Тема урока: «Путешествие в страну "Глаголию"»

Разделы: Русский язык


Цели урока: Систематизировать и обобщить знания, полученные о глаголе.

А) Отработать орфографические навыки: частицы НЕ с глаголами, употребление глаголов повелительного наклонения (“ь” – знак после согласных).
Б) Правописание инфинитива и глаголов 3-го лица (тся -ться).
В) Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Г) Умение употреблять глаголы в связной речи.

Ход урока

I.  Вступительное слово учителя.

1. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Глаголию, но вначале хочу уточнить: Зачем мы изучаем Глагол? Для чего?

(Ответы учащихся.) Ваши ответы меня убедили.

2. Посмотрим сценку Г.Граубина “Ссора в грамматике”. Вывод: “без глагола немыслимо действие”

3. Отправляемся в путешествие, чтобы убедиться: “Для чего нужен нам глагол” ?

II. Включаем грамзапись: Римский – Корсаков (шум моря).

Учитель: Впереди нас ждут испытания: острова, рифы, чтобы наш корабль не сел на мель, мы должны выполнить задание:

Первый остров “Пословиц” – каждая команда получает задание:

Первая команда: вспомнить и записать пословицы о дружбе.

Вторая команда: о труде.

Третья команда: пословицы, которые применимы для уроков технологии.

III. Остановка вторая: Остров поэзии: восстанови текст, вставь пропущенные слова.

I. группа:

Заколдован невидимкой
….Лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
……………..сосна.

А) Вставить глаголы, определить спряжение, время.
Б) Найти возвратный глагол.

II. группа:

Заунывный ветер………
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная…….
Глухо……….темный лес.

А) Вставить глаголы, определить спряжение, выделить окончание.
Б) Определить время.

III. группа:

Уж…….снег……ручьи
В окно……….весною
…………скоро соловьи.
И лес …………..листвою.

А) Вставить глаголы, найти безличный глагол, определить время.
Б) В первом предложении определить время, спряжение.

IV. Риф.

1-я команда

Когда вы ждете к себе гостей пригото…те что-нибудь вкусное. Когда приготов…..те, красиво рас…тав…те посуду на столе.

А) Расставьте знаки препинания в первом предложении.
Б) Определите наклонение, объясните орфограммы.

2-я команда.

Отыщ…те значение слова в толковом словаре. Когда вы отыщ…те, состав…те с ним приложение.

А) Найдите глаголы, объяснить пропущенные буквы.

В чем разница у этих глаголов?

3-я команда.

Пр…глядывайтесь к облакам,
Пр…слушивайтесь к птицам,
Пр…кладывайтесь к родникам,
Ничто (не)повторит…ся.

А) Определить наклонение глагола.
Б) Вставьте пропущенные буквы.
В) Какую гласную в приставке вы написали? Почему?

V. Внимание:

Черный ящик. Что в черном ящике?

Это глагол – называет действие, может быть возвратным и невозвратным, не имеет ни времени, ни лица, ни числа, нет окончания. (Инфинитив.)

Сигнал SOS!

Остров, которому угрожает экологическая катастрофа. Нужна ваша помощь. В защиту природы острова ваши плакаты. Задание командам.

1. Первая команда – составляет памятку в защиту природы; воздуха, рек, водоемов.

2. Вторая команда – составляет памятку в защиту леса, растений.

3. Третья команда – составляет памятку в защиту птиц, животных.

VI. Риф.

1-я команда – Стел…т, стро…т, кол…т, гон…т, смотр…т, открыва…т, ед…т.

А) Объяснить выбор гласной, определить спряжение, выделить окончание.

2-я команда – Зам…рать, зап…рат…ся, отп…реть, заб…рать, зам…рли, прот…реть, прот…рать.

А) Выделить корень, объяснить чередование гласной в корне слова.

3-я команда – увид…л, разве…л, раста…л, подкле…л, постро…л,

А)определить время, объяснить написание гласной, выделить суффиксы.

