Портрет сказочного героя

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • выполнить портрет сказочного героя;
  • создать атмосферу творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения (анализировать, участвовать в творческом обмене мнениями).

Задачи:

1) формировать эстетическое отношение к сказочным героям,

2) учить отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев;

3) развивать творческую активность;

4) воспитывать интерес и любовь к искусству.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: рисование по представлению.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Приемы: педагогический показ, сравнение.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы: бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти.

Для учителя: Презентация.

Слайды:

2. И.Я. Билибин “Баба Яга”

3. И.Я. Билибин “Всадник Утро”, “Всадник День”, “Всадник Ночь”

4. В.М Васнецов “Аленушка”

5. В.М Васнецов “Баба Яга”

6. В.М Васнецов “Богатыри”

7. В.М Васнецов “Сирин и Алконост”

8. М. А. Врубель “Царевна Лебедь”

9. М. А. Врубель “Пан”

10. М. А. Врубель “Богатырь”

11,12. Схемы

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Откуда к нам пришла сказка? Почему многие столетия взрослые рассказывают детям сказки, а дети с упоением слушают? “Так ведь это же интересно – слушать сказки!” - ответят все не задумываясь. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок”, - вспомнят пушкинские строки те, кто начитан. Но в древние времена сказка входила еще и в магический обряд “посвящения во взрослые”. Вместе со сказочными героями подростки отправлялись в символический потусторонний мир – мир мертвых, учились побеждать страх, проходили через ряд испытаний, разгадывали загадки и благополучно возвращались обратно.[1]

Сегодня мы с вами ознакомимся с произведениями великих русских художников, которые изображали сказочных героев, иллюстрировали сказки. И сами попробуем изобразить сказочного героя.

Для начала вспомним определение жанра “портрет”.

ПОРТРЕТ — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности — автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная, парсуна.  Приступим к анализу произведений художников. [2]

Слайд 2

И.Я. Билибин “Баба Яга”

Взглянув на эту картину, скажите, как вы думаете, Баба Яга является добрым персонажем или нет? Правильно, Баба Яга, является отрицательным персонажем. Художник это показал устрашающим лицом, длинными костлявыми руками серого цвета. Развивающиеся тонкие волосы и наклон ступы создают движение, Баба Яга как бы нападает из темного леса с пестом в руках. Создается ощущение, что она летит на нас. Так же художник изобразил мухоморы, которые являются ядовитыми поганками и часто применяются в различных отравляющих зельях колдуньи.

Слайд 3

И.Я. Билибин “Всадник Утро”, “Всадник День”, “Всадник Ночь”.

На страницах сказки “Василиса Прекрасная”, проиллюстрированной художником, превращения происходят на глазах читателя. В предрассветном лесу вдалеке появляется белый витязь – вестник Утра. Красный всадник на следующей странице скачет как бы прямо на зрителя – День разгорается. А на следующей странице читатель замирает от страха: прямо на него из глубины леса конь выносит черного всадника – наступает Ночь, таящая новые испытания и превращения.

Слайд 4 “Аленушка”, картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. “Аленушка, - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее”. Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

Слайд 5

В картине В. М. Васнецова “Баба Яга” восходящий месяц озаряет призрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болтом несется в ступе ведьма. Кажется, мы слышим скрежет зубов Бабы Яги и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания ее развевающегося одеяния. Белое пятно рубашки Иванушки пронзительно светится. Он будто взывает о помощи. Неужели к его крика никто не услышит.

Слайд 6

В.М. Васнецов “Богатыри”

Скажите, кто из витязей самый старший “по званию” и какими приемами художник это выделил? По жесту, по стати богатырской догадайтесь об их характерах. Кто спокоен, уверен? Кто суров, дальновиден? А кто удал, да лукав? Пусть подскажет верный ответ цвет коней ретивых. Один конь – что ветер в чистом поле, другой – что огонь, а третий – тяжел и могуч, как сыра земля?

В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен “благости, великодушия и добродушия”. Богатырь справа, самый младший, “напуском смелый” - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он “душа-парень”, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают “вежество” Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические.

Слайд 7

В.М. Васнецов “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали”

Взгляните на эту картину. Определите, где изображена птица радости, а где – птица печали. Почему вы так решили? Что вам помогло? Какой колорит использует художник для изображения каждой птицы.

