Интеллектуальная игра "Умные карты"

Разделы: Внеклассная работа


Типигры: интеллектуальная, познавательная.

Цель: расширение кругозора учащихся.

Задачи:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • развитие коммуникативных функций;
  • создание творческой дружеской атмосферы;
  • умение работать коллективно.

ХОД ИГРЫ

Ведущий приветствует участников и объясняет правила игры.

Ведущий: Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре и предлагаем вам сыграть в «умные карты». У меня в руках 5 карт: черви, буби, пики, крести и джокер. Сейчас вы в порядке очередности вытаскиваете карту. Каждая масть отвечает за свою область знаний:

  • Буби – про все на свете;
  • Пики – великие люди;
  • Черви – литература;
  • Крести – история.

Номер вопроса вы выбираете сами. За правильный ответ получаете 1 балл.
Начнется наша игра с вопроса «За печатью». Я всем командам зачитываю вопрос, вы письменно отвечаете на него, ответы мы прячем в конверт и оставляем до конца игры. Если вы правильно ответили, то получите 1 балл, а если неверно ответили на вопрос, то у вас отнимется 1 балл. Но вас может спасти карта «Джокер». Если вы вытащили карту с изображением Джокера, то у вас есть шанс «отыграть» вопрос «За печатью». Номер вопроса вы выбираете сами. Если правильно ответили на вопрос «Джокера», то получаете 1 балл, и у вас появляется «защита» на неверный вопрос «За печатью», т.е. у вас уже не забирается 1 балл. Карту «Джокера» вы имеете право вытащить только один раз.

Итак, начинаем игру:

ВОПРОС «ЗА ПЕЧАТЬЮ»

В древние времена, пожалуй, самым страшным бичом путешественников была цинга, поскольку в дальний путь обычно брали только солонину, а необходимые для здоровья фрукты и овощи сохранить свежими было невозможно. Но Джеймс Кук придумал брать с собой это блюдо, внушавшее отвращение тем, кто был не знаком с его вкусом. Он ел его сам, приказывал есть всему экипажу, и цингой никто не заболел. Это блюдо едят и в наши дни. В основном его используют для изготовления других блюд, но некоторые используют его и как самостоятельное блюдо. (Квашеная капуста)

ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ

1. В средневековой Японии все самураи, от сегуна (военного правителя) до простых солдат, получали продовольственные пайки, размер которых зависел от положения самурая. Какой продукт составлял эти пайки? (Рис)

2. Говорят, что Г-Х. Андерсен очень любил жизнь и дорожил ею. Он старался все просчитать и быть готовым ко всем жизненным перепятиям. Даже отправляясь куда-нибудь с визитами, брал с собой веревку. Как вы думаете, зачем он это делал? (Чтобы спастись во время пожара)

3. У древних народов бывали войны из-за нее. Без нее у римлян не обходилось ни одно жертвоприношение. А римские легионеры часть жалования получали ею. Она заменяла деньги во многих странах. Она существует и до сих пор. Мы используем ее каждый день. Даже для того, чтобы узнать человека, говорится в одной пословице, нужна именно она. Так о чем же идет речь? (Соль)

4. В 1665 году врач Самуил Коллинз прописал царю Алексею Михайловичу рецепт: «… изрядное есть лекарство против хандры, насморков и головных болей ». Это «лекарство» (в кавычках) широко используют и сегодня. Только лекарством его сейчас никто не считает, и пьют его с большим удовольствием, предпочтительнее по утрам. Что это за чудодейственное «лекарство»? (Кофе)

5. Суеверные древние японцы считали, что когда гигантский сом бьет хвостом по воде, происходят… Что же происходит в этом случае? (Цунами)

6. По одной из африканских легенд, первый человек спустился на землю с неба, и помогло ему в этом одно животное. Как вы думаете, какое именно животное по представлениям африканцев смогло помочь им в этом? (Жираф)

7. Вы знаете, что кругосветные путешествия совершили такие мореплаватели как Магеллан, Кук, Крузенштерн и многие другие. Вспомните, кто совершил кругосветное путешествие в 1961 году самым необычным для того времени образом? (Ю.А.Гагарин)

8. В 1842 году Чарльз Гудийр случайно уронил на горячую печь кусочек каучука, обработанного серой. Так он неожиданно получил… Что? (Резину)

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ

1. Он был первым человеком, который распознал истинную природу всей Вселенной. Мироздание этого ученого не имело фиксированного центра. Человек живет на одной из множества обитаемых планет, затерянных в беспредельных далях космоса, и Солнца, наше Солнце, должно быть одной из звезд, а если Солнце – звезда, то и все звезды – Солнце. Богословы протестовали против такого унижения человека и его сожгли живым на «Площади цветов» в Риме в 1600 году. О ком идет речь? (Джордано Бруно)

2. Кто из великих людей во второй половине 19 века однажды получил от старого знакомого письмо, полное обиды и разочарования с подписью : «Когда-то Ваш друг, а теперь потомок обезьяны?» Кто мог получить такое письмо? (Чарльз Дарвин)

