Интегрированный урок русского языка и ОБЖ "Путешествие в страну "Пожарная безопасность"

Разделы: Русский язык


Цели урока

  • обобщить материал по лексике, словообразованию, морфологии и орфографии за курс 6 класса;
  • вспомнить основные правила пожарной безопасности и поведение людей в различных экстремальных жизненных ситуациях.

Слово учителя: Сегодня мы проводим необычный урок в виде путешествия в страну “Пожарная безопасность”. На уроке мы повторим материал по словообразованию, лексике, морфологии и синтаксису и те знания, которые вы получили на уроках ОБЖ. Вы только вдумайтесь в название этой удивительной страны. Там нет пепелищ и пожарищ, копоти и сажи, удушливого дыма, слез и горя. Это прекрасная зеленая страна, где чистый и свежий воздух, где много лесов и тенистых аллей, где люди знают, что огонь – это надежный помощник и друг, что электричество несет свет и тепло, а вредные привычки, которые ведут к возникновению пожаров, совсем ушли из этой страны. И все потому, что жители страны “Пожарная безопасность” знают, помнят и выполняют все правила, чтобы огонь из доброго друга не превратился в беспощадного врага. Каждый из вас может стать жителем этой страны. Но чтобы попасть туда, надо выдержать испытания, проявить свою смекалку и отвагу, показать свои знания и умения, не паниковать, не теряться в критических, экстремальных ситуациях.

Прежде чем совершить правильные действия в опасных ситуациях, необходимо знать, как это делать. У каждого из вас есть маршрутные листы, с помощью которых мы будем путешествовать по этой стране (учащиеся заполняют маршрутные листы, делятся на команды и выбирают капитанов экипажей).

  1. Готовим в дорогу снаряжение. Это наш лексический запас – слова. Переходим к первому этапу маршрута – “Словарная работа”. Учащимся заранее были даны слова, они готовили сообщения, используя различные лингвистические словари и справочники. Идет сообщение учащихся о словах.
  2. Чтобы добраться до страны “Пожарная безопасность”, нам необходимо выяснить, что такое “пожарная опасность” (запись в маршрутных листах).
  3. Теперь мы знаем, что такое “пожарная опасность”, попытаемся её избежать. Взяли снаряжение, выходим из дому. А вот тут-то...
    Объясните ситуацию.
  4. Все учащиеся выполняют задания по тексту (Наконец-то все экипажи смогли собраться вместе. Но не все так благополучно, как кажется: некоторые из вас получили термические ожоги, к счастью, небольшие. Необходимо правильно оказать первую медицинскую помощь. Пострадавшим дается теплое подсоленное питье, обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая её вокруг, оставляя на месте прилипшую к ожогу. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать её жиром, мазью и другими веществами. На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку, а затем отправляют пострадавшего в больницу.)
  5. Делаем остановку, перед нами мост загадочных выражений (конкурс капитанов).
  6. Подходим к стране “Пожарная безопасность”.

Оценивать учащихся можно по ходу урока и по результатам работы по маршрутным листам.

Маршрутный лист учени_____ класса ______ по стране “Пожарная безопасность”.

Словарная работа (объясните значения слов, подберите однокоренные слова, запишите с ними словосочетания или предложения)

Экстремальный_____________________________________

Пиротехника________________________________________

Фейерверк__________________________________________

Безопасный_________________________________________

Пожарный__________________________________________

Закончите предложение: “Пожарная опасность – это _______________________________”

Объясните ситуацию.

Чтобы пойти в поход, надо сначала выйти из дому, вот тут-то...

А) возгорание телевизора;

Б) забытый электроутюг в сети;

В) новогодняя ёлка украшена горящими свечами.

Запишите последовательность ваших действий:_________________________________________

Прочитайте текст и выполните следующие задания по выбору учителя (объяснить орфограммы, выполнить разборы 1,2,3; в 5, 6 предложениях графически объяснить знаки препинания).

Мост загадочных выражений (конкурс капитанов). Задание: отгадать пословицы по смыслу предложения:

А) сам сможешь сделать

Б) вещи быстро изнашиваешь

В) сильно ударился

Г) и тут плохо, и там плохо

Д) мне стыдно

6. Чтобы жить в стране “Пожарная безопасность”, надо ... А вот что нужно для этого? Попробуйте закончить фразу:

А) надо уметь______________________________________________________________

Б) надо знать_______________________________________________________________

В) надо действовать_________________________________________________________

Г) надо стремиться__________________________________________________________