Урок литературного чтения: устный журнал «Добро в твоем сердце». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • обобщить знания детей по теме “Животные в нашем доме”;
  • развивать память, внимание, мышление, речь;
  • прививать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы составим журнал, который расскажет о взаимоотношениях людей и животных. Называется он “Добро в твоем сердце”. (Приложение 1.Слайд). Это необыкновенный журнал. Его можно только услышать, его так и называют: устный журнал. В нашем журнале будет три страницы. (Приложение 1.Слайд)

2. Работа по теме урока.

  • Первая страница “Золотая клетка соловья не красит”.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Прекрасно любое животное на свободе. Соловья украшает его трель (Приложение 1.Слайд), оленя – рога (Приложение 1.Слайд), лося – красивый бег (Приложение 1.Слайд)…

– Представьте себе на минуту лес без зверей, луг без насекомых, речку без рыбы. Страшная картина. Стоит ли, защищая диких животных, приносить их домой? Вспомните произведения, где авторы дают нам совет, а помогут нам в этом следующие герои. (Приложение 1.Слайд)

Медведь (ребенок в маске медведя).

– Я – хищник. Но охочусь не так уж часто. Зато если встречу в лесу заросли малины – поем ягоду. А найду гнездо диких пчел – с большой охотой полакомлюсь медом. Могу отыскать грибы, выкопать из земли корешки растений. А как мне жилось у человека, вы уже знаете. Расскажите о всех моих ночных приключениях.

Ученики пересказывают соответствующий отрывок из рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка “Медведко”.

Медведь:

– Теперь я объявляю конкурс “Раз, два, три – говори”.

Как только я скажу эти слова, вы называете меня так, как это делал Д.Н.Мамин-Сибиряк в своем произведении. Кто последний скажет, тот и победит. (Это слова: живая рукавица, забавный зверь, медвежонок, Медведко, притихший зверек, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость…)

Звучит песня “Резиновый ежик”. (Музыка С.Никитина, стихи Ю.Мориц, исполняют Т.и С. Никитины).

После прослушивания:

– Кто герой этой песни? (Игрушечный ежик)

– А в каком произведении этого раздела герой тоже ежик, но живой, настоящий? (В.Берестов “Прощание с другом”)

– Прочитайте стихотворение наизусть.

– Счастливый ли конец у этого стихотворения? Почему вы так думаете?

– Послушайте стихотворение И. Пивоваровой “Ежик”. (Читает наизусть подготовленный ученик.) (Приложение 1.Слайд)

Нашли в лесу мы ежика
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной!
Пускай ворчит сердито,
Пыхтит, как паровоз,
Пускай сует по всюду
Свой круглый черный нос!
Ему мы дали коврик
И чашку с молоком,
А утром он вернется
В тенистый бурелом,
Где тихо и прохладно,
Где ландыши стоят,
Где ждут его ежиха
И пятеро ежат.

– Зачем взяли ежика ребята домой? (Ради забавы)

– Что бы вы им посоветовали? Где лучше всего любоваться ежиком?

– Почему животные выбирают свободу, а не жизнь на всем готовом у человека дома?

3. Физминутка. (Приложение 1.Слайд)

  • Вторая страница “Мой маленький друг”.

– Вспомните пословицы о дружбе (Друга нашел – клад отыскал. Человек без друзей – что дерево без корней.)

– Есть ли у вас четвероногий или пернатый друг? (Приложение 1.Слайд) Расскажите о нем по плану, который записан на доске.

План.

  1. Как зовут вашего друга? Кто он?
  2. Опишите его внешность.
  3. Расскажите о повадках.
  4. Вспомните интересный случай.

Ученики составляют рассказы. Это одновременно и подготовительная работа к написанию сочинения.

– Очень интересные получились у вас рассказы о ваших маленьких друзьях. (Приложение 1. Слайд)

  • Третья страница “Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил”.

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения А.Барто “Думают ли звери?”

Я думаю о том:
Умеют думать звери?
Вот, шевельнув хвостом,
Котенок входит в двери.
Он думает о том,
Что будет с ним потом? (Приложение 1.Слайд)

Бывают у собак
Нерадостные мысли,
Задумается пес –
И уши вниз повисли. (Приложение 1.Слайд)

Есть мысли у телят?
Я видел, как телята
Хвостами шевелят
И вдаль глядят куда-то. (Приложение 1.Слайд)

– Согласны ли вы с героем стихотворения, что собаки, кошки умеют думать?

– Что их может в жизни огорчать?

О собачей преданности ходят легенды, а всегда ли мы, люди, внимательны к своим питомцам?

В один из осенних дней 1974 года в московском аэропорту Внуково шла посадка на отлетающий в Норильск самолет. Один из пассажиров был с овчаркой. На собаку был билет, но в самолет ее не пустили – не оказалось справки от врача. И тогда хозяин обнял пса, снял ошейник и… улетел, оставив собаку на аэродроме. Овчарка осталась ждать. Она поселилась на аэродроме и в течение почти двух лет каждый день встречала все прилетавшие во Внуково самолеты. Собака подбегала к трапу и днем, и ночью, и в лютый мороз, и в зной и терпеливо ждала, пока с борта не сходил последний пассажир…

– Мы читали с вами произведения, в которых герои очень любили животных и заботились о своих маленьких друзьях.

– Вспомните сказку А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Какой секрет Лис открыл Маленькому принцу? (Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил) (Приложение 1. Слайд)

– Почему Лис доверил эти секреты Маленькому принцу? (Они стали друзьями)

– Помните эти мудрые слова. Окружите любовью и заботой того, кто живет рядом с вами. И пусть наш журнал закрывается этими словами. (Проговариваются хором вслух.)

4. Итог урока.

– Какими произведениями вы бы дополнили этот раздел?

Приложение 1