3. Имя этого человека неразрывно связано в сознании миллионов людей с морскими исследованиями ХХ в. Он был страстным любителем подводных исследований и очень много сделал открытий в этой области. Вот некоторые из них: изобретение акваланга, водонепроницаемой камеры, подводной телевизионной системы и др. Кто этот великий человек? (Жак Ив Кусто)

4. Когда-то он был капитаном яхты под названием «Беда», потом преподавал в морском училище. Он ходил в серой толстовке, волосы гладко зачесывал с затылка на лоб, носил пенсне, чисто брился, был тучным и низкорослым, голос имел сдержанный и приятный, нюхал табак и совсем не был похож на капитана дальнего плавания. Кроме того, он считал, что «навигация – наука не точная, и чтобы овладеть ею в полной мере, необходим личный опыт продолжительного плавания». Назовите фамилию этого странного капитана. (Капитан Врунгель)

5. Об этом событии, произошедшем в 1916 году, один из современников пишет: «…Это была попытка спасти империю старым русским способом – заговор против человека, который играл большую роль в жизни последнего русского царя. Этого человека одновременно боялись и им восхищались. Он был проповедником, целителем, предсказателем. Эта личность до сих пор остается загадкой и интересна историкам всего мира. О ком идет речь? (Григорий Распутин)

6. Три кругосветных путешествия этого человека дали много нового для развития географической науки, получившей разнообразный материал о природе и населении многочисленных земель, которые он открыл, и о южных частях трех океанов земли. Ведь во второй половине 18 века, когда он начал свои исследования, неизученными оставались огромные необитаемые пространства около полюсов и океаны. Он нашел новую Зеландию, первым исследовал восточное побережье Австралии, открыл Гавайские острова, где был убит в одном из столкновений с туземцами… Владимир Высоцкий в последствии сделал его героем одной из своих песен. О ком идет речь? (Джеймс Кук)

7. Этот человек предложил королеве Испании Изабелле проект плавания в Индию, через Атлантический океан. Вокруг предложения начались споры, но все же, через несколько лет его приняли. 3 августа 1492 году началось это плавание и а 12 октября этого, же года корабли подошли к острову, который назвали Сан-Сальвадор. Дальше они нашли еще несколько островов. После плавания этот человек вновь побывал у берегов открытого им материка Южной Америки трижды, оставаясь до самой смерти уверенным, что эти острова находятся в Азии и являются Западной Индией. Кто он? (Христофор Колумб)

8. Этот великий ученый писал: «Всего более четыре предмета составили мое имя:… закон, исследования упругости газов, почитание растворов как ассоциации и «Основы химии». Это все мое богатство». Как вы думаете, кто является автором этих строк, и о каком законе идет речь? (Менделеев. Периодический закон.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Этот литературный герой любил играть на скрипке, презирал все виды спорта, кроме бокса, и имел множество вредных привычек, несмотря на то, что лучшим его другом был доктор. О ком идет речь? (Шерлок Холмс)

2. Поход этого новгород–северного князя удачей не назовешь. Огромное шеститысячное войско русских было разбито наголову, сам князь очутился в половецком плену. Но неизвестный поэт так воспел и поражение и самого князя, что мы помним об этом событии и по сей день. О каком произведении идет речь? («Слово о полку Игореве»)

3. «Искать это всегда казалось мне смешной и нелепой причудою. Оно само должно найти поэта», – говорил Пушкин. А Анатоль Франс признавался: «Огонь этого у меня очень умерен, на нем даже воды не вскипятишь». О чем идет речь, если Чайковский считал, что это «не любит посещать ленивых, а без этого не создашь ничего гениального», а Наполеон утверждал, что это «быстро сделанный расчет»?
(Вдохновение, Муза)

4. В стихотворении А.А.Блока вещая птица Гамаюн вещает «…и трус, и голод, и пожар». Голод и пожар – страшные предсказания. А что такое «трус»? Сделаем подсказку, что это относится к природным явлениям. («Трус» – трясти –землетрясение)

5. А.С. Пушкин дал этому герою все: высокий чин, награды, красивую и верную жену. Не было у него только имени в этом романе. Какой роман, я думаю, вы уже догадались, конечно – это «Евгений Онегин». Назовите, о каком персонаже идет речь? (Муж Татьяны Лариной)

6. В литературе описан случай, произошедший в Древней Руси, когда почтение памяти своего покойного друга явилось причиной смерти героя произведения. Хотя о возможной смерти от своего друга его предупреждали. Это событие хорошо всем известно и мы сожалеем, что предсказание сбылось. О каком случае идет речь? («Песнь о Вещем Олеге»)

