Интегрированное занятие ИЗО-студии и объединения "Информационные технологии" "Русская изба"

Разделы: МХК и ИЗО


«Красивое нужно сохранять, взять его как образец, исходить из него, даже если оно старое»
В.И. Ленин

Тип занятия: Закрепление изучаемого материала

Цели: способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства; формировать представления учащихся о конструкции и декоре крестьянской избы; систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и умения при работе с графическими примитивами

Задачи занятия:

  • Познакомить с конструкцией и декором русской избы, различными типами изб;
  • Учить изображению крестьянской избы, элементов конструкции и декора;
  • Развивать навыки конструктивного мышления, внимание, память, умения правильного расположения декоративных элементов в конструкции крестьянской избы;
  • Воспитывать интерес к русскому народному искусству;
  • Развивать творческие способности ребенка средствами изобразительного искусства;
  • Развивать художественный вкус и творческое воображение;
  • Развивать навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;
  • Развивать навыки самостоятельной работы

Оборудование: Компьютерный класс, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, графические файлы с заданиями; иллюстрации с изображением русской избы; карандаш, цветная бумага, ножницы, клей, картон, клеенка, краски, гуашь, бумага, пластилин, стекло.

Ход урока

  Деятельность педагога Деятельность обучающихся
Организационный момент Сообщение темы, целей занятия и мотивации учебной деятельности Ребята осознают тему, задачи занятия
Беседа и выполнение творческих заданий Поясняет как работать с каждым заданием Ребята выполняют задания
Рефлексия Педагоги предлагают дать оценку по проделанной работе на занятии Отмечают на «Чудесном деревце» свою работу, используя «рожицы»
Итог занятия Педагоги подводят итоги данного занятия. Выставка работ.  

I. Организационный момент.

Установить должную дисциплину в кабинете. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

Звучит музыка. Читается отрывок.

Слайд 1 ( титульный)

Однажды князь Владимир вошёл в светлую горницу, присел, переводя дыханье, на лавку, – ох, и круты каменные ступени бабкиного терема! – обвёл взглядом стены. Свивались в кольца невиданные травы, распускали хвосты заморские птицы, били копытами единороги: краски были так свежи и ярки, будто только что, а не много десятков лет назад проложил их своей быстрой кистью заезжий грек – живописец. Давно уже нет на свете княжны Ольги, и жизнь самого Владимира клонится к закату, а в тереме все и сейчас так, словно вот – вот отворится дверь и на пороге встанет хозяйка – в белой головой повязке, с жемчужными подвесками – ряснами, с суровой морщинкой меж бровей.

Педагоги: Добрый вечер ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в нашей мастерской. Чтобы узнать тему нашего занятия предлагаем разгадать кроссворд.

Педагог задает вопросы, дети отгадывают кроссворд.

Слайд 2

  1. Ловко выведет на листик и картинку, и стишок,
    Если есть внутри в наличии тонер – черный порошок
    Файл – Печатать, щелкнуть “Интер”
    А устройство это …
    Ответ: (Принтер)

  2. Две кругляшки и дуга,
    Слышишь музыку всегда

    Ответ: (наушники)

  3. В ней записаны программы
    И для папы и для мамы!
    В упаковке, как конфета,
    Быстро вертится ...

    Ответ: (Дискета)

  4. Она порхает, делая мазки,
    Движения то плавны, то резки.
    И оживут картонки и холсты,
    Когда с любовью их коснешься ты.
    Пушистая, как кисочка.
    Помощница нам …
    Ответ: (Кисточка)

  5. Юркий маленький зверек
    Серый шарик вместо ног
    Ты узнал меня малышка?
    Я компьютерная…
    Ответ: (Мышка)

  6. Есть удивительные краски,
    Они волшебны, будто в сказке.
    Напишем яркий мы пейзаж,
    Поможет в этом нам …
    Ответ: (Гуашь)

  7. Последняя буква в алфавите.
    Ответ: (Я)

  8. Часть компьютера (с экраном)
    На меня глядит в упор.
    Эту штуку, как ни странно,
    Называют…
    Ответ: (Монитор)

  9. Если ей работу дашь – зря трудился карандаш
    Ответ: (резинка)

  10. Около дисплея – главный:
    Там бежит электроток
    К самым важным микросхемам
    А зовут его системный...
    Ответ: (блок) 
  11. Есть краски нежные,
    Они светлы, как солнечные дни.
    Прозрачны, будто бы апрель.
    Они зовутся…
    Ответ: (Акварель)

