Заочная экскурсия в ботанический сад "Красная Книга Кубани". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цитата к уроку: Создатель ботанического сада КубГАУ, профессор И. С. Косенко говорил: “Земля — это величайшее достояние, а сломавший ветку — недостойный человек”.

Цель: расширить представление учащихся о разнообразии растений и животных, об их приспособленности к естественной среде обитания.

Оборудование: Презентация, Приложение 1, Приложение 2, словари, Красная книга Кубани.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы - Ребята, сегодня у нас необычный урок, и поэтому нам необходимо вспомнить знания, полученные на прошлом уроке. Как называется книга, в которой содержатся сведения о редких растениях и животных, находящихся на грани исчезновения? (Красная книга)

Я подготовила кроссворд (Презентация 1) о животных и растениях из Красной книги Кубани, если ответите правильно, то узнаете, чем необычен будет наш урок.

Вопросы:

1. Бе'ркут — одна из наиболее известных хищных птиц семейства ястребиных, самый крупный орёл. Распространён в северном полушарии, где обитает преимущественно в горах, в меньшей степени на равнинных открытых и полуоткрытых ландшафтах.

2. Се'рна, или чёрный козёл — обитающий в Европе и Малой Азии вид из семейства полорогих, подсемейства козлов. Стройное и довольно легкое животное, с тонкой шеей, небольшой головой и крепкими ногами. Хвост очень короткий. Уши длинные, на конце заостренные, глаза большие, выпуклые.

3. Гадюка кавказская относительно небольшая змея. Чаще встречается на Большом Кавказе. Рацион ее состоит в основном из мышевидных грызунов. Известны единичные случаи гибели людей от её укуса. Жертвой ее укусов нередко оказываются домашние животные.

4. Зубр – огромный лесной зверь, массой около 1000кг. Длина его тела – 2,5 – 3 м. Голова у него большая, тяжёлая, с острыми рогами.

5. Леопард – хищник, проживает и в жаркой Африке и на нашем Приморье. Как и многие другие кошки, на протяжении веков истреблялись человеком из-за красивых шкур, из которых шили дорогие дамские шубы и манто.

6 Подснежник кавказский - самое раннее мелколуковичное растение. Свое название получил за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Травянистый многолетник до 20 см высоты. Листьев 2, направлены вверх, тупые, покрытые восковым налётом. Стебель цилиндрический, один цветок. Цветет в феврале-апреле. Декоративный, медонос, ядовит.

Растет на Кавказе, в горах, на опушках, в зарослях кустарников, лиственных лесах. Исчезает из-за сбора цветов в букеты, нерегулируемого выгула скота.

7 Малоазиатский тритон – земноводное, редко встречающийся вид, отряда хвостатых земноводных. Отличительным признаком является наличие очень высокого зазубренного гребня на спине самцов в брачный период.

- Прочтите слово, полученное по горизонтали. (Экскурсия)

- Сегодня мы совершим необычную экскурсию, не выходя из класса. Но прежде, чем отправимся, давайте определим цели (Приложение 1):

Познакомимся с понятием ботанический сад.

Обозначим правила поведения в ботаническом саду.

Познакомимся с растительным и животным миром.

Ребятки, где мы можем посмотреть значение слова, которое не знаем? (В словаре, в интернете) У нас в классе много словарей. В каком мы будем искать слово?

1. Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца “хорошего ученика”;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха-неуспеха в учебной деятельности;

- понимание оценок учителей, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры – готовность следовать нормам природоохранного поведения.

2. Регулятивные.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, родителей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- формировать умение определять цель деятельности на уроке;

- формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

3. Коммуникативные.

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- задавать вопросы.

4. Познавательные:

- формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формировать умение представлять информацию в виде схемы;

- формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формировать умение устанавливать аналогии;

- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.

II. Совместное открытие знаний 1.Ботани?ческий сад — территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений разных частей света и различных климатических зон.

Первый ботанический сад был заложен в начале XIV века Маттео Сильватико при медицинской школе в Салерно. Маттео Сильватико средневековый врач и ботаник.

В России первый ботанический сад — это “Аптекарский огород”, старейший ботанический сад России, основанный Петром I в Москве в 1706 году. Сад основан в 1706 году на тогдашней северной окраине Москвы (за Сухаревой башней) еще Петром I. Из-под стен Кремля на это место был перенесён огород для выращивания лекарственных растений — отсюда и появилось его название.

По легенде, Пётр лично посадил в новом огороде три хвойных дерева — ель, пихту и лиственницу — “для наущения граждан в их различии”, — из которых последняя жива до сих пор.

Современный ботанический сад — это городская особо охраняемая природная озеленённая территория, на основе которой создают ландшафтные сады и содержит коллекции живых растений, представляющие фактическую ценность для научных исследований, сохранения биоразнообразия и товарной продукции на основе растений для улучшения благосостояния людей.

