Тема: "Движения земной коры. Землетрясения"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (348 кБ)


Цели урока:

1.Обучающая:

  • закрепить знания о горных породах и минералах;
  • сформировать представления об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах, элементарных навыках безопасного поведения в экстренных ситуациях (во время землетрясений);
  • познакомить с приборами, позволяющими фиксировать землетрясения и определять их магнитуду;

2. Развивающая:

  • развивать умения работать со статистическими данными, с картами сайта Геологического обозрения США (www.usgs.gov), устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать мышление, познавательный интерес к предмету;

3. Воспитывающая:

  • продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Движения земной коры. Землетрясения.”, интернет-сайты: www.usgs.gov и wikimapia.org.

Междисциплинарные связи: информатика, иностранный язык (английский).

Раздаточный материал: приложение 2 план-конспект урока для учащихся.

Методы: эвристическая беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке мы рассмотрим виды движения земной коры, формы залегания горных пород и такое грозное природное явление как землетрясение.

- У вас на столах лежат листы с печатной основой в течении урока мы с вами их заполним и они помогут вам при выполнении домашней работы и при подготовке к следующим урокам.

Но прежде чем приступить к изучению нового материала давайте повторим предыдущий.

II. Проверка домашнего задания.

- Что такое горные породы?

- Чем минералы отличаются от горных пород?

- На какие группы делятся все горные породы?

- Как образуются магматические горные породы?

- Что произойдет с магматическими или осадочными горными породами под воздействием высокого давления и очень высоких температур?

- Молодцы!

III. Изучение нового материала.

(Запускаем презентацию: слайд 1.) (По мере ознакомления с новым материалом заполняется план-конспект: Приложение 2)

- Тема нашего урока: Движения земной коры. Землетрясения. (В приложение 2)

- Мы знаем, что горные породы залегают неравномерно. Это связано с движениями земной коры.

(Слайд 2) (В Приложение 2)

- Выделяют два вида движений: тектонические и неогенчетвертичные (это тектонические процессы произошедшие за последние 30 млн лет и происходящие сейчас).

- Тектонические движения — это миханические движения земной коры, вызываемые силами действующими в земной коре и мантии Земли.

Такие движения разнообразны по форме проявления, глубине и причинам. В свою очередь они подразделяются на: горизонтальные и вертикальные.

Оба вида движений происходят синхронно (т.е. одновременно), но одно доминирует над другим. Движения земной коры приводят к образованию складок и разрывов, которые влияют на формы залегания горных пород: складчатое, глыбовое и складчато-глыбовое.

(Слайд 3) (В Приложение 2)

- Складчатое залегание горных пород типично для молодых, только образовавшихся горных систем.

(Слайд 4)

- Древние породы, потерявшие пластичность, при сжатии или растяжении — разрываются на глыбы разной величины,которые перемещаясь вверх или вниз образуют горсты и грабены. Такая форма залегания называется глыбовая.

(Слайд 5) (В Приложение 2)

Горст — положительная форма рельефа, в которой отдельные блоки земной коры подняты на разную высоту.

Грабен — опущенный участок земной коры.

(задание для учащихся по слайду 5 презентации)

- Посмотрите на снимки и попробуйте установить соответствие между схемой и снимком: определите грабен и горст.

(Открыть вкладку-сайт wikimapia.org. - Байкал)

- Примером грабена является впадина озера Байкал — за 10 млн лет глубина озера достигла 1620 м, его дно продолжает опускаться.

По разломам земной коры закладываются речные долины, вдоль них часто наблюдаются выходы минеральных вод.

(Открыть сайт wikimapia.org.- Скандинавский п-ов)

- В результате медленных поднятий увеличивается площадь материков, меняется их конфигурация. Например, Скандинавский полуостров за последние 10 000 лет поднялся на 100 м. И наоборот, при опускании — увеличивается площадь океанов.

(Слайд 6) (В Приложение 2)

- Как вы думаете, какие явление происходят в природе при столкновении или расхождении литосферных плит? Правильно, землетрясения.

- Это движения земной коры и магмы, которые вызывают сотрясения земной поверхности.

- На глубине происходит смещение пород- это очаг землетрясения. Над очагом на поверхности Земли образуется эпицентр землетрясения. Самые сильные толчки наблюдаются в эпицентре землетрясения, чем дальше от него тем слабее сила землетрясения. Силу землетрясения определяют по 12 балльной шкале Рихтера.

(Слайд 7) (В Приложение 2)

- В течении года на Земле происходит около

100 000 землетрясений, т.е. около 300 в сутки. Происходят они быстро и большая их часть на дне океанов всейсмических поясах. Вравзных районах мира ученые ведут наблюдения за движениями земной коры с помощью сейсмографов. Сделать точный прогноз землетрясения пока невозможно. Можно оценить только вероятность его наступления.

(Открыть вкладку-сайт http://earthquake.usgs.gov)

- В настоящее время введено в действие слежение за сейсмической активностью крупных территорий, выявляются очаги накопления напряжений в земной коре, где наиболее вероятно наступление землетрясения. Вы то же можете получать информацию о землетрясениях на сайте Геологического обозрения США, где на карте отмечены эпицентры всех последних землетрясений.

(Практическое задание.)

- Исполдьзуя карту сайта определите в каких районах произошли землетрясения магнитудой от 5 до 12 баллов за последние сутки. (Красным квадратом отмечены эпицентры землетрясений, случившихся за последние сутки, синим - предыдущие сутки; величиной квадрата показана магнитуда, т.е. сила землетрясения.)

Для выполнения задания наведите курсор мыши на квадрат эпицентра землетрясения и нажмите на левую клавишу, получите детальные сведения: точное время толчка, географ.координаты эпицентра, расстояние от него до крупных городов, глубина очага и т. д. Полученные данные запишите ввиде таблицы.

IV. Закрепление изученного материала.

- Итак, сегодня на уроке мы узнали:

1. Какие виды движений земной коры существуют?

2. Какие выделяют формы залегания горных пород?

3. Чем горст отличаются от грабена?

4. Как называют движения земной коры и магмы, которые вызывают сотрясения земной поверхности?

5. При помощи какого прибора ведут наблюдения за движениями земной коры?

V. Домашнее задание.

Используя интернет-сайт http://earthquake.usgs.gov провести статистическое исследование районов землетрясения за неделю с магнитудой более 6 баллов по шкале Рихтера.