Еще живой роман… (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель: обобщение и систематизация знания студентов после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Задачи:

  1. Проверить уровень сформированности знаний текста романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
  2. Формировать эстетические идеалы посредством развития творческих способностей студентов.
  3. Проникнуть путем совместного исследования в сущность взаимоотношений отцов и детей.
  4. Формировать умение доказательно вести в споре «свою линию».
  5. Развивать речь студентов путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений.
  6. Воспитывать интерес к творчеству И.С.Тургенева, уважительное отношение к мнениям людей разных поколений.

Материал к уроку: портрет И.С.Тургенева, мультимедийное оборудование, видеофильм «Отцы и дети», музыка из к/ф «Мой нежный и ласковый зверь», карточки с портретными характеристиками, карточки для конкурса «Мысль изреченная», карточки с надписями «отцы», «дети», «эксперты», кленовый листочек, цветные мелки.

Ход урока

I. Оргмомент

(Приветствие, сдача рапорта студентами, проверка оборудования рабочего места).

II. Закрепление изученного материала.

1. Сообщение цели урока.

– Внимание на экран.

(Демонстрируется отрывок из фильма «Отцы и дети» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

– По какому произведению поставлен фильм, отрывок из которого вы сейчас видели?

– Это тургеневское творение по праву заслужило название «книги поколений». Не сомневаюсь, что сегодняшнее занятие подтвердит слова выдающегося деятеля отечественной культуры А.В.Луначарского, сказанные в 1925 году:

«… несмотря на то, что мы не похожи на людей тогдашнего времени, «Отцы и дети» еще живой роман…»

и слова критика А.А.Жука, сказанные в 1981году:

«Этот роман [Отцы и дети] стал одним из центральных в русской литературе, ибо «впитал» все, что уже было открыто литературой о «новых людях», сформулировал и глубоко осмыслил эту главную для общественного развития тему.Он актуален и сегодня».

– Почему же два высказывания, написанные в разное время, так созвучны?

(Проблема взаимоотношений отцов и детей, которую автор поднимает в своем произведении, актуальна во все времена).

– Эта проблема в центре нашего внимания на заключительном уроке по произведению И.С Тургенева «Отцы и дети».

2. Беседа.

– Почему роман так назван?

(Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х гг., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. Роман не исчерпывается только социальным звучанием, это и психологический роман. И.С.Тургенев противопоставляет два поколения – отцов и детей в полном смысле этого слова.)

– Какими предстают перед нами в романе дети, отцы?

(Дети – нигилисты, они считают своим делом все отрицать, но у них нет положительной программы, они не предлагают ничего взамен. Отцам страшно представить разрушение «всего» в обществе. Они не реакционеры, а либералы.)

– В какие годы создавался роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева?

(Роман был написан в 1860-1861гг).

– Чем характерно это время?

(Время написания романа– период сложный для России. Была проиграна война с Турцией. Произошли изменения во внутренней политике: смена царствования. Смерть Николая I закончила эпоху репрессий. Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой. Аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», чтобы быть образованными. Разночинцы же такую роскошь, как расширение кругозора, не могли себе позволить. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить, и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова, главного героя романа «Отцы и дети». Он выбирает профессию медика, т.к. ему надо, во-первых, о себе позаботиться в будущем, во-вторых, он желает принести пользу людям, в-третьих, она не мешает его нигилистическим взглядам. В образе главного героя Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения.)

– Базаров – медик по профессии, но обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера. Назовем их.

(Он работоспособный, ответственный, с удовольствием занимается любимым делом – медициной, самосовершенствуется, но он резок, высокомерен, что не позволительно для представителя этой профессии.)

– Отец Базарова тоже медик, и часто они говорят об одном и том же. Но везде Базаров – старший употребляет латинские термины, сын упрямо переводит их на русский язык. Найдите примеры в тексте.

(Работа с текстом)

– Только однажды Базаров сурово вернет отца к реальности грозным названием своей болезни: пиэмия:

«Старина, – начал Базаров сиплым и медленным голосом, – дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь.

