Занятие в сенсорной комнате "Путешествие на остров Добра"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формировать у учащихся потребность в саморазвитии и самоизменении,  умение осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков.

Задачи:

  • Развитие сотрудничества и сплоченности детского коллектива.
  • Развитие навыков социального поведения
  • Развитие межполушарного взаимодействия
  • Способствовать рефлексии
  • Расширение пассивного и активного словаря детей
  • Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к окружающим людям.

Оборудование: игровой мат, массажный коврик, сухой бассейн,воздушно-пузырьковая  колонна, мягкие модули, две доски-планшеты и два карандаша.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог-психолог: Здравствуйте гости, здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, путешествие на остров добра. Прежде чем, отправиться в путешествие на остров добра, давайте разгадаем три тайны обращения  друг к другу.  Для этого давайте поиграем в игру «Цветок – имя».

Игра «Цветок – имя»

Садитесь на разноцветный мат, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы. Попробуйте увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем, а возможно это цветок, которого нет в природе – вы его придумаете. Какой он?  А сейчас можете открыть глаза и расскажите по очереди о своем цветке. Давайте, я начну, Надежда – это цветок нежный, красивый, но на крепком стебельке, т.е. с сильным характером.

Детей говорят по кругу.

Педагог-психолог: Вот мы с вами и отгадали первую тайну – «Обращайтесь всегда по имени друг к другу, прежде чем начать разговор».
Ребята, теперь нам надо разгадать вторую тайну. Для этого мы с вами проиграем такую ситуацию.

Игровая ситуация: Встаньте по два человека спиной друг к другу, у вас следующее задание: вы должны поприветствовать друг друга, спросить, чем будет заниматься каждый из вас вечером, но при этом вы должны стоять спиной друг к другу.
Садимся на коврик.
– Скажите, удобно ли вам было приветствовать друг друга? Что вам мешало при этом?

Ответы  детей.

Педагог-психолог: Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг другу. Вот мы с вами раскрыли вторую тайну: когда мы обращаемся друг к другу нужно смотреть в глаза.

Педагог-психолог: А сейчас и наши пальчики тоже поздороваются, мы выполним кинезиологическое упражнение, которое стимулирует развитие наших способностей.

Упражнение «Пальчики и руки здороваются»

И.п. сидя на полу. Поочередное и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется в прямом и обратном порядке (от указательного пальца к мизинцу и от мизинца к указательному).
Вторая часть упражнения: Пальцы рук соединить в «замок» и выпрямляем поочередно пальцы, начиная с мизинца к большому пальцу, затем руки в «замок» и выпрямляем пальцы в обратном порядке.
– Молодцы! Ну что, продолжаем.
– А как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом?

Ответы  детей.

Педагог-психолог: Можно сказать комплимент – несколько добрых слов. Восхититься красивой одеждой (например: «Тебе очень идет это платье»), а также можно отметить положительные качества друг друга, за что-то похвалить (например: «Ты всегда делишься с другими, не жадничаешь», «Ты очень аккуратный»). В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно».
Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется – «Комплимент».

Игра «Комплимент»

Встаньте в круг и, обращаясь по имени, друг к другу, глядя в глаза, произнесите комплимент и помним о том, чтобы  благодарить за приятные слова.
– Вот и мы разгадали третью тайну. Какие же три тайны вы сегодня узнали?

Ответы  детей.

Педагог-психолог: Правильно, при встрече друг с другом сначала улыбнитесь, называя имя, посмотрите, друг другу в глаза и по возможности произнесите комплимент.

– Ну что же, мы готовы отправляться в путешествие на остров добра. 
Далеко-далеко, где-то в море-океане есть Чудо-остров. Окружен этот остров скалами прибрежными.

Упражнение «Скалы»

Встаньте, пожалуйста. Вы «скалы» упритесь ногами в пол, так как будто вы вросли в землю. Напрягите свое тело. 1-2-3. Это упражнение оптимизирует тонус мышц. Расслабились – 1-2-3. Повт.2-3 раза.

Педагог-психолог: Да и путь к острову не легкий.  Не ищите этот остров на карте, все равно не найдете, потому что этот остров волшебный. Все на нем необыкновенно. Нам предстоит интересное путешествие, полное приключений и препятствий.
Пойдем по тропинке, которая нам укажет путь к мудрецу. Дорога та волшебная, всех идущих по ней наделяет силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело

(Ходьба по массажному коврику).

