Урок литературы по теме "Простая" лирика Николая Рубцова. 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока Урок изучения нового материала
Форма урока Урок-практикум
Вид урока Комбинированный
Используемые технологии ИКТ, технология дифференцирования, критического мышления, развивающего обучения, формирования метазнаний, элементы арт-технологии
Метапредмет Знак
Метатема Простое - сложное
Формы работы, приемы, методы Коммуникативный метод, метод активного обучения, словесный метод (объяснение, беседа), наглядный метод (иллюстрация), практический метод (устные и письменные упражнения)
Группы УУД Личностные – развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений (воспитание на примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих ценностей, чувства любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову, к малой родине).

Познавательные – умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текстов художественного стиля (чтение стихотворения, песня на слова поэта), знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из одной формы в другую) – на данном уроке это выражение в цвете, форме и линиях своего восприятия поэзии Рубцова.

Коммуникативные – умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками (умение работать в группе).

Регулятивные – способность планировать реализацию учебных задач, контролировать и оценивать свои действия по результату.

Организация пространства Фронтальная (прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на класс)

Индивидуальная (в мотивационном этапе заполнение таблицы)

Групповая (работа в группах позволяет каждому ученику получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса)

Цель учащихся: Усвоить определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой, о лирике Н.Рубцова.
Задачи: образовательные:

- совершенствовать умение работать с поэтическим текстом

- закрепить полученные знания пройденного материала о лирике Н.Рубцова.

воспитательные: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения и любви к художественному слову.

развивающие: совершенствование умения работать в группе, развитие умения анализировать собственный уровень знаний, дальнейшее формирование критического и творческого мышления; развитие умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Цель учителя: Опираясь на философские категории “простое” и “сложное”, рассмотреть особенности поэзии Николая Рубцова, способствовать формированию научной картины мира, собственной мировоззренческой позиции.
Задачи: образовательные

- познакомить учащихся с философскими категориями простое и сложное на основе изучения произведений Николая Рубцова.

- совершенствовать умение анализа поэтического текста, т.е. видение смыслового и эмоционального содержания, определение языкового богатства поэтики;

- способствовать формированию способности проводить аналогии между предметами и явлениями, выявлять общие закономерности и частные различия.

воспитательные:

- воспитывать коммуникативные способности;

- способствовать воспитанию на примере лирики Н.Рубцова общечеловеческих ценностей, чувства любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову, к малой родине.

развивающие:

- способствовать формированию научной картины мира. Помочь учащимся в выработке собственных мировоззренческих взглядов.

- развивать умение детей самостоятельно получать знания; - - развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление;

- развивать познавательные и творческие возможности.

Оборудование:

- тексты произведений Н.М. Рубцова,

- мультимедиа,

- звукозапись “В горнице”, “Звезда полей”,

- альбомные листы,

- краски, карандаши…..

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ.

1. Этап мотивации

Как просто жить, как сложно умирать,
Легко увидеть, трудно рассмотреть,
Легко найти и тяжело терять.
Как трудно в жизни смысл разглядеть.
Легко идти и сложно подниматься,
Легко мечтать и трудно воплощать,
Легко сказать и тяжело пытаться.
Как трудно в жизни смысл понимать.

Наличие в мире сложных вещей принимается нами как очевидный факт. Проблема заключается в том, что же тогда “простое” и как его понимать. Я предлагаю начать наш сегодняшний урок с разговора о понятиях “Простое” и “Сложное”.

1.1. Работа в группах с текстом.

? Как Вы понимаете, что такое простое, что – сложно (ответы детей)

Хорошо. Иногда, чтобы в чем-то было легче разобраться, нужно начать с признаков. Давайте сравним признаки простого и сложного. Перед вами находится шаблон таблицы и набор признаков, которые относятся либо к П., либо к С. Ваша задача: распределить эти признаки в 2 колонки: что-то к П, что-то – к С. И мы увидим, чем отличается П. от С.

? Давайте сравним признаки Простого и Сложного

(работа с таблицей )

? Что у Вас получилось? Какие признаки вы отнесли к простому?

(зачитывают)

Есть ли дополнения, возражения?... Спасибо!

Давайте сравним, совпадает ли ваше мнение с тем, как оно должно быть.

(выводим на экран таблицу)

Слайд. Признаки простого и сложного.

Простое Сложное
Однородно Состоит из частей
Неделимо Делимо (имеет составные части)
Однообразно Многообразно
Простота материального состава Сложность материального состава
Отсутствие связей между частями Внутренняя взаимосвязанность частей
  Большое разнообразие связей (типы, направления)
Не упрощается Упрощается (возможно представить в виде модели)

1.2. Вода: сложное в простом.