… Василий Иванович дрогнул и похолодел от страха.

– Положим, – сказал он наконец, – положим…если…если даже что-нибудь вроде… заражения…

– Пиэмии, – подсказал сын.

– Ну да…вроде…эпидемии…

– Пиэмии, – сурово и отчетливо повторил Базаров. – Аль уж позабыл свои тетрадки?»

– Какая деталь в данном отрывке характеризует героев?

(Латынь – вывеска учености, знак отличия. Базаров – старший, которому получение профессии, скорее всего, далось нелегко, гордится этим, поэтому обыденную речь перемежает специальной терминологией. Базаров – младший привык называть вещи своими именами. Работа всецело его поглощает, он многого достиг, но понимает, что это не предел. Для него латынь – необходимая часть научных исследований. И отец и сын едины в одном – постановка диагноза на латыни неоспорима. Это язык науки.)

– Как ведет себя герой перед смертью?

(Он мужественно принимает вызов судьбы. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя. Привлекает не только его сила воли, но и человечность его поведения. Он становится нам ближе перед смертью. Она сближает его и с родителями, которых при жизни он не всегда понимал.)

– Что лежит в основе сюжета произведения?

(В основе сюжета лежит острый конфликт между отцами и детьми).

– Во время анализа романа ваши мнения, кто же прав, «отцы» или «дети», разделились. Кто-то из вас придерживался позиции «отцов» в романе, кто-то поддерживал детей. По итогам работы были образованы группы:

  1. «отцы»;
  2. «дети».

(Учитель ставит таблички с надписями «отцы» и «дети» на столы, вокруг которых сидят группы).

– Дальнейшая работа будет организована в группах. Ваша задача – доказать позицию представителей своего поколения, кто же в романе прав – «отцы» или «дети»? По результатам работы мы посмотрим, чья же позиция оказалась более доказательной.

– Вашу работу в группах будут оценивать эксперты из числа студентов группы, которые проявили себя на уроках анализа произведения наиболее активно. Это студентка …

3. Работа в группах.

А) «Век нынешний и век минувший».

– Сейчас вам предоставляется возможность почувствовать себя на месте действующих лиц романа «Отцы и дети». Вы должны их угадать, а затем ответить на вопросы от лица угаданного героя. Группы задают вопросы друг другу.

Задание команде «отцов».

Узнай героя.

«Аркадий … увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старинный военный сюртук нараспашку».

Вопрос:

Уважаемый Василий Иванович, вы давно уже в отставке, но медицинскую практику не оставили, лечите крестьян. Это благотворительность или же средство существования для вашей семьи? (Все это я делаю gratis – анаматер», т.е. даром (лат.), по-любительски (франц.)).

Задание команде «детей».

Узнай героя.

«Лицо длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Вопрос:

Перед вами автопортрет известного художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. Павел Петрович упомянул о молодых художниках, которые «Рафаэля считают чуть ли не дураком». А каково ваше отношение к творчеству великого итальянца? (« По-моему, – возразил Базаров, – Рафаэль гроша медного не стоит, да и они [ художники нового поколения – О.Х.] не лучше его».)

Задание команде «отцов».

Узнай героя.

« На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском. Как новое серебро; лицо его, желчное. Но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…»

Вопрос:

Ваш брат увлекался Пушкиным, «благоприятствовал Гете и Шиллеру. А какие авторы и книги вам интересны? Много ли вы читали? (Павел Петрович «прочел всего пять, шесть французских книг» в молодые годы. Позднее «стал читать все больше по-английски».)

Задание команде «детей».

Узнай героя.

Подробного описания внешности этого персонажа в романе не содержится, портрет создается писателем посредством деталей: «в тарантасе мелькнул околыш студенческой фуражки», «безбородая, запыленная и загорелая щека молодого кандидата».

