Урок-размышление "Ты одна мне помощь и отрада, / Ты одна мне несказанный свет…"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Цели:

  • развивать умение анализировать текст, четко выражать свои мысли,
  • аргументировать их;
  • развивать мышление учащихся, учить анализировать, сравнивать,
  • обобщать, делать выводы;
  • воспитывать в детях отзывчивость, доброту, внимание к людям, любовь к родным и близким.

Форма урока: урок-размышление

Оформление: презентация, романсы: “Письмо матери” в исполнении Александра Малинина, “Мама” в исполнении Стаса Михайлова, “Если мать еще живая” в исполнении Евгении Смольяниновой.

Ход урока

“Ты одна мне помощь и отрада
Ты одна мне несказанный свет...”

- Как вы думаете, чьи эти слова и к кому обращены? (Сергея Есенина, к матери)

- Как вы понимаете слова “отрада”, “несказанный свет”? (ответы детей)

- Можете ли вы обратиться к своей матери словами Сергея Есенина?

- Почему для поэта одна мать является “помощью и отрадой, несказанным светом”?

Попытаемся ответить на этот вопрос после прослушивания романса на стихи Сергея Есенина “ Письмо матери” в исполнении Александра Малинина.

- Отметьте для себя ключевые слова в этом романсе.

Звучит романс “ Письмо матери”

Ответы учащихся.

(Звучат мотивы осознания виновности за кому-то нанесенные обиды, скандалы. “Письмо матери” носит исповедальный и покаянный характер. Его лирический герой мучается собственными противоречиями: в нем есть и нежность, и “мятежная тоска”. Однако звучит в стихотворении и надежда лирического героя на свое духовное обновление, на излечение душевных ран материнской любовью: “Ты одна мне помощь и отрада...”. В стихотворении развивается и вечная тема материнства и тема сыновства.)

Ребята, мы с вами познакомились с жизнью и творчеством многих писателей и поэтов.

- Кем является для них мать? (ответы детей)

Нет, наверное, ни одного деятеля искусств, который в своем творчестве ни обратился бы к образу матери.

Слайды: образ матери-мадонны в творчестве художников.

- Что объединяет все эти творения? (ответы учащихся)

- Вы видите, как художники показывают, что пока мы дети, мы находимся в заботливых и надежных руках матери. Они оберегают нас от всех бед и напастей, учат быть мудрыми. Напутствуют нас в начале жизненной дороги. Материнская любовь греет нас до глубокой старости. Но жизнь не стоит на месте. Мы растем, наши мамы стареют, становятся беспомощными. И уже они нуждаются в нашей заботе и помощи.

- Сейчас, ребята, мы обратимся к русской литературе. Посмотрим, как складываются отношения с матерью у героев произведений, изученных нами.

Анализ произведений

(роман “Мать” М. Горького, “Отцы и дети” И.С.Тургенева, “Война и мир” Л.Н.Толстого, “Телеграмма” К.Паустовского, “Софья Петровна” Л.Чуковской, “Материнское поле” Ч.Айтматова и др.)

Вот видите, кто-то становится другом матери, надежной опорой и защитой, кто-то стесняется показывать свои чувства, хотя в душе любит, кто-то, вылетев из родительского гнезда, совсем забыл о ней.

- Ребята, как вы относитесь к своим мамам? Кем они являются для вас?

Слайды: забытые матери

Чтение стихотворения Геннадия Паушкина, нашего земляка, “Мать”.

Упал ты в цепи наступающей роты,
Подкошенный пулей у вражеских дотов;
А мать тебя ждет.
К ней не раз заходил я.
Она и в беде всё такая же милая.
От глаз её добрых мне некуда деться:
Во мне она видит сыновнее детство.
Мы были друзьями с тобой с колыбели.
Мы в комнате этой играли и пели,
Росли, возмужали, похожи, как братья, -
И вот не могу, не могу здесь солгать я.
Она ещё верит, что жив, что придёшь ты,
И радость, и счастье её снова вернешь ты,
Быть может, сейчас постучишься ты в двери,
И так только мать в возвращение верит.
Я знаю: ты умер. Солгать не могу я,
Молчу... Пусть по-прежнему верит, тоскуя.
Хоть к матери смерть тебя больше не пустит, -
Ты жив в её вере...
Ты жив в её грусти...
Ты жив в каждом слове и в новой примете,
Ты жив в этой комнате, в каждом предмете.
Ты жив! Я боюсь даже в это не верить:
Быть может, сейчас постучишься ты в двери,
Войдешь – и улыбка в глазах заиграет.
Здесь мать, а у матери не умирают, - живут наяву,
Хоть и нет их на свете, на бой за Отчизну ушедшие дети!

- Ребята, я думаю, ваши мамы не повторят судьбу вот этих матерей. Они ждут от вас только внимания, любви и заботы. Сейчас мы с вами посмотрим видеосюжет из концерта Стаса Михайлова и послушаем песню “Мама”.

Звучит песня Стаса Михайлова “Мама”.

Посмотрите, как он внимателен к своей маме. Да, наверное, не только он так относится...

Ребята, сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Продолжить мне хочется словами Расула Гамзатова:

Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово,
Обретает музыку свою.
...Слово это сроду не обманет
В нем сокрыто жизни существо.
В нем исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!
Я произношу его:
“Мама”!

- А сейчас я хочу вас познакомить со своей мамой. Ей уже 82года. В молодости была первой красавицей, но мы, несмотря на морщины, старость, не стали любить ее меньше. Часто ее навещаем, заботимся о ней. Она с нетерпением ждет нашего приезда.

Слайды о маме

Чтение любимых стихов о маме.

- Ребята, я думаю, что вы никогда не забудете о своих матерях, всегда будете приезжать и навещать своих любимых мам. Пока они живы, цените каждое мгновение, берегите их. И пусть каждый из вас почаще говорит теплые слова любимым мамочкам!

Звучит песня “Если мать еще живая” в исполнении Евгении Смольяниновой.

Итог урока. Д/з: написать сочинение-размышление.