VII. Остров “Времена года”.

Написать сочинение – миниатюру, используя глаголы, по иллюстрациям.

1-я команда: Зима.

2-я команда: Осень.

3-я команда: Лето.

VIII. Остров художников.

Учитель: на острове исчезли краски, наша задача – вернуть острову краски. Каждый выйдет и, используя только одну краску, оставит один мазок, штрих, солнышко, улыбку. Это наше настроение, с каким настроением мы приплыли в страну “Глаголию”!

Дома: подготовьтесь к контрольному диктанту. Повторить параграф № 88, 89, 99.

Викторины для уроков русского языка и литературы.

Узнай, кто я?

1. Я, наверно, всех важней,
Отвечаю на вопросы
Косвенных я падежей.
В тексте ты меня найди
И пунктиром подчеркни.
(Дополнение.)

2. Признак я обозначаю,
На вопросы отвечаю.
А вопрос ко мне такой:
Чей? Какая? и Какой?
И подчеркивай всегда меня
Волнистою чертой.
(Определение.)

3. А что это за чудак,
Задает вопросы так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И Как?
И скажите мне, друзья,
Как подчеркивать меня?
(Обстоятельство.)

Узнай, кто я ?

Меня узнать я помогу.
Я кратким в слове быть могу
Со словом “очень” я дружу. (Качественные прилагательные.)

Я – частица.
Этим я могу гордиться,
Прежде чем меня узнать,
Правило ты должен знать. (Частица не.)

Кому – то я принадлежу.
И этим очень дорожу.
Когда вопрос ты “Чей?” поставишь,
Мне удовольствие доставишь. (Притяжательное прилагательное.)

Может быть, характер мой
Вызовет сомнение.
Не найдете у меня степеней сравнения,
Краткой формы не имею,
Слово “очень” не по мне,
Счастлив без него вдвойне
(Относительное прилагательное.)

Что же это там за слово?
На шипящую основа.
Мягкий знак не пишется,
Хотя в слове слышится
(Краткое прилагательное.)

Я между слов стою,
Оттенки цвета я даю
Вам без меня не обойтись,
Ну, а зовут меня: дефис.

Хорошо ли вы знаете героев Сказок А.С.Пушкина.

1. Кто же коршуна убил?
Чародея подстрелил?
Лебедь белую избавил,
Девицу в живых оставил?
Так скажите: Кто же он?
Это славный князь – Гвидон.

2. Что же это за кошмар?
Очень маленький комар
Выбрал время в самый раз,
Впился тетке в правый глаз.
Улетел он очень лихо.
Кто же тетка? Повариха.

3. Кто живет в поповом доме?
Спит себе он на соломе.
И работник, хоть куда,
И зовут его: Балда.

4. То был дом, потом дворец.
И корыто наконец.
На нее опять “проруха”
Старика бранит: “Старуха”.

5. Он один Балду не любит,
Никогда не приголубит.
И не радуют палаты,
Он со страхом ждет расплаты,
Часто щупает свой лоб.
Вы его узнали ? Поп.

6. Он под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
Вскоре встретил он девицу
Шамаханскую царицу
Околдован, восхищен,
Пировал у ней: Дадон.

Узнай героя?

На службе очень постарел,
Во многом в жизни преуспел,
Хотя он взяточник и плут
Серьезен он, по – своему неглуп.
(Городничий.)

Пять книг он в жизни прочитал
И сразу вольнодумным стал
Борзыми взятки он берет.
А остальное все не в счет
(Судья.)

Услужлив он и суетлив
И должностью своей счастлив.
Проныра, взяточник и плут.
Неповоротлив, но неглуп.
(Земляника.)

Пусть человек он простодушный,
Наивный, очень уж послушный.
Уж коли что – то прочитает,
Про то весь город сразу знает.
(Почтмейстер.)