Как правило, при ботанических садах действуют вспомогательные учреждения — оранжереи, гербарии, библиотеки ботанической литературы, питомники.

Ботанические сады и дендрологические парки — это объекты, особой культурной и исторической ценности, составляющие национальное достояние России.

В список Ботанических садов России входят и наши Ботанические сады: ботанический сад Кубанского государственного университета и Ботанический сад имени Косенко (дендрарий) Кубанского государственного аграрного университета.

- Перед тем как мы отправимся на экскурсию необходимо придумать знаки: “ О поведении на территории ботанического сада”. Работа в группах. Задание группам: нарисовать запрещающие знаки.

Защита работ.

- Теперь мы смело можем отправиться в путь.

- Экскурсия клип. (Комментарии учителя - смотри справку)

- Ира “Третий лишний” (Приложение 3) (в парах)

Летучая мышь, ласточка, сова.

Пингвин, воробей, страус.

Дятел, петух, гусь.

Павлин, страус, сорока.

Кузнечик, бабочка, синица.

Физминутка. (Проверка ответов игры “Третий лишний” 1 ученик называет лишний предмет, остальные показывают движения, характеризующие этот предмет)

Сообщения ребят о растениях ботанического сада.

- Туя западная (Кристина),

- Пихта Нордмана (Софья Архипова),

- Дугласова пихта (Оля),

- Кипарисовик Лосона (Маша Бутко),

- Тюльпанное дерево (Денис).

III. Применение новых знаний 5. – Ребята, о каких растениях шла речь в сообщениях одноклассников? (Деревья)

- Выделите отличительный признак деревьев. (Деревья бывают лиственные или хвойные. Это многолетние растения с твердым стеблем.)

- Какие преимущества имеют деревья перед травами? Что дают деревья растениям нижних “этажей”? (Деревья – высокие, они получают больше света и защищают растения нижних “этажей”.)

4. – Приближается новогодний праздник. Многие дома будут украшать елку.

-Дайте характеристику елки как вида. Работа в паре.

 
IV. Итог урока Основная часть экскурсии подходит к завершению, но что за путешествие без каких-либо выводов и осмыслений увиденного и услышанного. Я вам предлагаю вспомнить, какие цели (Приложение 1) мы ставили вначале урока. Достигли ли мы их? (Ответы детей)

Мне очень понравилось ваше активное участие. Вы все молодцы, но кто-то из вас подготовился добросовестно, активно участвовал в экскурсии и получит высшую оценку: была четкая, грамотная речь, правильные ответы; другие получат хорошую отметку, так как есть над чем ещё поработать.

- Итак, сегодня мы расширили представление о разнообразии декоративных растений.

Рефлексия.

Давайте украсим нашу елочку. Перед вами две фигуры: снежинка и елочная игрушка. Если вы остались довольны своей работой на уроке, то приклейте снежинку, а если не совсем, то елочную игрушку.

 
Домашнее задание Написать отзыв о нашем сегодняшнем путешествии в ботанический сад.  

Справка для учителя:

Уникальный уголок города Краснодара — дендрарий Кубанского госагроуниверситета, созданный в 1959 году профессором Иваном Сергеевичем Косенко. Территория университета — 207 гектаров — превратилась в единый Ботанический сад с потрясающим видовым составом растений. Только под открытым небом здесь произрастает 1200 видов деревьев, кустарников и травянистых растений. А в оранжереях — более 300 видов тропических и субтропических культур.

Первые растения прибыли в дендрарий “по обмену” из ботанических учреждений Советского Союза и мира. В 1959 г. были сделаны первые аллейные посадки: 40 тысяч деревьев и кустарников заняли свои места в соответствии с проектом. В каждом секторе высаживались представители одного-двух-трех семейств. Через 10 лет коллекционный фонд дендрария включал 68 семейств, 177 родов, 820 видов и 97 разновидностей и форм древесных пород, были созданы розарий, иридарий, участок травянистых многолетников, озеро с индийским лотосом, построены лаборатории и теплицы.

В 1964 году дендрарий был зарегистрирован как научное учреждение в Международном справочнике “Ботанические сады мира”. На территории сада растут 70 краснокнижных растений РФ и вид, занесенный в Международную Красную книгу — метасеквойя глиптостробоидная. Сегодня в саду представлены растения Европы, Крыма и Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии и Средиземноморья, Японии и Китая, Северной и Южной Америки. Кроме того, в саду обитают около двадцати видов птиц и несколько видов рептилий. Часто здесь можно встретить играющих белок. А рядом с участком, где растут семейства деревья Сумаховые и Тутовые, поселились павлины и цесарки.

В 2009 году Ботанический сад отметил полувековой юбилей. По инициативе декана агрономического факультета А. И. Радионова установлен памятник его создателю — Ивану Сергеевичу Косенко.