II. Рассказ педагогов «Русская изба».

Слайд 3

Татьяна Олеговна: Тема нашей мастерской Русская изба. Корни народного искусства следует искать в тех далёких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространённым населённым пунктом – деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными. Огромные лесные богатства, простота обработки и не слишком высокая стоимость обеспечили этому материалу особую популярность. Из дерева рубили избы и крепости, наводили мосты, ладили сани, баркасы и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колёса, резали миски, ложки, детские игрушки. Сколько труда и изобретательности потребовалось нашим предкам, прежде чем сложились типы зданий, была выработана определённая строительная техника, прежде чем появились шедевры мирового деревянного зодчества. Начиналось с малого, самого необходимого – с жилья.

Слайд 4

Светлана Владимировна: В наше время люди живут в прекрасных благоустроенных квартирах – просторных, светлых. Им трудно представить, что в древности наши предки славяне жили в землянках (небольших деревянных сооружениях врытых в землю), затем научились строить курные избы, с печами без труб. Дым при отапливании выходил через открытую дверь, окно или через дымницу – специальное отверстие в крыше. Окна были узкими и маленькими. Внутри было всего одно помещение. И лишь со в.п. 19 века избы стали строить иначе. Вместо одного помещения внутри стали делать два, три, кухни отделили от жилых помещений, у печей появились дымовые трубы.

Слайд 5

Татьяна Олеговна: С домом были связаны понятия рода и очага. Дом становится хранителем всего рода и домашнего очага. А чтобы уберечь их, нужны свои секреты. Центральное место в доме всегда занимала печь – главное святилище в доме. Печь грела, кормила, лечила, уберегала от нечисти. Позже, когда на Русь придет христианство, на печи можно было спастись даже от черта: ведь русскую печь обязательно кропили святой водой.

Слайд 6

Светлана Владимировна: В углах дома можно было найти заговоренные пучки трав и обереги (и в христианской Руси в домах сохранится Красный Угол). Окна и двери украшали резными наличниками с понятными древнему человеку узорами и фигурками (так же, как и ворот и рукава рубахи), потому как замкнутая линия, круг – первый и главный оберег от нечисти.

Слайд 7

Татьяна Олеговна: Крышу дома украшали резным конём. Кто же больше помогает человеку в нелегкой жизни? На коне и на пашню, и на войну. Наконец, подкову над воротами или дверью вешали, чтобы счастье в дом пришло, а несчастье – заблудилось. А могло появиться на крыше и солнце – всем известно, что нечистая сила больше всего боится солнечного света и тепла. Я вам предлагаю выяснить, как назывались в старину некоторые элементы крыши.

1 – желоб,
2 – охлупень,
3 – стамик,
4 – слега,
5 – огниво,
6 – князевая слега ("кнес"),
7 – повальная слега,
8 – самец,
9 – повал,
10 – причелина,
11 – курица,
12 – пропуск,
13 – бык,
14 – гнет.

III. Практическая часть.

Педагоги: Сейчас мы с вами постараемся нарисовать русскую избу используя разную технику рисования. Время на работу 20 минут.

Учащимся предлагается выполнить эскиз русской избы. В работе можно использовать готовые эскизы, выполненные в карандаше, необходимо их только выполнить в цвете.

Изображение избы в разных техниках: аппликация, рисунок, пластилин на стекле, графический редактор Paint.Дети работают индивидуально, самостоятельно.

Детям раздаются готовые рисунки-раскраски для слабых детей, дети их просто раскрашивают. Также используя пластилин, они на стекле делают пластилином избу, здесь им тоже дается прорисованный черной гуашью на стекле контур избы. Дети посильнее рисуют самостоятельно избу. Другие дети используя графический редактор Paintс помощью геометрических фигур изображают избу.

Перед началом работы педагог должен обратить внимание детей на характерный цвет деревенских изб (серебристо-серые, золотисто-коричневые), показать приемы работы цветом для передачи выразительности бревенчатого сруба, обратить внимание на контраст между гранями избы. Педагог кладет широкие горизонтальные мазки, оставляя узкие пробелы между ними. Смежные стены решаются в контрасте.

Рисование избы и там и там строится на основе знания детей геометрических фигур. В процессе работы ребята используя геометрические фигуры строят бревенчатые дома.

