Урок истории России "Внешняя политика Николая I"

Разделы: История и обществознание


Теоретическое обоснование урока

Создателями этой технологии является российско-французский коллектив педагогов.

Мастерская –

  1. мастер, мастерство – умение выполнять что-либо лучше всех;
  2. деятельность, исполняемая наилучшим образом;
  3. место передачи опыта, постижение мастерства;
  4. эффективная форма передачи знаний, умений, опыта.

Главная мысль: не только чему учить, но и как!

В центр выносится демонстрация методов, форм, активное участие всех членов мастерской.

Демарш – поступок, вызов, действие.

В работе мастерской:

  1. обязательно есть мастер! Но в пед. мастерской, мастер не передаёт свои знания и умения, а создаёт алгоритм действий по которым происходит работа.
  2. в работе мастерской важен не столько результат, сколько сам процесс. Только в процессе идёт приобщение к новому, творческому.
  3. существует алгоритм процесса мастерской:
    а) индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
    б) деконструкция – работа с материалом.
    в) реконструкция – создание СВОЕГО мира.
    г) социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Ставится задача: не оценивать работу другого, создание самооценки.
    д) кульминация творческого процесса – новое видение предмета (инсайт – озарение), узнавание, открытие > появляется информационный запрос. Поэтому нужны словари, справочники, учебники, Интернет и д.р.
    е) рефлексия – самоанализ (это не оценочное суждение), это анализ собственной мыслительной деятельности.

МАСТЕРСКАЯ реализует принципы проблемного обучения:

  1. равенство отношений (все участники равны, в том числе и мастер);
  2. ненасильственное привлечение к работе;
  3. отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
  4. чередование индивидуальной работы и коллективной;
  5. важность не оценки, а самого процесса познания.

Мастерская не решает проблем, а скорее ставит их.

В предложенном мною уроке были продемонстрированы все перечисленные принципы. Удачно сочетались индивидуальная работа и коллективная. Индивидуальные, дифференцированные задания и повышенной сложности. Отсутствие оценки, ненасильственное привлечение учеников к работе, сделало их по настоящему участниками общего творческого процесса. Ребятам такая форма занятия понравилась.

Самым сложным в этой работе является подготовка учителя, поиск необходимых материалов проблемного содержания, вызывающего споры, сомнения и неоднозначную оценку у ребят.

Считаю такую работу эффективной, полезной и продолжу использовать эту технологию на своих уроках в других классах и не только по истории.

Методический план урока

Класс: 8.

Тема: Внешняя политика Николая I. (базовый учебник «История России XIX» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина)

Технология: педагогическая мастерская.

Методика: используются методические приёмы проблемного урока.

Цель: способствовать формированию понимания учащимися необходимости реформ в России.

Задачи:

  1. разделить класс на группы, с учётом уровня общеучебных навыков, образованности и желания самих учащихся.
  2. создать условия для проведения эвристической беседы.
  3. провести эвристические беседы.
  4. подобрать и сгруппировать исторический материал проблемного характера.
  5. подобрать, необходимый для урока, словарь терминов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс рассаживается по группам, за специально приготовленные столы.

Всего 4 группы:

  • 1-я группа со средним уровнем;
  • 2-я группа с повышенным уровнем;
  • 3-я группа с повышенным уровнем;
  • 4-я группа со слабым уровнем.

II. Основная часть.

1. актуализация знаний: фронтальная беседа.

2. введение в тему: определение цели для учащихся.

3. работа в группах: самостоятельное распределение нагрузки внутри групп, анализ учебного материала, подготовка конечного продукта – устный ответ.

4. представление результата работы.

Группа №1. Европейское направление.

Устный ответ > вывод.

Коллективная деятельность:

Работа с документом №1 > проблема > обсуждение > вывод.

Работа с документом №2 > проблема > обсуждение > вывод.

Ожидаемый результат: Николай 1 – спаситель России от революции.

Группа №2. Восточное направление.

Устный ответ > вывод.

Коллективная деятельность:

Работа с документом №3 > проблема > обсуждение > вывод.

Работа с документом №4 > проблема > обсуждение > вывод.

Ожидаемый результат: в развязывании военных конфликтов виновна не только Россия, но и не желающие её усиления на Ближнем Востоке страны Западной Европы.

Группа №3. Крымская война.

Устный ответ > вывод.

Коллективная деятельность:

Работа с документом №5 > проблема > обсуждение > вывод.

Работа с документом №6 > проблема > обсуждение > вывод.

Ожидаемый результат: во всех неудачах во внешней политике виновен режим, самодержавие в лице императора Николая 1, именно он причина бед и позора России.

5. Итог. Коллективная работа: оценка внешней политики Николая в целом.

6. Ожидаемый вывод: необходимость перемен (реформ) в России.

Документы и дополнительные материалы к уроку – Приложение.