Все люди по ученой части.
И сохрани, Бог, от напасти.
Лишь только стоит к ним прийти,
Все может вдруг произойти.
Внедряют все науку в массы,
А детям делают гримасы.
Начнут им что – то объяснять
И тут же стулом об пол хвать.
(Смотритель училищ об учителях.)

Внеклассная работа по литературе “Литературный бой”.

Вед.: Сегодня состоится литературный бой между командами 9-х классов “Алый парус” и “Бригантина”.

Представление жюри.

Вед.:

Мы приглашаем всех на бой,
Где нужно думать головой
Чтоб все расставить по местам,
Помогут в этом книги нам.
Сегодня скажем без обмана:
Быть очень стыдно “Митрофаном”
Долг, совесть, смелость, честь –
Все невозможно перечесть,
Найдем все это у Гринева,
Коль книгу прочитаем снова!
И скажете, что это вздор?
К нам снова едет “Ревизор”
Вот старый Бульба с сыновьями,
Его узнаете вы сами,
Идет к богатырям царевна,
Ах, что же будет говорить
Княгина Марья Алексевна!
Мисс Жаксон, Настенька – служанка
И Лиза – барышня – крестьянка
Конечно , вы узнали их,
Героев наших дорогих
В гостях у нас сегодня сказка,
Ее герой уже подсказка
Пусть сказка ложь, порой намек,
Всем преподносит нам урок!
Коль глупый – значит поучись,
А коль ленивый – потрудись,
Желает сказка всем добра
Об этом знает детвора!
Сегодня, быть или не быть,
Должны команды победить!

Вед.: Мы просим команды подняться на сцену.

Встречаем команды:

“Алый парус”, “Бригантина”.

Команды исполняют песню “Ребята, надо верить в чудеса и песню “Бригантина”.

Перекличка между командами:

1-й чтец:

Чем замечателен Китай?
В нем город есть Манчжурия,
А в нашей школе есть страна – “Литературия”.

2-й чтец:

Нас отличает от других высокая культура,
Путевку в жизнь дает всем нам –
Предмет литература.

3-й чтец:

Предмет наш – это вечный бой,
Уже не снится нам покой,
И чтобы все на свете знать,
Книг нужно тонны прочитать.
И чтоб от жизни не отстать,
Всегда быть вместе с веком,
Герои книг помогут нам остаться человеком.

Вед.: Чтобы подготовиться к игре, проведем легкую разминку!

Хорошо ли вы знаете сказки Пушкина?

Ответы говорим хором. Будьте внимательны!

1. Кто же коршуна убил?
Чародея подстрелил?
Лебедь белую избавил,
Девицу в живых оставил.
Так скажите: Кто же он?
Это славный князь: Гвидон.

2. Что же это за кошмар?
Очень маленький комар
Выбрал время в самый раз
Впился тетке в правый глаз
Улетел он очень лихо
Кто же тетка? Повариха.

3. Кто там песенки поет
Да орешки все грызет
Диво, право, не безделка
Вы узнали: Это Белка!

4. Что же это там за диво,
Море вздуется бурливо,
Окиян подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя!
Тридцать три богатыря.

5. Кто живет в поповом доме?
Спит себе он на соломе
И работник, хоть куда!
А зовут его: Балда.

6. Он один Балду не любит
Никогда не приголубит
И не радуют палаты,
Он со страхом ждет расплаты,
Часто щупает свой лоб
Вы его узнали? Поп.

7. Он под старость захотел
Отдохнуть от разных дел
Вскоре встретил он девицу
Шамаханскую царицу
Околдован, восхищен
Пировал у ней: Дадон.

Вед. Сказки Пушкина вы знаете хорошо. Условие второе, хорошо ли знаете героев комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.

“Узнай героя”.

На службе очень постарел,
Во многом в жизни преуспел
Хотя и взяточник, и плут
Серьезен он, по – своему неглуп
(Городничий.)

Пять книг он в жизни прочитал
И сразу вольнодумным стал,
Борзыми взятки он берет,
А остальное все не в счет
(Судья.)