Дендрарий — зеленая лаборатория для изучения растений, живое учебное пособие, которым пользуются студенты и аспиранты кафедр ботаники и кормопроизводства, растениеводства, общей биологии и экологии, плодоводства, виноградарства, овощеводства. Здесь проходят учебную практику студенты, проводятся экскурсии для озеленителей, агрономов, а также для слушателей Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани. Более того, ботанический сад является единственным местом, где аспиранты и ученые могут исследовать редкие и реликтовые виды деревьев, а студенты учатся понимать и любить природу.

Территория Ботанического сада открыта для посещений, и этот уголок природы в большом городе стал любимым местом отдыха горожан. Здесь гуляют семьями, наслаждаясь тишиной, дивными по красоте растениями и благоуханием цветов.

Некоторые интересные данные о воробьях:

Из-за особенностей строения глаз, воробьи видят мир в розовом свете. Почему-то воробьи не любят синий цвет, а также боятся блестящих, сверкающих полосок. Пока это не выяснено. На Земле живет около миллиарда воробьев. Т.е., примерно, на каждых шесть человек приходится всего один воробей. В шее воробья в два раза больше позвонков, чем у жирафа. Сердце воробья бьется 600-850 раз в мин., 600 - у колибри, у курицы - 170-460, гуся - 210-320, голубя - 200, а у страуса - 65 ударов в минуту. Пульс человека - 60-80 ударов в мин. Крайний испуг может настолько повысить у птиц кровяное давление, что крупные артерии лопаются и особь умирает. Пульс у воробьиных в покое составляет 400-600 ударов, при полете – 100. Как недавно выяснили японские учёные, ПТИЦЫ способны различать языки людей. Опыт ставили на воробьях, которые в 75% случаев отличали китайский язык от английского. Ранее учёные уже сообщали, что способностью различать человеческие языки обладают обезьяны и ...крысы.

О павлине:

Зачем павлину хвост?

Родина павлинов - Индия и Юго-Восточная Азия, но их великолепные хвосты издавна украшают парки Европы и Северной Америки. Не все знают, что он нужен птице не только как украшение. Роскошный хвост - атрибут самца. Невзрачная самка (пава) выбирает себе супруга по оперению. Развернув хвостовой веер, павлик демонстрирует ей до 200 переливчато-радужных глазков. Для самки важны их количество и чёткость рисунка. В брачный сезон павлин расхаживает по своей территории, ожидая невест на смотрины. Обладатель особо впечатляющего хвоста может спариться более чем с десятком самок, что даёт хороший шанс передать свои гены будущим поколениям. Почему павы смотрят именно на хвост? Согласно одно из теорий, чем крупнее хвост, тем выше общая приспособленность его обладателя. В самом деле, что бы дожить до свадьбы, таская такой неудобный шлейф, надо обладать недюжинным здоровьем, ловкостью и умом. Может показаться невероятным, но павлин является ближайшим родственником петуха. Эта птица, славящаяся своим опереньем, населяет территорию Индии, Шри-Ланки и нескольких других азиатских государств. В дикой природе павлин предпочитает держаться на земле – он умело лавирует между густой растительностью тропических лесов. Благодаря своему изысканному внешнему виду, павлина издревле содержат в домашних условиях. Павлинов часто селили при дворцах и храмах, даже использовали их в различных культах. Хвостовое оперенье, отличающееся наличием так называемых “глаз”, переливающееся сине-зелеными оттенками, позволило заслужить павлину статус самой красивой птицы отряда куриных. Павлиньи перья с давних времен используются людьми для украшения костюмов и интерьера. Даже мясо птицы, не обладающее особенными вкусовыми качествами, раньше часто было центральным блюдом на пиру, сервированное знаменитыми перьями. Павлины в основном травоядные птицы, питаются фруктами, зернами, растительными побегами. Нередко селятся по соседству с человеком и добывают себе пропитание на фермерских полях. Однако, жители деревень положительно относятся к такому присутствию павлинов. Так как птицы истребляют на полях вредоносных небольших змей и грызунов. В целом, павлины добывают себе пищу на земле, и лишь на ночевку перелетают в кроны деревьев.

О дятле:

Дятлы имеют демпфер. Дятел со всей силы стучащий по дереву, должен умереть от сотрясения мозга, однако этого не происходит. По исследованиям, проведенным в 2006 году, у дятла между клювом и черепом имеется мощный демпфер, который распределяет и смягчает силу удара, что передается на голову.

Легенда о подснежниках:

“О подснежниках сложено немало легенд. Одна из них гласит, что когда Бог изгнал Адама и Еву из Рая, на земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Она с грустью вспоминала о теплых райских садах. Чтобы утешить ее, Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника. Так что первыми цветами на Земле, возможно, были именно подснежники”.