Вот мы пришли к мудрецу, старому индейцу. Присаживайтесь на пуфики и пожалуйста, закройте глаза и, представьте старого индейца и его внука.

Притча о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Беседа по притче:

– Вам понравилась притча? Что имел в виду старый индеец? Ответы детей.
– А теперь на острове мы с вами оказались у озера Добра. Сегодня мы будем погружать руки в сухой бассейн. Встретив чью-то руку, вам предлагается пожать руку этого человека и догадаться, чья это рука…
– Сложно угадывать, чья рука? Почему?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Прошу вас подойти в воздушно-пузырьковой колонне, это так называемый родник «Добрых дел». Прикоснитесь к нему, подержите руки, вы чувствуете вибрации, которые вас расслабляют. И вселяют в нас доброту и спокойствие.
Прикоснувшись к роднику: Вспомните, когда в последний раз вы делали доброе дело или совершили добрый поступок? В чем оно выражалось?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Мы с вами вспоминали, какое доброе дело вы сделали недавно.
Но в жизни те, кто сделали доброе дело, те молчат о сделанном, а говорят пусть те, для кого оно было сделано. Так сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая добро, не надо ожидать благодарности. Быть добрым – значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, а БЕСКОРЫСТНО.

– Как вы понимаете, о чем здесь говорится: Так, один человек сказал: «Что самая большая цель жизни – увеличить добро в окружающем мире. А добро – это, прежде всего счастье всех людей».

Ответы детей.

Педагог-психолог: О каких акциях доброты вы слышали, а может, и участвовали?

Ответы детей (акция Дети тундровикам, посылка солдату, помощь больной девочке)

Педагог-психолог: Все это достойно уважения. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту, человеколюбие?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Присаживайтесь на коврик. Я хочу предложить вам послушать стихотворение «Я не подумал о других» (И.С.Панасюк)

Не знал я, чем себя занять,
и вышел просто погулять
Вот лужа! Я в нее ногой!
Забрызгал всех прохожих. Ой!
«Что ты наделал?» – все кричат.
Вопят, орут, визжат, ворчат!
Я не забочусь о других.
Зачем мне думать о чужих?
С меня стекает грязь рекой.
Что мама скажет мне? Ой!Ой!
А мама мне сказала так:
– Да, пачкать вещи ты мастак!
Грязнуля ты, похоже,
Что ж, будешь спать в прихожей!
– Нет, не хочу в прихожей спать,
Хочу в любимую кровать!
Я вещи грязные стирал,
Я так трудился, так устал!
И сразу вспомнил о других.
Подумал: как же там у них?
А вдруг и тех, прохожих,
Заставят спать в прихожей?...

– Ребята о чем это стихотворение?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Большая цепь добра начинается с малого – с желания добра своим близким и окружающим вас людям. Думайте о близких и окружающих вас людях.

Вот мы и подошли к пещере.
А теперь встаньте по командам так, чтобы получилось два паровозика. Скажите мне, пожалуйста, светло ли в пещере? Правильно, там темно и узкие проходы. Нам с вами нужно передать волшебное заклинание, и тогда мы сможем выбраться из пещеры и продолжить наш путь.
Тому, кто стоит последний, я дам написанное заклинание. Он должен передать изображенный символ или слово по букве впередистоящему, и так передаем послание. Первый стоящий записывает и зарисовает его на бумагу. Чтобы было вам легче предлагаю между словами делать, такое движение, как бы очищая «лист» и тогда  впередистоящий человек поймет, что одно слово закончилось и начинается другое слово (провести руками по спине впереди стоящего несколько раз).

Приложение 1. Послание: На привет – ответ.)

Человек, который стоит последним, не должен торопится, чтобы буквы не сливались в одну.
Вы получили волшебное заклинание. Первая часть, которого, у одной команды, а вторая часть у второй команды. Вам нужно части заклинания соединить, и угадать какое слово, должно быть вместо символа – солнышка.
Если вы разгадаете заклинание правильно, стены пещеры раздвинутся, и мы сможем выбраться.
– Молодцы, благодаря слаженной работе каждого из вас вы разгадали послание. Как вы понимаете это послание?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Стены пещеры раздвинулись, и мы с вами вышли на поляну. Поляна, на которой мы посеем добро. Давайте сейчас представим, что мы с вами семена «добра», т.е. наши добрые поступки, которые мы с вами совершаем.
Сейчас каждый из вас подумает о добром поступке, которое хотелось бы совершить.