Услужлив он и суетлив
И должностью своей счастлив
Проныра, взяточник и плут
Неповоротлив, но не глуп
(Земляника.)

Пусть человек он простодушный
Наивный, очень уж послушный
Уж коли что – то прочитает,
Про то весь город сразу знает
(Почтмейстер.)

Разминка закончена. Вопросы командам.

1. Девиз царя Дадона.

2. Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит? Кто входит? и зачем?

3. Сколько раз встречается цифра 3 в сказке о царе Салтане?

4. Проинсценировать любой эпизод из сказки о мертвой царевне.

5. Какие картинки висели на стене в доме станционного смотрителя?

6. Чей это портрет? “Барышня – крестьянка” , Жаксон Лиза, Настя.

Набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон, фальшивее локоны, гораздо светлее ее собственных волос, взбиты были как парик Людовика 14.

7. В судьбе какого героя Циклон сыграл роковую роль?

А.С.Пушкин “Метель”.

8. Назовите первые профессии учителей Митрофана – Вральмана и учителя Гринева “Бопре”

9. Назовите примеры говорящих фамилий

(Из любых произведений.)

10. Кто кому пишет:

1) Отец Гринева Савельичу.
Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем……, и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли ты исполняешь свою должность и господскую волю?

2) Чмыхов Городничеву.
Так как я знаю, что за тобою, как всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уж не приехал и не живет где-нибудь инкогнито.

3) Хлестаков Тряпичкину.
На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг…

4) Ванька Жуков дедушке.
А на неделе хозяйка велела почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.

5) Савельич отцу Гринева.
Милостивое послание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что де стыдно мне исполнять господских приказаний; – а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос.

11. Кому, что снится?

1) Городничему.
Я как будто предчувствовал, мне всю ночь снились какие – то необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали и пошли прочь.

2) Гриневу.
Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что же?... Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черною бородой, весело на меня поглядывает.

3) Татьяне Лариной.

Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно – покорна;
Не шевелится, не дохнет;
Он мчит ее лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогий;
Кругом все глушь, повсюду он
Пустынным снегом занесен,
И ярко светится окошко,
И в шалаше и крик, и шум;
Медведь промолвил: здесь мой кум.

12. Чей это портрет?

1) Пугачев.

Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятно, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был ободранный армяк и татарские шаровары.

2) Грузинка “Мцыри” Лермонтов.

И беден был ее наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры,
Откинув летние жары,
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь ее ; и зной
Дышал от уст ее и щек.

3) Кирибеевич.

Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.

4) Алена Дмитриевна.

На святой Руси, Нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит , словно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
С грудью белою цалуются.

5) Андрий “Тарас Бульба”.

Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из – под модной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.

Инсценирование басни Крылова. Пантомима

13. Назвать произведения, в названии которых используеться имена числительные.

14. Назовите произведения, которые в названии имеют имена и фамилии?

Николай Тихонов “Перекоп”.

15. Буриме.

Алмаз.
Затих.
Противогаз.
На троих.
Катятся звезды, к алмазу алмаз.
В кипарисовых рощах ветер затих.
Винтовка, подсумок, противогаз.
И хлеба фунт на троих.

16. Домашнее задание: Инсценирование эпизода из комедии “Ревизор”.

17. Домашнее задание Ты мне, я тебе – 4 вопроса.

18. Откуда вылетело “Крылатое слово”.

Жюри подводит итоги, объявляет победителей.

Откуда вылетело “Крылатое слово”.

А поворотись – ка, сын!

И крестьянки любить умеют!

Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?

С Пушкиным на дружеской ноге.

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

На деревню дедушке

Блоху подковать

Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы_
Ради жизни на земле.

А он, мятежный просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,

Богатыри – не вы!

Есть еще порох в пороховницах!

А подать сюда Ляпкина – Тяпкина!

Я тебя породил, я тебя и убью!

Она сама себя высекла!

Не приведи Бог, видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!