На слайде: капля

Это капля воды – что может быть проще? До 18 века ученые считали, что вода – это простое и неделимое вещество, хотя и продолжали изучать ее свойства, потому что предполагали, что ее состав может быть неоднороден, ведь еще 2 с половиной тысячи лет назад древнегреческий философ Фалес Милетский обратил внимание на то, что вода - единственное вещество, которое в природе встречается в трех состояниях:

В каких ?... Правильно, в твердом, жидком и газообразном. Поэтому, сделал вывод Фалес, все в мире состоит из воды и в нее, в конечном счете, превращается. “Вода - первооснова всего”, - утверждал он.

На слайде: Вывод Фалеса. С подписью.

И только в конце 18 века французский химик Антуан Лавуазье и его коллега математик и физик Пьер Симон Лапласу получили воду из простых элементов - водорода и кислорода, то есть доказали, что вода – сложное соединение.

Перед вами кристаллическая решетка воды.

? Где молекулы водорода, а где – кислорода?

(красные – кислород, белые – водород)

Изучение воды по-прежнему актуальная тема. Ученые изучают воздействие на воду слов, музыки, цвета.

На слайде: Снежинки.

Как не вспомнить сказки про мертвую и живую воду! И что мы большей частью состоим из воды.

На слайде: Лабиринт

Обратный случай - сложное внешне может быть простым внутренне. Пример - головоломки, лабиринты. Внешне лабиринт сложен, запутан. Однако, будучи пройден, он становится простым и понятным. Также простой оказывается головоломка, когда она разгадана.

Внутренняя сложность литературного произведения обнаруживается в многообразии интерпретаций. Произведения искусства, толкуемые однозначно, это - простые произведения, и тут - “простота хуже воровства”, то есть это произведения, бедные содержанием. Подлинное произведение искусства всегда символично, а символ - многослоен по смыслу.

На слайде: Нужно различать внутреннюю и внешнюю простоту и сложность. Вещь может быть внешне простой, а внутренне сложной.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

2.1.

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве поэта Николая Рубцова. Чистой души человека, родившегося на архангельской земле, воспитанного и вскормленного землёй вологодской.

На слайде: ТЕМА УРОКА: “Простая” лирика Николая Рубцова.

Возьмите рабочие листы и впишите ваши фамилии.

На слайде: Эпиграф к уроку.

Это были стихи. Это были стихи!
Просто были стихи…но какие! –
Отмывалась душа. Отпускались грехи.
Это – вечная боль по России.

Обратите внимание на слова “…отмывалась душа…”

? Как вы их понимаете?

2.2. Анализ стихотворения “Тихая моя родина”.

Стихотворение “Тихая моя родина” вошло в сокровищницу русской поэтической классики. Что же позволило литературоведам поставить это произведение на высшую ступень пьедестала? Давайте попытаемся проникнуть в секреты “обманчивой простоты” рубцовской лирики.

Аня, прочти нам, пожалуйста, это стихотворение.

(Аня выходит к доске и читает.)

На слайде – видеоряд из фотографий.

? Вы согласны, что это лирическое стихотворение? Докажите.

? Случайно ли несколько раз употреблено слово “тихо”?

Это основная мысль стихотворения.

? Обратите внимание на последнюю строфу. “Связь жгучая, смертная”.

? Какие еще вы знаете произведения, созвучные этой теме?

2.3. Символические образы поэзии Рубцова.

Поэзия Николая Рубцова – это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, переживаний самого поэта, которые он передает нам, читателям, создавая определенные образы.

Найдите, пожалуйста, в раздаточных материалах стихотворение “Звезда полей”. Предлагаю вам послушать песню на эти стихи и посмотреть видеофрагмент из фильма о Рубцове.

Видеофрагмент “Звезда полей”

? Какой образ или образы создает автор?

? Докажите, что этот образ – главный в стихотворении.

Повторяясь, это слово делает все стихотворение звездным, светлым. Когда вы почитаете стихи Рубцова, то встретитесь еще не раз с этим образом, потому что он один из главных символов в его творчестве. Это и красота, это и счастье, это и судьба, это и вечность, бессмертие,… это и его “тихая родина”, Русь, вся земля, все человечество.

? Как меняется настроение лирического героя

с 1-й строфы по четвертую?

? Так почему “во мгле заледенелой” звезда ярче и полней?

2.4. Творческое задание – работа в рабочих листах.

А сейчас мы поработаем с вами в группах. У каждой группы есть три листа, на которых вы должны выполнить 3 задания и заполнить эту таблицу на доске. Задания одинаковые для всех групп:

1. Выберите из предложенных вам поэтических образов – характерные для рубцовской лирики.