Дети могут озвучить свой  поступок.

Упражнение «Семена Добра»

Присядьте, руками обхватите коленки. Постепенно семена прорастают (выпрямляемся), росток добра растет (поднимаем руки), дерево добра крепчает становиться выше (встаем), Ветер ветки дерева шевелит (покачиваем руками). Весной набухли почки (сжимаем пальцы в кулаки) Раскрылись все листочки (разжимаем кулаки и шевелим пальцами). Чтоб деревья подрастали, Чтоб они не засыхали, Корни дереву нужны (Опускаем руки, разводим пальцы в стороны) Почему они важны? (Ответы детей.).

– Молодцы мы посеяли добро.

Упражнение «Азбука красивых слов»

– Сейчас я хочу вам предложить на пустыре построить крепость из мягким модулей, но не просто так, а на каждую букву алфавита назвать те слова, которые помогаю людям на земле жить дружно, например: а – аккуратный и я ставлю первый кирпичик, следующий человек на букву Б
Приложение 2. Подсказочка: б – благородный, в – вежливый, великодушный, веселый…(героический, добрый, жизнерадостный, интеллигентный, красивый, кроткий, ласковый, милосердный, оптимистичный, победоносный, радостный, элегантный).
((Можно использовать наводящие вопросы, например, как можно назвать человека, который уступает место взрослым? и т.д.))
Молодцы! Здорово! Мы вместе построили крепость.

Коммуникативное упражнение «Мост дружбы»

Наше путешествие подходит к концу. Я хочу вам предложить: образуйте пожеланию пары, придумайте и покажите какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища) например, соприкасаясь головами или ладошками. Молодцы!
А сейчас кто хочет «построить» мостик втроем, вчетвером и т.д. А теперь давайте все вместе возьмемся за руки, поднимем вверх руки. Вот какой мост дружбы у нас получился.

Педагог-психолог:

Один человек решил изменить мир

Один человек решил изменить мир.
Но мир такой большой, а он такой маленький.
Тогда он решил изменить свой город.
Но город такой большой, а он такой маленький.
Тогда он решил изменить свою семью.
Но семья у него такая большая, одних детей десяток.
Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, – самого себя.

Вот и закончилось наше путешествие на остров добра, и я надеюсь, что добро всегда будет рядом с вами, и в вас самих. И мы сегодня с вами нашли маленький клад, сокровище. Вот он, что же в нем? А в ларце лежат необычные цветы (Приложение 3). Это «цветик-многоцветик». Это не простой цветок, а цветик-многоцветик для запоминания. На нем уже написаны слова, а также вы можете дополнить  каждый лепесток цветка хорошими словами для того, чтобы помнить про тех, кто рядом с вами и какие слова можно использовать, чтобы сказать приятное окружающим вас людям. А на другой стороне цветочка тоже маленькая напоминалочка «Три тайны обращения к друг к другу».

– Всем спасибо за работу на занятии, а сейчас ответьте, пожалуйста:
– Какие моменты занятия вам понравились больше всего? Почему?
– Какое из заданий оказалось самым трудным?
– Почувствовали ли вы поддержку и помощь своих товарищей во время игры?
– Удавалось ли во время занятия избежать проявления грубости, агрессии, конфликтов?

Ответы детей.

Литература:

  1. Козулина Г.В., Переяславцева Н.А. Игровое психолого-логопедическое занятие с элементами продуктивно–художественной деятельности на тему: Будьте вежливы с друзьями и взрослыми  [электронный ресурс]. https://urok.1sept.ru
  2. Левченко Н.Л. Мир волшебства  сенсорной комнаты. [электронный ресурс] // http://edu.restmarket.com/
  3. Притчи [электронный ресурс] http://www.torsunov.ru/ru/interesting/parable.html
  4. Сиротюк А.Л. – Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
  5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.  М.: ТЦ Сфера, 2001. – 80 с.
  6. Фомина А., Лангуева Е.Волшебные уроки Психологическая игра для
    старших дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2004. – №36. /https://psy.1sept.ru/
  7. Я и мое поведение. Демонстрационный материал. Беседы по картинкам.