Тема урока "Проверяемые и непроверяемые орфограммы корня. Удвоенные согласные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: Закрепить знания об изученных орфограммах, развивать орфографическую зоркость. Воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока

1. Мобилизирующий момент.

1.1. Каким научным словом мы назвали опасное при письме место? (рисунок 2). Приложение

1.2. Что мы знаем о происхождении этого слова: орфо+грамма= орфограмма. Это греческое слово: орфо правильная, грамма – буква.

1.3. Какая орфограмма есть в написании этого слова?

1.4. Можно ли проверить написание удвоенных согласных в слове?

1.5. Как называются слова, которые нельзя проверить? (Словарные слова).

1.6. А как назовем орфограмму в этих словах? (Непроверяемая орфограмма).

2. Определение темы и цели урока.

1.1. Послушайте слова и определите с какими орфограммами мы будем сегодня работать?

Веселый, Россия, число, жжет, честный, скользкий, жужжит, дрожжи

Это слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Так назовем тему нашего урока (рисунок 1).

3. Упражнение в распознавании орфограмм (рисунок 3).

1.1. Прочитайте слова и объясните орфограммы в корне:

Веселый, Россия, число, жжет, честный, скользкий, жужжит, дрожжи

  • проверяемые, подчеркиваем одной чертой;
  • непроверяемые, подчеркиваем - тремя.

Для проверяемых называй проверочные слова.

(Дети у доски маркером обозначают орфограммы).

1.2. Выпишите слова с непроверяемыми орфограммами.

Проверка выполнения задания. (Россия, жжет, жужжит, дрожжи)

1.3. Ученик при помощи стилуса “перетаскиванием” выбирает слова с данной орфограммой.

4. Работа по развитию речи.

Удивительно, что среди слов с двойной согласной много слов пришедших из других языков, есть слова исконно русские, то есть русского происхождения (жжет, жужжит).

О значении какого слова вы хотели бы узнать? (рисунок 4, 5).

Учитель читает толкование слова, а дети по описанию называют слово.

“Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение - дрожжи”.

“Дорожка, обсаженная деревьями - аллея”.

“Комната для занятий – класс”.

“Предпоследний день недели – суббота”.

5. Записать слова, разделив их для переноса, там, где это возможно.

Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь, а затем ученик пишет эти слова маркером на доске, разделив на слоги.

Проверка выполнения работы с доски.

Как переносятся слова с удвоенной согласной?

6. Физминутка.

Определите на слух слова с удвоенной согласной, хлопая при этом 2 раза в ладоши.

Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под елкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
Кто получит низкий балл,
Не приходит на школьный бал.

В последних строчках детям трудно определить слово с удвоенной согласной.

Чтобы избежать ошибки в корнях этих слов обратимся к толковому словарю (дети находят значение этого слова на справочных страницах учебника).

7. Работа над значением слов с удвоенной согласной.

1.1. Значение слова подскажет правильное написание (рисунок 6).

Что вы представляете, когда услышите слово балл?

На доске транскрипция этого слова [ бал ].

Дети называют знакомое значение этого слова – “большой танцевальный вечер”.

В этом значении слово пишется с одной буквой “л”. Учитель записывает слово под транскрипцией.

Слово с двумя буквами “л” будет иметь другое значение, это цифровая отметка успехов (“поставить, вывести хороший балл”). Запись слова учителем под транскрипцией.

Прочитайте стихотворные строчки и по смыслу вставьте нужное слово.

Кто получит низкий балл, не приходит на школьный бал”.

Запись слов детьми у доски.

1.2. Объясните значение слов: сор – ссора.

1.3. Запишите два предложения, вставляя слово, подходящее по смыслу (рисунок 7).

“Между ребятами случилась __ссора__”.

“После уроков труда много ___сора___”.

Проверка с доски. Дети стилусом вставляют слова по смыслу в предложения.

1.4. Что помогает определить написание слов одинаковых по звучанию, но разных по написанию? (Значение слова).

8. Составление рассказа на основе экскурсии.

Недавно наш класс побывал на экскурсии в музее Васнецова.

Составьте рассказ о поездке, опираясь на фотографии (рисунок 8).

Дети самостоятельно записывают рассказ, вставляя слова с удвоенными согласными.

Проверка с доски.

9. Рефлексия (рисунок 9).

10. Домашнее задание.

Т.В.Корешкова “Потренируйся!”. Тетрадь для самостоятельной работы. Часть 2, № 56, 57.