7. Во Франции в период феодальной раздробленности жили три брата – феодала: Гуго, Тьерри и Этьен. Братья занимались разбоем. Феодал, ставший одной из жертв братьев решил отомстить им. Взяв прозвище Лю-Гри, он разбил армии двух младших братьев и осадил замок старшего, где укрылись все три брата. В каком произведении мировой культуры нашла отражение вся эта история за исключением, пожалуй, финала? (Сказка «Три поросенка»)

8. В английском городе Ноттингеме стоит памятник, вокруг которого всегда полно охотников за сувенирами, главными из которых являются лук и стрелы. Кому поставлен этот памятник? (Робин Гуду)

ИСТОРИЯ

1. Спартанцы всегда отличались своей краткостью и точностью в разговоре. Когда македонский царь прислал спартанцам послание, в котором говорилось: «Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта будет уничтожена». Спартанцы дали ответ всего лишь одним словом, причем это слово они взяли из их же послания. Как вы думаете, какой ответ дали спартанцы македонскому царю? («Если»)

2. В старину на Руси это считалось символом мудрости мужчины. «Русская правда» сурово осуждала за порчу этого. А в начале 18 века, при Петре первом наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. О чем идет речь? (Борода)

3. Юлий Цезарь переправился из Галлии через пролив Ла –Манш и высадился на территории современной Англии. Он сразу отдал приказ сделать что–то, что отрезало всякую возможность воинам к отступлению. Как вы думаете, что же приказал сделать Юлий Цезарь, чтобы его воинам осталось только наступать и побеждать? (Сжечь свои корабли)

4. Отступая в 1944 году, немцы следовали тактике «выжженной земли» и уничтожали все за собой. Однако в директиве от 9 апреля 1944 года командир 17-й армии указал объекты, которые не должны были быть подвергнуты разрушению. Их сохранение, по его мысли, должно было задержать продвижение советских войск, т.к. он был убежден, что русский мужик от этого не сможет отказаться. Та, что же сохраняли немцы? (Запрещалось взрывать винные заводы и склады)

5. Во времена Алексея Михайловича в целях искоренения язычества был издан указ «О борьбе со славянством». По этому указу изымался и сжигался некий музыкальный инструмент. Если бы в это время жил всем известный былинный герой, он бы такого отношения к этому музыкальному инструменту точно не пережил бы. Как называется этот музыкальный инструмент? (Гусли)

6. По мнению древних китайцев, военачальник, чтобы победить в войне, должен уметь делать три вещи. Третье – уметь разбить войско противника. Второе – уметь разбить его союзы. А что первое должен уметь военачальник? (Разбить замыслы (планы) противника)

7. Русские солдаты сражались под Бородино не ради славы, не столько за веру и царя, сколько за… Продолжите фразу? (За отечество)

8. Закончите фразу Наполеона: «Если бы я пошел на Петербург, то взял бы Россию за голову, если бы пошел на Киев, то схватил бы ее за ноги, а если я пойду на Москву, то поражу империю…? Куда хотел поразить империю Наполеон? (В самое сердце)

ДЖОКЕР

1. В западной и Центральной Европе раннего средневековья рыцарь должен был обладать следующими добродетелями: искусством верховой езды, фехтованием, искусством обращения с копьем, плаванием, игрой в шашки. Назовите еще одну добродетель средневекового рыцаря. (Сочинение и пение серенад (стихов) в честь дамы сердца)

2. Когда Томасу Мора возводили на эшафот, он обратился к одному гражданину с просьбой «Помогите мне подняться, а уж об этом я Вас никогда не попрошу?». О чем? (Помочь ему спуститься обратно)

3. На английском флоте еще два столетия назад, особенно после морских сражений, достаточно часто применялась странная процедура. Были распространены два ее способа: сильнейший удар молотка по темени и опаивание ромом до потери чувств. С какой целью это делалось? (Обезболивание для проведения хирургической операции)

4. Гюго писал: «Существуют же такие несчастные люди: Колумб не смог написать имени на своем открытии, а Гильотен не смог…» Чего же не смог сделать Гильотен? («Смыть свое имя со своего открытия». Гильотина)

5. Она появилась очень давно, еще в середине прошлого века. Она была небольшой, всегда доступной, открытой всем. В России она повела себя весьма вольно, украшая себя рисунками и надписями. Она путешествовала по городам и селам. Она стала доходной статьей и даже могла сделать рекламу. Она существует и сейчас и без нее не обходится ни один праздник, ни какое-либо событие. Назовите ее. (Открытка почтовая)

6. Первый король Франкского государства Хлодвиг однажды поклялся, что станет христианином, если Бог христиан пошлет ему удачу в войне. В очередной битве он одержал победу и принял христианство. При крещении епископ, совершая обряд крещения, сказал Хлодвигу: «Поклонись тому, что сжигал, и , сожги то, чему поклонялся». Чему должен был поклониться Хлодвиг и что сжечь? (Хлодвиг должен был поклониться храму (которые он сжигал), а сжечь языческих идолов)

Ведущий: Подходит к концу наша игра. Сейчас откроем конверт с вопросом «За печатью» и подведем итоги.

Приложение 1