Тематическая информация "Объединяйтесь за права человека"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Создать условия для осознания обучающимися ценность прав и свобод в жизни человека.
  • Способствовать воспитанию правовой культуры и правового самосознания и формированию активной гражданской позиции.
  • Содействовать активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию коммуникативных умений и творческих способностей.
  • Создавать условия для успешной социализации личности в условиях современного общества.
  • Содействовать развитию умения распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1. Добрый день, друзья! Мы рады вновь встречи с вами! И мы начинаем открытое заседание клуба молодых и начинающих избирателей «Наш выбор». 65 лет назад была принята Всеобщая декларация прав человека. Ежегодно, 10 декабря, начиная с 1950 года во всем мире празднуют день защиты прав человека. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. И сегодня мы предлагаем обсудить тему прав человека. (Презентация «Объединяйтесь за права человека»)

Ведущий 2. Что такое права человека?
Некоторые словари определяют это слово как «привилегия», говоря о правах человека, мы считаем это чем-то более важным и необходимым. Каждый человек наделён определёнными основными правами — просто потому, что он является человеком. Они называются «правами человека». Это не просто какая-то привилегия, которую можно отнять по чьей-то прихоти.
Они являются «правами» потому, что они определяют, кем нам можно быть, что нам можно делать и что нам можно иметь. Эти права предназначены для защиты нас от тех людей, которые могут захотеть причинить нам вред или боль. Они также нужны для того, чтобы иметь возможность сосуществовать с другими людьми, и сосуществовать мирно.

У человека есть права!
Поспорить с этим невозможно!
Нельзя делить на белых, черных,
Убогих, нищих, босоногих,
У всех нас – равные права,
Для всех нас крутится Земля.
Мы за судьбу свою в ответе,
И радуемся, словно дети,
Когда дела легко идут,
А в доме радость и уют.
Пусть соблюдаются права,
Нам присужденные законом,
Чтоб было равенство знакомо
Для каждого и навсегда.

Ведущий 1. Многие люди что-то знают о своих правах. Большинство людей знает, что они имеют право на пищу и безопасное место для жизни. Они знают, что у них есть право на оплату той работы, которую они выполняют. Но ведь кроме этих прав существуют и многие другие.
Когда права человека плохо известны людям, могут возникнуть такие нарушения прав человека, как дискриминация, нетерпимость, несправедливость, тирания и рабство.
После злодеяний и многочисленных человеческих жертв Второй мировой войны, в 1948 году была подписана Всеобщая декларация о правах человека ООН, чтобы обеспечить общее понимание того, что же такое права человека. Она является фундаментом для построения мира на основе свободы, справедливости и мира.

Ведущий 2. Обратимся к предистории прав человека.
Изначально люди имели права только потому, что они были частью какой-то группы, например семьи. Потом, в 539 году до н.э., Кир Великий, завоевав город Вавилон, сделал нечто невероятное: он освободил всех рабов. Более того, он объявил, что люди должны сами выбирать свою религию. Цилиндр Кира (глиняная табличка, содержащая его высказывания) считается первой в истории декларацией прав человека.
Идея прав человека быстро проникла в Индию, Грецию и, в конечном итоге, в Рим. Вот самые важные события, произошедшие с тех пор:

1215г. – Великая хартия вольностей — дала людям новые права и заставила короля подчиняться закону.
1628г. – Петиция о праве — закрепила права и свободы людей.
1776г. – Декларация независимости Соединённых Штатов Америки — провозгласила право на «жизнь, свободу и стремление к счастью».
1789г. – Декларация прав человека и гражданина во Франции провозгласила, что все граждане равны перед законом.
1948г. – Всеобщая декларация прав человека — первый документ, содержащий тридцать прав, которыми наделён каждый человек.

Ведущий 1. Организация Объединённых Наций (ООН) была образована в 1945 году, вскоре после окончания Второй мировой войны.
Её цель — поддерживать мир во всех государствах мира. После Второй мировой войны комитет, возглавляемый г-жой Элеонорой Рузвельт, женой президента США Франклина Рузвельта, подготовил особый документ, провозглашающий права, которыми должны обладать все люди во всём мире. Этот документ назывался Всеобщая декларация прав человека. Сегодня в ООН состоят 192 страны, и все они подписали Всеобщую декларацию прав человека.

Ведущий 2. Где же начинаются всеобщие права человека?
«С очень небольших мест, совсем близко от дома. Эти места такие маленькие, что их не найти ни на одной карте мира. Но эти места — целый мир для отдельного человека: будь то дом, где он живёт, школа или техникум, где он учится, фирма или офис, где он работает… Это те места, где каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребёнок добиваются равного для всех правосудия, равных возможностей, равного уважения достоинства без дискриминации. Если эти права не будут иметь значения там, то они вряд ли будут иметь значение где-либо ещё. Если все граждане не будут согласованно действовать, чтобы добиться соблюдения прав человека рядом со своим домом, едва ли в большом мире произойдут изменения».

