Урок музыки "Можем ли мы увидеть музыку". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Задачи обучения:
На примерах музыки П.Чайковского, Д. Кабалевского, С.Никитина показать связь музыки и изобразительного искусства, убедить в том, что музыка может вызвать в нашем воображении (нарисовать) какие- либо живописные образы, даже определённые картины.

Задачи воспитания:
Воспитание убежденности в том, что связь музыки с другими видами искусства и, в частности с изобразительным искусством даёт более полное представление о жизни.

Задачи развития:
Развивать внутренний слух и внутреннее зрение как основу творческого воображения.

План урока:

  • Музыкальное приветствие
  • Объявление темы урока и постановка цели
  • «До, ре, ми» Р.Роджерс - песня – распевка
  • Музыкальное лото
  • Песня о маленьком трубаче - С.Никитин, С.Крылов
  • Слушание: Танец феи Драже- П.Чайковский, Клоуны- Д. Кабалевский
  • Заполнение таблицы. Синквейн
  • Обсуждение и выводы.
  • Песня «Всюду музыка живёт»  

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие
Сегодня мы продолжим говорить о связях музыки с другими видами искусства. Подумаем  а может ли музыка «рисовать» картины? Как музыка связана с изобразительным искусством и  можем ли мы увидеть музыку?

 Вспомним песенку «До, ре, ми»
Простая весёлая песенка, выросшая из обычной гаммы, стала главным действующим лицом большого кинофильма. Говоря о связях музыки с другими видами искусства, мы говорим, что и музыка и литература, и кино и изобразительное искусство обогащаются взаимно.

Вспомним понятия термины, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках музыки.

 Музыкальное лото. На доске в произвольном порядке написаны музыкальные слова и термины. Учитель даёт определение одному из этих слов, учащиеся называют это слово.

Правильные ответы зачёркиваются. Играет весь класс.

  • Главное средство выразительности в музыке, «душа музыки» (мелодия)
  • Вид, разновидность музыки (жанр)
  • Сила музыки- одно из средств музыкальной выразительности
  • Литературная основа оперы или балета (либретто)
  • Маленькая часть мелодии, имеющая выразительное значение(интонация)
  • Музыкально- сценическое произведение, где все герои танцуют (балет)
  • Графическое изображение музыкального звука (нота)
  • Окраска музыки (Мы часто используем для характеристики музыки термины, связанные с изобразительным искусством) Тембр.
  • Сигнальный духовой инструмент, на котором играл герой  песни С, Никитина

 Это герой Песни о маленьком трубаче С.Никитина и С. Крылова. Когда мы начали разучивать эту песню, то мы, как бы проживали вместе с маленьким трубачом его короткую героическую жизнь. Выразительная музыка, замечательные стихи раскрасили (опять я употребляю это живописное слово) каждый куплет этой песни.

1 куплет- начинается со страшного слова «война» (Обращаю внимание ребят, что песня начинается с той же интонации, что и «Священная война»)

Во 2 куплете мы вместе с трубачом радуемся «как хорошо, не надо кланяться»… а потом медленно, мучительно искали выход  … «ну, как же быть…»
И вдруг решительно и бессрашно: «И встал трубач…»
Последний куплет тихо и горько…

Исполнение песни классом.

Какой замечательный образ  юного героя  создали авторы этой песни и вы своим исполнением  помогли им.
Какие же средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания такого яркого зримого образа

  1. Драматически напряжённая мелодия
  2. Маршевая мужественная поступь (тип музыки)
  3. Минорный лад

Музыка рисует портрет героя.

Часто, говоря о музыке, мы связываем её звучание с изобразительным искусством.
Я  спрашиваю вас: Какие образы рисует музыка. Как раскрасила музыка образ, т.е. слушая музыку, мы можем представлять картину в своём воображении, причём музыка рисует живые картины, именно живые, потому что картина, нарисованная художником  неподвижна, а музыка – живая, она движется.
Сейчас прозвучит музыка - картинки, музыкальные портреты.
Попробуйте увидеть героев музыки, как они могут выглядеть, чем заниматься.  Одним словом, дать словесную характеристику, представив персонажей музыки, которая сейчас прозвучит.

7. Слушая музыку, заполним таблицу своих впечатлений. Получится синквейн.

Название

Фея Драже

Клоуны

2-3 прилагательных

Сладенькая, сказочная, леденцовая, хрустальная т.д.

Смешной, весёлый

2-3 глагола

Танцует, кружится, превращается, угощает…

Кувыркается, смеётся, шутит, фокусничает, балуется, прыгает…

Предложение- обобщение

Сказочная фея, Волшебный балет…

Замечательный клоун, Просто - цирк!

Учащиеся заполняют таблицу  и зачитывают свои записи

.Выводы: Итак, сегодня мы проследили, как музыка связана с изобразительным искусством. Можем ли мы теперь ответить на вопрос нашего урока:  Можем ли мы увидеть музыку? (Ответы ребят)

Да. Музыка может вызвать в нашем воображении живописные образы и даже определённые  картины. Музыка вместе с другими видами искусства даёт нам более полное представление о жизни. Оглянитесь, и вы услышите музыку повсюду.

 Песня «Всюду музыка живёт» Семернина. (3 мин)