Вопрос:

Несмотря на надетую вами «маску» нигилиста, в вашей речи нет-нет да и проскользнет красивое словцо, поэтичное сравнение. Так, однажды, увидев, как падает с дерева сухой кленовый лист, вы произнесли возвышенную речь. Будьте любезны, возьмите сейчас в руки засушенный кленовый листок (ведущий вручает его игроку) и пофилософствуйте, как некогда в разговоре с Базаровым. («Посмотри, – сказал вдруг Аркадий, – сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое – сходно с самым веселым и живым».)

– Эксперты оценивают работу групп.

Представителей своего поколения вы знаете замечательно, посмотрим, как вы знаете текст романа.

Б) Викторина.

(Вопросы задаются поочередно группам).

– Эксперты оценивают работу.

(Приложение №1).

В) «Мысль изреченная».

– Главному действующему лицу романа Базарову принадлежит немало афористичных высказываний: иногда весьма ироничных, иногда парадоксальных, часто довольно глубоких и интересных по содержанию. Сейчас вы получите листы с заданием, суть которого состоит в том, чтобы вставить в предложенные цитаты ключевые слова. На работу вам пять минут.

Задание команде «отцов».

  1. «Природа не храм, а [?], и человек в ней работник». (Мастерская).
  2. «Всякий человек сам себя [?] должен». (Воспитать).
  3. «Порядочный [?] в двадцать раз полезнее всякого поэта». (Химик).

Задание команде «детей».

  1. «[?] … ведь это чувство напускное». (Любовь).
  2. «Исправьте [?] и болезней не будет». (Общество).
  3. «Кто [?] на свою боль, тот непременно ее победит». (Злится).

– Проверяем работу групп. Эксперты оценивают.

Г) Заполнение таблицы «Ассоциации».

Текст романа и его героев вы знаете хорошо. А какие ассоциации вызывают у вас понятия «отцы» и «дети»?

В таблицу необходимо внести свои ассоциации к понятиям «отцы» и «дети». Группа «отцов» заполняет первую колонку, группа «детей» – вторую. Третью колонку заполним вместе. На работу вам 3-4 минуты. (Приложение №2).

 Отцы  Дети  Взаимоотношения
     
     
     
     
     
     
     

– Как противоречивы определения, которые вы дали понятиям «отцы» и «дети», так противоречивы и их взаимоотношения. Таким образом, каковы бы не были отношения между сторонами этого конфликта, он неизбежен.

– Эксперты оценивают работу групп.

Д) Творческая работа.

– Составляем синквейн. Вспомним алгоритм написания синквейна. (Приложение №3). В основе должна быть главная мысль, выраженная одним словом.

Для команды «отцов» – это слово «отцы», для команды «детей» – это слово «дети».

На работу вам 3 минуты.

– Проверяем. Читает синквейн группа «отцов»… «детей».

– Ваши мысли. Чья точка зрения в романе верна?

– Выступления экспертов.

Е) Исследовательская работа.

– Следующая ваша задача – доказать свою позицию. Группа отцов доказывает, что их позиция в романе верна, а детей – их. На работу вам 8-10 минут.

(Пока студенты работают в группах, звучит вальс из к/ф «Мой нежный и ласковый зверь»).

– О результатах исследования докладывает группа «отцов», группа «детей».

(Выступления студентов).

– Слово экспертам.

Ж) Оценка работы.

– Слово экспертам (эксперты подводят итоги работы в группах, высказывают свое мнение).

З) Рефлексия.

(Студенты оценивают свою работу в группе).

– С вашим мнением созвучно стихотворение Дмитрия Минаева «Отцы или дети» ? Параллель»

(Звучит стихотворение).

(Приложение №4).

III. Итог.

– Проблема отцовства одна из важнейших для людей всех времен и народов. Только осознание человеком своих корней, духовной связи с прошлым дает ему будущее. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» – необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо. В конце романа это понимает Аркадий и принимает позицию отцов. Базаров остается один. Одиночество и внутренний разлад (в душе героя) лишь подтверждают позицию старшего поколения.

Поколение отцов более мудрое, многому научившееся за годы своей жизни. Об этом говорит и Библия.

(Видеоролик из презентации).

– Ваши мысли.

IV. Домашнее задание.

– Написать сочинение на тему «Отцы и дети нашего времени».

Приложение.