Музыкальная пауза

Ведущий 1. Предлагаю познакомиться с содержанием Всеобщей декларацией прав человека.


Ведущий 2. Но ведь там много терминов, которые не совсем понятны.

Ведущий 1. Я уверен, что в зале есть студенты, которые нам в этом помогут.

Ведущий 2.Поиграем в игру «Глоссарий правовых терминов» – свободный микрофон (Приложение 1).

Задание: на экране вы видите буквы, выберите любую из них и дайте определение правовых терминов.

(Желающие должны выбрать любую букву на экране и ответить– Что означает это слово)

Ведущий 2. Спасибо. Итак, с основными понятиями познакомились, теперь рассмотрим содержание структуры ВДПЧ , в которую входит Преамбула 30 статей. И начнем с преамбулы.

Преамбула

Ведущий 1. Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения, и, принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами;

Ведущий 2. И принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению прав человека и основных свобод; и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства;

Ведущий 3. «Права человека являются всеобщими, неделимыми и взаимозависимыми. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаем священный дом человеческого достоинства.
Когда мы говорим о праве на жизнь или на развитие, или о разногласиях и различиях – мы говорим о терпимости. Терпимость, поддерживаемая, защищаемая и охраняемая, является гарантией всех свобод. Без нее мы не можем говорить о наших правах.

Ведущий 4. Права человека воплощают в себе существующие во всех религиях и культурах традиции терпимости, которые являются основой мира и прогресса. Права человека не чужды ни одной культуре и естественны для всех народов. Терпимость и милосердие всегда служили идеалами государственного управления и человеческого поведения. Сегодня мы называем эти идеалы правами человека.
Именно универсальность прав человека придает им силу. Она наделяет их силой пересекать любые границы, преодолевать любые преграды, побеждать любую силу.
Борьба за всеобщие права человека всегда и везде являлась борьбой против всех форм тирании и несправедливости: против рабства, колониализма, апартеида. Ее значение не уменьшилось и не изменилось.

Ведущий 1. Люди должны способствовать осуществлению этих прав, сейчас и навсегда. Их судьба и будущее в наших руках. В наших руках права человека. Нужно уметь пользоваться ими, защищать их, поддерживать их, заботиться о них и обогащать их. Они – то лучшее, что есть в нас. Вдохните в них жизнь.

Музыкальная пауза

Ведущий 1. Рассмотрим статьи Всеобщей декларации прав человека, их всего 30.

Ведущий 2. Всех знатокам правовых терминов предлагаем выполнить задание: Сгруппируйте права человека в 5 групп на основании содержания Всеобщей декларации прав человека в картинках (Приложение 2)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Проверка задания: Презентация статей ВДПЧ с картинками, ведущие озвучивают их.

Ведущий 1. Сделаем выводы, сгруппировав в упрощенную форму права человека.

