята, они, школьники, мальчики и девочки, малыши, друзья, детвора.)

Б) Подбери как можно больше имён прилагательных к словам день, лед.

В) Скажи по-другому.

Тонкий лёд дал трещину.
Ребята спасли малыша.
Недаром говорят.

Г) Словарный материал:

Р.бята, друз.я, сне.ки, поб.жал, ле., ск.льзить, ок.зался, хол.., дли..ую, и. в.ды

С) Составь из слов каждой строчки предложения.

• по, скользить, малыш, гладкому, стал, льду
• крепость, строила, снежную, детвора
• длинную, протянул, мальчик, другу, палку
• воду, закричал, ледяную, малыш, в, упал, и

– Прочитай предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ.

Физкультминутка. (имитация движений.)

(ф.зарядка) Имитация движений

Мы сейчас в (снежки ) играем,
Мы командой нападаем.
Бьем (снежками ) по врагу,
Все соперники в (снегу ).
Им не скрыться, не спастись,
Ведь у них нет... (снежной крепости )

6. Составление сочинения.

Можно дать имена ребятам.

Составь текст-повествование, используя план и картинки-схемы – I группа учеников,
план, опорные слова и словосочетания – II группа учеников,
для III группы – вставить пропущенные слова.

Табличка для III группы учеников:

Стоял (какой?) денёк. (Кто?) играли в …., строили … ...
(Кто?) побежал (куда?). Он стал (что делать?) по нему. Вдруг (что?) затрещал. Малыш (что сделал?) в воду. От страха он (что сделал?). Ребята (что сделали?) крик и помчались к (кому?). (Кто?) протянул другу (какую? что?). (Кто?) ухватился за (что?). (Кто?) вытащили малыша (откуда?).
Недаром говорят: “ …….”.

VI. Опорные слова и словосочетания.

Зимний денёк, крепость из снега, скользить, провалиться, оказаться в воде, помчаться, ухватиться, вытащить, друзья.

VII. Образец сочинения.

Друзья помогли.

Стоял ясный зимний денёк. Ребята играли в снежки, строили снежную крепость.

Илюша, самый маленький, побежал один на речку. Он выбежал на лёд и стал скользить по нему. Вдруг тонкий лёд затрещал. В одно мгновение мальчик провалился и оказался в воде. От страха и холода он закричал. Ребята услышали крик и помчались к речке. Ваня не растерялся и протянул другу длинную палку. Илюша ухватился за неё. Мальчики вытащили малыша из воды.

Недаром говорят: “Друзья познаются в беде”.

VIII Итог:

– Как вы думаете, мы справились с целью урока?

(Составили рассказ.)

– Отношение к героям.
– Даша, спроси у Вани, можно ли играть на льду?
– Когда?
– Игорь, а где ты играешь в хоккей?
– На катке. Можно и на речке.
– Галина Александровна, а можно Игорю играть на речке в хоккей?
– Да, если, разрешат взрослые, когда проверят лед.
– А вы хотите узнать о правилах игры на льду?

(Об играх на льду.) Правила безопасности: (картинки)

На следующем уроке мы этот текст отредактируем и запишем в тетрадь.
– Релаксация:

Кто считает, что урок понравился и сможет написать сочинение, возьмите большой снежок;
кому урок понравился, но затруднятся в написании сочинения, возьмите снежок поменьше;
кому урок понравился, но нужна моя помощь – возьмите самый маленький снежок.

– Спасибо за работу на уроке. Вы – молодцы!