Интегрированный урок химии и биологии "Химический состав клетки". 7-й класс

Разделы: Химия, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (17 МБ)


(Слайд 1)

Развёрнутый план-конспект урока “Химический состав клетки” в 7 классе с использованием межпредметной интеграции (химия + биология).

(Слайд 2)

Цели урока:

  • закрепить знания о химическом составе клеток и роли этих веществ в жизнедеятельности клетки;
  • продолжить развитие представлений о веществах, ознакомление с понятиями: органические и неорганические вещества, химическая реакция, качественная реакция;
  • сформировать умение объяснять единство органического мира сходством состава и клеточного строения и обосновать ответ.

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа “Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов”, демонстрационный эксперимент “Качественная реакция на белок”.

Домашняя подготовка учащихся: вспомнить строение растительной и животной клеток из курса 6-го класса; подготовить сообщения о воде, жирах, белках, углеводах, нуклеиновых кислотах, содержащие следующую информацию: представители класса, классификация, функции.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

(Слайд 3)

Структура урока.

1. Актуализация знаний.

2. Разнообразие и классификация химических веществ клеток и их роль в жизнедеятельности клетки:

а) вода, её свойства и роль в жизни клетки;

б) минеральные соли и их значение в жизни клетки;

в) органические вещества клетки. Белки – основные вещества клетки, их роль в организме;

г) углеводы, их разнообразие и значение в жизнедеятельности организма;

д) нуклеиновые кислоты, их местонахождение в клетке и функции.

3. Лабораторная работа.

4. Сходство неорганических веществ клеток растений и животных с веществами неживой природы как доказательство единства живой и неживой природы.

5. Единство органического мира на основе сходства химического состава и клеточного строения.

6. Закрепление знаний. Подведение итогов.

Оборудование: таблицы “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”.

Ход урока

Учитель биологии. Мы уже изучили строение клеток растений и животных и их состав. Давайте вспомним и проверим наши знания.

(Слайд 4)

Тест

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который является источником энергии:

а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро

4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:

а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии

5. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС

(Слайд 5)

Таблица ответов. Учащиеся проверяют ответы, анализируют их.

1 2 3 4 5
в а а б б

(Слайд 6)

Учитель биологии. Что объединяет и растительную и животную клетки? (Вещества). Сегодня мы будем говорить о химических веществах, которые входят в состав клетки.

(Слайд 7)

В составе клетки более 80 химических элементов из 111 известных.

Учащиеся записывают тему: “Химический состав клетки”.

(Слайд 8)

Учитель биологии приводит классификацию веществ, входящих в состав растительной и животной клеток, (учащиеся записывают в тетради) схему:

(Слайд 9)

Итак, химический состав клетки довольно разнообразен. Рассмотрим его более подробно, заслушав сообщения учащихся. (Приложение 1)

Учитель химии.

Лабораторная работа “Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов”

(Слайд 10):

1. Определение содержания воды в растении.

Оборудование: стебли комнатных растений, фильтровальная бумага.

Опыт: Между листов фильтровальной бумаги поместить стебель растения и надавить до промокания фильтровальной бумаги.

Учитель химии. Вода принимает участие в процессах превращения одних веществ в другие, непрерывно происходящие в живых клетках. Как называются эти превращения в химии? (Химическая реакция, записывают определение в тетрадь).

(Слайд 11)

Учащиеся формулируют определение им известной из курса естествознания химической реакции – фотосинтеза. (Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии пигмента хлорофилла).

(Слайд 12)

2. Обнаружение жиров (масел) в семенах подсолнечника.

Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.

Опыт: для обнаружения масла раздавить семечки (без кожуры) на листе бумаги

Учитель химии.

(Слайд 13)

3. Обнаружение крахмала и белка в пшеничной муке.

Оборудование: йод, пшеничная мука, вода, стакан, кусочек марли.

Опыт: На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпать немного пшеничной муки, сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой. К полученной мутной воде добавить несколько капель спиртового раствора йода. О чём свидетельствует появление тёмно-синего окрашивания? (Наличие крахмала). Реакции, с помощью которых распознают определённые вещества, называют качественными (определение записывают в тетрадь).