1. Мы все рождены свободными и равными. Каждый из нас родился свободным. Каждый из нас имеет собственные мысли и идеи. Отношение к нам не должно быть предвзятым.
2. Не подвергай дискриминации других. Эти права принадлежат каждому, несмотря на любые различия между людьми.
3. Право на жизнь. У каждого из нас есть право на свободную и безопасную жизнь.
4. Рабство запрещено. Никто не имеет права сделать нас рабами. Мы не имеем никакого права сделать рабом кого-либо ещё.
5. Пытки запрещены. Никто не имеет права причинять нам боль или подвергать нас пыткам.
6. Права у вас есть везде. Я такой же человек, как и ты!
7. Мы все равны перед законом. Закон для всех один. Мы перед ним равны.
8. Права человека — под защитой закона. Каждый из нас имеет право просить помощи закона, если к нам относятся несправедливо.
9. Незаконное задержание запрещено. Никто не имеет права посадить нас в тюрьму или содержать под стражей без законных оснований, так же как и высылать нас из нашей страны.
10. Право на судебное разбирательство. Если в отношении нас проводится судебное слушание, оно должно быть публичным. Те, кто судят нас, не должны позволять никому говорить им, что делать.
11. Мы не виновны, пока не доказано обратное. Никого нельзя считать виновным в совершении чего-либо противозаконного, пока это не доказано. Когда люди говорят, что мы сделали что-то плохое, они обязаны вначале доказать, что это так. А у нас есть право доказать, что это не так.
12. Право на частную жизнь. Никому нельзя порочить наше доброе имя. Никто не имеет права входить в наш дом, вскрывать наши письма или беспокоить нас или нашу семью без законных на то оснований.
13. Свобода передвижения. Каждый из нас имеет право идти или ехать туда, куда хочет, в своей стране, и путешествовать по своему желанию.
14. Право искать безопасное место жизни. Если нам угрожают или обращаются с нами несправедливо, каждый из нас имеет право укрыться в безопасности в другой стране.
15. Право на гражданство. Каждый из нас имеет право на свою страну.
16. Брак и семья. Каждый взрослый человек имеет право жениться или выйти замуж и иметь семью по своему желанию. Мужчины и женщины имеют равные права — как в браке, так и при его расторжении.
17. Право владеть своими вещами. Каждый имеет право владеть своими вещами единолично или совместно с другими. Никто не должен отбирать наши вещи без законных на то оснований.
18. Свобода мысли. Каждый из нас имеет право верить в то, во что мы хотим, иметь религию и изменять её по своему желанию.
19. Свобода самовыражения. Каждый из нас имеет право на выражение своего мнения, право думать то, что мы хотим, говорить то, что мы думаем, и делиться нашими идеями с другими людьми.
20. Право на свободу собраний. Каждый из нас имеет право встречаться с друзьями и мирно собираться с другими, чтобы защитить свои права. Никто не может принуждать нас вступать в какую-либо группу, если мы того не хотим.
21. Право на демократию. Каждый из нас имеет право принимать участие в управлении своей страной. Каждый взрослый гражданин имеет право
выбирать своё правительство.
22. Социальное обеспечение. Каждый из нас имеет право на приемлемое жильё, медицинское обеспечение, образование, на социальное обеспечение в детском возрасте, достаточное количество денег на проживание и медицинскую помощь в случае болезни или старости.
23. Права трудящихся. У каждого человека есть право на труд, на достойную оплату своего труда и право вступать в профессиональные союзы.
24. Право играть. Каждый из нас имеет право на отдых от работы.
25. Право на жилище и пищу. Каждый из нас имеет право на хорошую жизнь. Матери и дети, пожилые люди, безработные или нетрудоспособные люди имеют право на социальную защиту.
26. Право на образование. Образование — это право. Начальная школа должна быть бесплатной. Каждый из нас должен узнать об Организации Объединённых Наций и о том, как жить с другими людьми. Наши родители могут выбирать образование за нас.
27. Авторское право. Авторское право — это специальный закон, который защищает научные, литературные и художественные творения каждого из нас. Другие не могут копировать наши произведения без разрешения. Каждый из нас имеет право вести свою собственную жизнь и получать удовольствие от созидательной деятельности.
28. Справедливый и свободный мир. В мире должен быть порядок, чтобы каждый из нас мог воспользоваться правами и свободами в своей стране и по всему миру.
29. Ответственность. Мы несём ответственность перед другими людьми, и мы должны защищать их права и свободы.
30. Никто не может отнять у нас эти права и свободы.

Как вы думаете, почему спустя 65 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира, и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

Ведущий 1. Предлагаю знатокам поучаствовать в марафоне ценности прав.

Продолжите фразу:

Ценность прав человека заключается в том, что

Участники по-очереди называют фразу, кто не называет покидает игру.

Ведущий 2. Спасибо! Итак, сделаем выводы: Основные ценности прав человека:

1. Уважение человеческого достоинства утверждает ценность человеческой личности вне зависимости от имеющегося у нее социального статуса. Человеческое достоинство нерушимо. Достоинство предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.

2. Человеческое достоинство — не только общественное достояние, но и индивидуальное состояние, мерило самосознания, самоуважения, определяющее манеру поведения личности, установления контактов с другими людьми. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов. Неуверенность в себе, самоуничижение влияют на жизнедеятельность личности.

3. Уважение человеческого достоинства отражается всей системой прав человека, и наиболее ярко в таких правах, как право на неприкосновенность чести и репутации, право на имя, жизнь, целостность личности, бесчеловечного и унижающего достоинства обращения и наказания, на право личной жизни, на презумпцию добропорядочности и невиновности, на достойное существование и др.

4. Важной ценностью прав человека является свобода. Термин «свобода», в юридической литературе употребляется в двух значениях. В общем смысле он означает состояние отдельного человека, всего народа, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению.
Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-либо действия (например, свобода совести, свобода слова и т.д.).

Ведущий 2. Свобода требует определенного, достаточно высокого уровня развития граждан, терпимости, сдержанности, сочувствия к ближнему, скромности в поведении. Ф.М. Достоевский отмечал, что «свободные установления тогда хороши, когда они используются людьми, себя уважающими, а стало быть, уважающими свой долг гражданина

Ведущий 1. Таким образом, в основе концепции прав человека лежат основные ценности, такие, как – человеческое достоинство, свобода, равноправие, толерантность, демократия, справедливость.

Ведущий 2. На этом наше заседание закончено. Благодарим всех за внимание ми активное участие.

Звучит музыка.

Астрофизическая школа ТРАЕКТОРИЯ | Открыт прием заявок на конкурс с 1.12.19 по 19.01.20 | Для школьников 8 класса | Участие бесплатное для прошедших конкурсный отбор