Урок математики в 5-м классе: "Арифметические способы решения текстовых задач"

Разделы: Математика


УМК: С. М. Никольский, М. К. Потапов и др. “Математика. 5 класс”, М. Просвещение, 2010.

Цели урока:

  • обучающая – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темам “Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания”, “Решение текстовых задач с помощью умножения и деления”, “Задачи на “части”, “Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности”, “Задачи на совместную работу”, повторить основный правила действий с дробями
  • развивающая –  обеспечить условия общему развитию учащихся, развитию как логического, так и образного мышление, лучшему освоению естественного языка, развитию математического кругозора, мышления, математической речи внимания и памяти, креативных способностей и навыков самоконтроля.
  • воспитательная – повысить эффективность обучения математики и смежных дисциплин, воспитывать активность, мобильность, умение общаться, общую культуру.

Задачи урока:

  • Показать знания, полученные по темам “Решение текстовых задач с помощью умножения и деления”, “Задачи на “части”, “Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности”, “Задачи на совместную работу”, и продемонстрировать их практическую значимость.

Тип урока: урок повторения изученного материала.

Форма урока: комбинированный урок

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование урока: наглядность по теме урока, презентация,  интерактивная доска, классная доска, сеть из 11 ПК.

План урока:

I. Организационный момент  

II. Актуализация опорных знаний

III. Старинные задачи

IV. Применение знаний

V. Практическая часть

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас урок обобщения по теме “ Арифметические способы решения текстовых задач ”.

II. Актуализация знаний.

Прежде мы приступим к работе по теме урока , я бы хотела проверить как вы справились с домашним заданием. Есть ли вопросы по домашнему заданию? Откройте ваши тетради, я пройду, посмотрю ваши работы.

А теперь повторим пройденный материал. 11 человек выполняют тестовые задания по пройденному материалу за компьютерами, остальные – работают устно.

Устная работа (задание интерактивной доске).

Задание 1. Вася Незнайкин получил от учителя карточку с задачей для самостоятельной домашней работы и записал краткое условие задачи в черновике схематически. Дома он обнаружил, что потерял карточку и располагает только следующей схемой (смотрим на интерактивную доску) и помнит, что в задаче говорилось о варенье.

Помогите Васе записать ответ задачи, зная, что число 3500 обозначает граммы. Какую задачу можно составить по такому условию?

Ответ: 1 кг 400 г

Лучшей была признана задача: “Чтобы порадовать Вини Пуха Кролик смешал 2 горшочка меда и 3 горшочка сгущенного молока. Сколько грамм меда он использовал, если получилось 3500 грамм вкусной еды, которую Вини Пух съел за 2 часа?”

Задание 2. Пончик может съесть торт за 3 часа, а Топтыжка за 6 часов. За сколько часов они съедят такой торт вместе, если начнут есть одновременно? (При затруднении можно воспользоваться черновиком для вычислений)

Ответ: за 2 часа

Задание 3. Страница 62 № 281 (а).

“У двух мужиков 35 овец. У одного на 9 овец больше, чем у другого. Сколько у каждого овец?” Ответ: 13овец и 22 овцы

Молодцы! Вы хорошо справились с задачами. С тестами учащиеся тоже справились успешно.

III. А теперь решим несколько старинных задач. (Тексты на интерактивной доске) Указать, каким методом вам удобнее пользоваться. У доски 4 ученика. Класс решает самостоятельно, первый 3 работы можно показать и получить оценку.

1. Китай, II век. “Дикая утка от южного моря до северного моря летит 7 дней. Дикий гусь от северного моря до южного моря летит 9 дней. Теперь дикая утка и дикий гусь вылетели одновременно. Через сколько дней они встретятся?”

Что вызвало затруднение?

2. Страница 250 № 1124. Индия, III – IV вв. “Из четырех жертвователей второй дал вдвое больше первого, третий – втрое больше второго, четвертый – вчетверо больше третьего, все вместе дали 132. Сколько дал первый?”

3. Страница 252 № 1130. Древнекитайская задача. “В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов.”

Подсказка при затруднении: “Представьте, что все кролики встали на задние лапки. Сколько тогда ног будет в этой клетке? Откуда же лишние ноги?”

4. Страница 251 № 1127. Задача из “Всеобщей арифметики И. Ньютона “Некто желает распределить между бедными деньги. Если бы у него было на восемь динаров больше, то он мог бы дать каждому по три. Но он раздает лишь по два, и у него еще остается три. Сколько бедных?”

IV. Применение знаний.

А теперь поработаем немного самостоятельно. Решаем по вариантам следующие задачи из вашего учебника (8 минут): страницы 250, 251

  • 1 вариант № 1119 (а), 1125 (а)
  • 2 вариант № 1119 (б), 1125 (б)
  • 3 вариант № 1120 (а), 1126 (а)
  • 4 вариант № 1120 (б), 1126 (б)

Ученики, которые первыми справились с задачами соберут работы своего варианта и проверят их как эксперты, оценки будут поставлены в журнал. А пока они работают – проверьте свои решения по образцам решений, приведенным на интерактивной доске, и проанализируйте свои ошибки, если они есть.

Подводим итоги самостоятельной работы.

V. Практическая часть.

Перейдем к решению задач, отмеченных в вашем учебнике, как задачи повышенной трудности.

  • № 1133 (а), 1136 (а), 1137 (а)
  • № 1133 (а). Смешано 3 сорта муки: 15 фунтов по 8 к., 20 фунтов по 7 к. и 25 фунтов по 4 к. за фунт. Сколько стоит фунт смеси?
  • № 1136 (а). На двух полках стояло 12 книг. Когда с первой полки на вторую переставило столько книг, сколько до этого стояло на второй полке, то книг на полках стало поровну. Определите, сколько книг первоначально стояло на каждой полке.
  • № 1137 (а). За краски и две кисти заплатили 32 р. 19 к., за краски и кисть – 21 р. 72 к. Сколько стоят краски? Сколько стоит кисть?

Разбираем подробно решение каждой задачи. Решаем их и записываем решение на интерактивной доске и сохраняем его для последующего индивидуального анализа при необходимости. За решения у доски поставлены 3 оценки.

VI. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя, выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Выполнение домашней разноуровневой работы.

  • I уровень. № 1139 (а), 1141 (а), 1073.
  • II уровень. №1132 (а). 949 (б), 1075.

А сейчас я попрошу вас, оценить свою работу на уроке и высказать свое мнение об уроке.

Лист обратной связи

  • Сегодняшний урок мне позволил ______________________________________
  • Невероятно интересным на уроке было _________________________________