По ходу самостоятельной работы учащихся педагог может помогать и подсказывать, если кто-нибудь затрудняется.

Дети выполняют задание. Тихо звучит музыка. Время ограниченно.

Татьяна Олеговна: Ребята, я предлагаю провести физкультминутку (дети выполняют имитационные движения в соответствии с текстом):

Нужно ставить новый дом,
Непременно ставить нужно!
Ну-ка сильно, ну-ка дружно
Всех работать мы зовем,
Будем ставить новый дом.
Ряд за рядом бревна
Мы положим ровно!
Вот и печка и труба,
Два крылечка два столба.
Чердачок построим,
Тесом дом покроем,
Ну, готово!
А теперь ставим
Лестницу и дверь.
Окна расписные,
Ставеньки резные.
Щели паклею забьем
И готов наш новый дом!

Татьяна Олеговна: Старые постройки радуют нас красотой своего облика, удивительно точно найденными пропорциями, всегда уместными декоративными элементами и потрясающей целесообразностью: ничего лишнего – всё под рукой. Красота и польза – неразрывны. Сегодня на занятие в нашей мастерской вы узнали много нового и интересного, а насколько вы были внимательными, мы сейчас проверим:

  • Какой природный материал стал самым распространённым строительным материалом на Руси? (дерево);
  • Что означает слово «деревня»? (деревня происходит от слова «дерево», это значит, что в деревне все постройки жилого или хозяйственного назначения были из дерева);
  • Почему один из видов русских изб называли землянкой?
  • Что располагалось в красном углу?
  • Что представляет из себя внешний вид избы?
  • Какие загадки и поговорки Вы знаете по теме «Русская изба»?

(«Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок);

«Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постель» (бревна в стене избы)) и т.д.

Светлана Владимировна: Молодцы. Мы надеемся, что в будущем вам пригодятся те знания, которые вы сегодня получили. А сейчас мы приглашаем вас к нашему чудесному деревцу. У вас у каждого на столе лежит конверт, а в конверте три «рожицы». Если вам у нас сегодня понравилось, вы должны приклеить на наше деревце улыбающуюся «рожицу», если вы остались равнодушными, то безразличную, ну а если вам вообще не понравилось занятие, то грустную.

Дети клеют «рожицы».

IV. Выставка работ. Анализ.

Педагоги: Мы видим, что вы не остались равнодушными к нашему занятию, а сейчас вашему вниманию предлагаем посмотреть ваши работы.

(звучит музыка. Демонстрируются детские работы) Дети из ИЗО-студии вывешивают свои работы на специально отведенное место. А дети с информационных технологий выводят на экраны свои работы.

Предлагается самим воспитанникам проанализировать свои работы, отвечая на вопросы педагогов:

  1. Что Вам хотелось показать в своей работе?
  2. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?
  3. Ваши впечатления от проделанной работы

Оценивается эффективность использования готовых фигур графического редактора Paint.

Педагоги сообщают, что им понравилось как работали дети, сами работы по строению, по колористическому решению.

V. Завершение занятия.

До свидания, дорогие друзья. Спасибо за хорошее занятие и ваши рисунки. До новых встреч!

Учащиеся встают, приводят свои рабочие места в порядок.

Литература

  1. Полунина В.Н. Искусство и дети.// Русское деревянное зодчество/. – М: Просвещение, 1982.
  2. Данилова Л. Окно с затейливой резьбой. – М: Просвещение, 1986.
  3. Мехова Г.И. Русское деревянное зодчество. /альбом/.
  4. Энциклопедия. Культура.//я познаю мир/. – М: АСТ, 1996.
  5. Горяева Н.А, Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. – М: Просвещение, 2000.
  6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд.//Программа для уч. 1-8 кл./. – М: Просвещение, 1990.
  7. Златопольский Д.М.Сборник заданий для внеклассной работы по информатике.
  8. Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике.

Методические рекомендации к занятию.

План занятия:

  1. Организационная часть — 1–2 минуты. Сообщение темы, цели и задач занятия — 4-5 минут.
  2. Рассказ учителя об истории “Русской избы” — 5- 7 минут.
  3. Практическая работа — 20–25 минут. При изучении темы, предлагается используя геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, выполнить рисунок избы с помощью компьютерных технологий, красок, пластилина и стекла.
  4. Выставка детских работ. Анализ — 2–3 минуты.
  5. Завершение урока — 1–2 минуты.

Мониторинг (предполагаемый результат) – Приложение.