В марле осталась липкая тягучая масса. Это растительный белок, который называют клейковиной. Белки тоже можно распознать с помощью качественной реакции.

(Слайд 14)

Демонстрационный эксперимент “Качественная реакция на белок”

Реактивы и оборудование: куриное яйцо, 10%-е растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, вода; химические стаканы, стеклянная палочка.

Опыт: Отделить белок от желтка, разбавить белок водой. В полученный раствор белка добавить 1 мл раствора сульфата меди (II) и 2 мл раствора гидроксида натрия, перемешать.

Учащиеся отмечают появление фиолетового окрашивания.

(Слайд 15):

Учитель биологии. Какие можно сделать выводы?

Ученики: В состав растений, а значит, и всех живых организмов, исходя из общности химического состава всего живого, входят белки, жиры (масла), углеводы (крахмал).

Учитель биологии. Как вы думаете, почему одни вещества называются органическими, а другие неорганическими? Учащиеся, как правило, отвечают, что одни могут быть в составе организме, а другие нет. Правильный ли ответ? Найдите подтверждение или опровержение в тексте учебника.

Ученики работают с текстом, доказывают, что нет таких элементов, которые встретились бы только в живых организмах, а вот химические соединения их, а также вещества, могут быть. Эти соединения и называют органическими.

Учитель биологии. Какой же можно сделать вывод?

Учащиеся (вместе с учителем) делают вывод: на уровне химических элементов различий между живой и неживой природой нет. Они появляются лишь на уровне химических соединений.

(Слайд 16)

Подведение итогов по изученной теме.

  • Какие вещества необходимы для полноценного существования и растительной и животной клеток? (Неорганические: вода и минеральные соли; органические: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).
  • Перечислите элементы, наиболее распространённые в живых организмах. (Кислород, азот, углерод, водород).
  • Сходен ли химический состав растительной и животной клеток?
  • Как называется группа органических веществ, в которую входят глюкоза, сахароза, клетчатка, целлюлоза? (Углеводы)
  • Какие вещества в клетке выполняют роль хранения и передачи наследственной информации? (Нуклеиновые кислоты)

Тест

А 1. Сколько химических элементов встречается в клетке?

1. более 70; 2. более 80; 3. более 90; 4. более 111

А 2. Самое распространенное неорганическое вещество в клетке:

2. соли калия 2. соли кальция 3. вода 4. йод

А 3. В клетке различают вещества:

1. органические и внеклеточные 3. органические и неорганические

2. клеточные и внеклеточные 4. внеклеточные и неорганические

А 4. К органическим веществам клетки относятся:

1. белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты 3. белки, соли, углеводы, жиры

2. жиры, белки, углеводы, жирные кислоты 4. вода, белки, жиры, углеводы

(Слайд 17)

Ответы к тесту

А1 А2 А3 А4
2 3 3 1

Домашнее задание.

  1. Изучить соответствующий теме раздел учебника.
  2. Оформить лабораторную работу, сделав в ней рисунки и соответствующие выводы.

Список используемых источников

Литература для учителя:

  1. Габриелян О.С, Шипарева Г.А.. Методическое пособие к пропедевтическому курсу Габриеляна О.С., Остроумова И.Г., Ахлебинина А.К. “Химия. Вводный курс. 7 класс”. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.
  2. Высоцкая М.В.. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Сонина Н.И.. – Волгоград: Учитель, 2007. – 256 с.
  3. Журнал Биология в школе “Вещества вокруг нас”, 2010 г.

Литература для учащихся:

  1. Сонин Н.И.. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2011. – 174 с.
  2. Сухорукова Л.Н., В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 160 с.
  3. Захаров В.Б., Сонин Н. И.. Биология: Многообразие живых организмов 7”. – М.: Дрофа, 2011.
  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введение в химию. Вещества, учебник, 7 класс, М., “Сиринъ према”, 2010.