2. Выразите в цвете, форме и линиях свое восприятие поэзии Рубцова

3. Подберите ключевые слова (существительные, прилагательные) для описания “тихой” родины Н.Рубцова.

У вас есть все необходимое: ножницы и клей для 1-го задания, цветные мелки для 2-го и маркеры для 3-го.

Через 3 минуты вам нужно будет защитить свои работы.

На слайде: Задание по таблице.

Пока идет работа, звучит музыка Шостаковича

  Образы Цвет и линии Ключевые слова
1.      
2.      
3.      

Что у вас получилось? Кто первым поделится своим пониманием природы лирики Николая Рубцова?

(выступление представителей всех групп)

Спасибо. По этим листам я оценю работу всех групп.

2.5. Песня “В горнице”

Вся поэзия Рубцова — желание достучаться до людских сердец, пробудить в них воспоминания об общем прошлом, задуматься о своей собственной судьбе, о судьбе России. Можно лишь сожалеть о том, что понимание и признание пришло к Рубцову слишком поздно, после смерти.

Я предлагаю вам послушать песню на стихи Николая Рубцова в исполнении вашей одноклассницы Зерновой Натальи. Песня называется “В горнице”. (Наталья поет)

III. Рефлексия.

Вечер в литературном институте. Молодые поэты по кругу читают свои стихи. В ударе “громкие” лирики: они на волне популярности. Один задевает волосами звезды, другому ветер перемен ломает грудь…Когда очередь доходит до Рубцова, он читает “В горнице”. Возникает пауза. Слишком просто… Его не поняли, и ему было больно и обидно.

Скажите, а нужна ли рубцовская лирика в наше стремительное время, если его не все понимали в 60-е?

Так ли проста лирика Рубцова?

В стихах Н. Рубцова нет ничего искусственного, придуманного, рассчитанного на эффект. Но они вовсе не одноплановы, а имеют глубину. Простое - это часть сложного. Но если заглянуть в глубь понятий, то часто простое становится сложнее сложного.

На слайде: Точка.

Это точка, которая кажется простой и универсальной. Но если рассмотреть ее повнимательней, то мы увидим, что нет двух похожих точек. Все они разные.

А если точек много – появляется линия. Ломаная линия дает формы, а если наполнить форму цветом – возникнет новая сущность, ведущая новую самостоятельную жизнь и подчиненная собственным законам.

На слайде: Картина Кандинского.

Перед вами картина Василия Кандинского "Сложное-простое", написанная им в 1939 г.

Она кажется сложной, слишком хаотичной. Линии, точки, штрихи, фигуры, пятна движутся в непрерывном космическом танце. Однако это “непостижимое пространство” состоит из “простейших элементов”. Все начиналось с точки.

Капля воды, простая снаружи, – сложна внутри. А картина Кандинского, сложная с первого впечатления, проста в своей основе.

Иногда сложные проблемы решаются простыми шагами, а простые проблемы – сложными шагами.

На слайде: Мир в капле.

Сумейте увидеть мир в капле!

IV.Заключительное слово.

“Мы знаем все, как в искусстве трудно оставаться самим собой, – говорил Александр Блок, - но это необходимо, чтобы людям оставить наследие не менее нужное, чем хлеб”.

Таково и наследие, оставленное Николаем Рубцовым. Его поэзия нужна людям. Приобщая к высокому и прекрасному, она не менее, чем хлеб и вода, необходима в наши дни.

В часы, когда судьба со мной сурова,
Когда сомненья гложут: "Быть? Не быть?",
Беру я с книжной полки том Рубцова
И, очищаясь, продолжаю жить.

V. Домашнее задание: на выбор одно из двух – первое для всех, а второе, творческое, - для тех, кто решится.

(на слайде)

  1. Выучить стихотворение Николая Рубцова (по вашему выбору)
  2. Творческое задание.

Прочитайте стихотворение “В минуту музыки печальной”. Продумайте, какой видеоряд может сопровождать это стихотворение. Создайте слайд-фильм на компьютере.

Материалом для видеоряда могут послужить как ваши собственные рисунки и фотографии, так и репродукции картин, художественные фотографии, документальные снимки, портреты поэта разных лет и т.п. Подумайте, черно-белой или цветной будет ваша фотопленка.

Постарайтесь не иллюстрировать стихотворный текст, а усилить его смысл за счет видеоряда.

VI. Спасибо всем за урок. Вы молодцы - замечательно сегодня поработали. Урок окончен.

Приложение "Музыка к уроку".