Использование ИКТ в системе повышения профессиональной компетентности педагога

Разделы: Администрирование школы


Ускоренное развитие и применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях в последние годы было имело следующие предпосылки:

  • Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
  • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, так называемой Концепции-2020;
  • Реализация программы “Электронная Россия”;
  • Разработка Национальной образовательной концепции “Наша новая школа”;
  • Подключение в рамках национального проекта школ, а, следовательно и прогимназий к Интернету;
  • Принятие поправок к Закону “Об образовании”;
  • Бурный рост в торговле сектора товаров для детей и потребность в продвижении этих товаров;
  • Формирование социальных сетей.

Целью развития информационного общества в Российской Федерации, согласно Стратегии, является “повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий”.

Все эти события постепенно ведут к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а следовательно и работы детских учреждений, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями, педагогами, воспитанниками.

Для реализации этой цели предполагается помимо прочего развивать доступность Интернета, повышать уровень информационной грамотности, как населения вообще, так и специалистов в самых различных отраслях.

Каждый педагог в образовательном учреждении должен быть высококвалифицированным, творческим, социально активным и конкурентноспособным педагогом, умеющим воспитывать социализированную личность в быстроизменяющемся мире.

Развитие профессиональной компетентности педагога - это развитие творческой индивидуальности, готовности к принятию нового, развитие и восприимчивость к педагогическим и техническим инновациям.

Как мы знаем, основные формы повышения квалификации это: курсы повышения квалификации и переподготовки, семинары, мастер-классы, самообразование и творчество, посещение мероприятий проводимых коллегами, чтении педагогической и методической литературы, работа в методических объединениях, научно-методическая работа и конечно же, на современном этапе, очень актуальным является -освоение и использование в воспитательно-образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий. Это позволяет педагогу быть конкурентноспособным,, адаптированным к новым условиям, способным максимально и эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением, в условиях современной образовательной политики.

Сегодня, на этапе активного развития информационного общества, в системе повышения профессиональной компетентности педагогов, использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) - это наиболее приоритетное направление, которое является уже не инновацией, а необходимостью, то что должно использовать каждое современное российское образовательное учреждение.

Исходя из актуальности данном вопроса, как в целом российском образовании и в нашем учреждении, нами был разработан проект “Использование ИКТ в системе повышения профессиональной компетентности педагога”.

Цель проекта: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива через овладение педагогами информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

1. Способствовать профессиональному самосовершенствованию и творческой самореализации педагогов;

2. Разработать и апробировать формы работы с педагогами активизирующими овладение ими ИКТ;

3. Обеспечить оптимальные условия для развития у педагогов стимула к повышению своей квалификационной категории.

Объект: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Предмет: Информационно-коммуникационные технологии.

Участники проекта: педагоги ОУ.

  • Предполагаемые результаты:
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
  • Повышение процента педагогов с высшей и первой квалификационной категорией.

Сроки реализации проекта - 2010-2013 гг.

Этапы реализации проекта.

Аналитический.

В нашем дошкольном учреждении необходимость овладения ИКТ, особенно явно, проявилась при проведении анкетирования затруднений педагогов на конец 2009-2010 учебного года.

Анкетирование показало, что из – 23 педагогов:

- активными пользователями ПК являются -11 человек (47% )

- Педагоги использующие Интернет – 7 человек (31%);

- педагоги владеющие программой (PowerPoint) -7 человек (31%)

- педагоги желающие стать пользователем ПК - 8 человек. (34%)

Анализ данных позволил нам сделать вывод, что 34% педагогов хотели бы овладеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций,  (17%) педагогов желали бы пройти курсы по созданию веб-сайтов и использованию других новых компьютерных программ.

Анализ повышения квалификационной категории педагогов за последние пять лет показал, что 47 % педагогов имеют лишь вторую квалификационную категорию. У 50% педагогов из числа имеющих вторую квалификационную категорию имеется желание повысить свою квалификацию, но в связи с тем, что педагоги не являются активными пользователями ПК, участие педагогов в конкурсах, фестивалях профессионального мастерства затрудненно.

Разработка теоретической модели.

С целью реализации поставленных задач, нами был разработан план работы с педагогами по овладению ИКТ на 2010-2013 год. (см. Приложение 1).

План включает в себя разные формы работы с педагогами, время проведения, состав участников мероприятий, определены целевые установки на их проведение.

Внедренческий этап.

Данный этап включает в себя работу по апробации и внедрению мероприятий в воспитательно-образовательный процесс ОУ.

Заключительный (Итоговый, оформительский, презентационный).

На этом этапе будут определены зффективность работы, оформление методических рекомендаций, трансляция результатов работы.

Подводя итог всему вышесказанному, обратимся к А.Дистервергу: “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”.