Слайд 8

М.А. Врубель “Царевна Лебедь”

“Царевна-Лебедь” - один из самых пленительных, задушенных женских образов, созданных художником. На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны Лебедь. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. 

Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. 

Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам. 

В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит. 

Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит. 

Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом, словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой. 

Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями. 
Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари... 

Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде.

Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. В картине нет действия, жеста. Царит покой. 

Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным. 

Художник пленил нас магией своей волшебной музы. 

Слайд 9

М.А. Врубель “Пан”

Низкий, над самым горизонтом стоящий полумесяц с его неясными очертаниями, каким он действительно бывает только в летний период, прячась за кустами и случайно показываясь где-нибудь из-за большого пня или кочки – одно из “открытий” Врубеля. 

Только после появления “Пана” мы стали замечать в полумесяце его тяжелую рыхлую фактуру и то, что он не дает никакого света, тяготеет к земле, меланхолически стремясь скрыться за горизонт. В таких болотистых местах по вечерам человеком овладевает беспричинная тоска, и душу полнит приток той безысходной грусти, которая сквозит в выцветших старческих остекленевших глазах Пана… Он сидит, согнувшись, около кривой березки, и все тело его срослось с землей, слилось с влажным воздухом, и нет никакой возможности мыслить ни Пана отдельно от этих топких болотистых мест, ни слепого косматого полумесяца без козлоногого старого фавна. 

Фактура его сильного тела сливается в одно органическое целое с землей, травами, воздухом и водой. Здесь и изобразительно-поэтическое олицетворение образа эллинской мифологии и его необычайная русификация. Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. Мшистая фактура его тела приспособлена к влажным низинам, звуки его цевницы сливаются со скрипучим криком дергача и теми шорохами, что наполняют северный вечер.

Слайд 10

М.А. Врубель “Богатырь”

Сказочный богатырь словно высечен из драгоценной горной породы или выложен из приглушенно поблескивающей мозаики. Он как будто “вырастает” у тебя на глазах и не умещается в рамках картины, “проламывая” ее вверху шлемом, - отсюда и необычный формат полотна. Мощный конь под богатырем также не вмещается в формат картины, что говорит о величии и силе.

  • Какой колорит художник использует в своей картине?
  • Какой характер
  • Богатыря передал художник?

III. Формулировка задания практической работы

Задание. Выполнить портрет сказочного героя. Но, прежде чем приступить к заданию, вспомним, как выполняется портрет.

IV. Инструктаж

Прорисовка частей лица

Чтобы правильно нарисовать голову человека, необходимо знать её пропорции.

Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части.

Лицо рисовать довольно сложно. Условно его можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний — на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа.

Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа, разрез рта — на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка.

Голова симметрична, и рисовать её можно на основе условной линии, которая начинается на затылке, проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия называется срединной и служит для построения парных симметричных форм.

Знание этих пропорций поможет начинающему художнику в работе над портретом.

Форма головы бывает разных типов.

А теперь посмотрите, как зарисовать разное выражение лица человека.

[3]

Выбор черт лица при изображении сказочного героя определяется характером героя, его литературным описанием. Так же необходимо учитывать характер героя, его положительность или отрицательность при выборе цветовой гаммы. Некоторые части лица могут быть нарочито увеличены, либо уменьшены.

Я вам прочитаю описание сказочного персонажа, ваша задача, используя полученную информацию, изобразить героя.

Леший

Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним данным, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем.

Также может явиться к человеку косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан.

По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую.

Согласно поверьям, внешний вид лешего зависел от местности: в лесу его рост сравним с высотой деревьев, в поле он не выше травы.

Пристрастие к карточным играм и вину - характерная черта этого существа.

Леший обитал в дремучих лесных чащах, зарослях камыша, дуплах старых деревьев. Среди всех лесных обитателей любимец хозяина леса - медведь. Леший делился с ним вином, а медведь охранял его покой.

Леший - главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.[2]

V. Практическая работа

Во время работы звучит музыка из сказок.

VI. Подведение итогов. Просмотр работ.

Литература

  1. М.В. Казиева. Энциклопедия живописи для детей. Сказка в русской живописи. Москва, 2008.
  2. Википедия.
  3. http://kidsmoy.su