Урок ИЗО по теме "Урал – таинственная сила"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель урока: приобщение учащихся к духовной культуре Урала через создание художественного образа пейзажа посредством использования разных техник (коллаж, аппликация, эстамп).

Оборудование: работы с разными видами (ландшафтный, городской, индустриальный) уральского пейзажа, таблицы (композиция пейзажа), карандаши, книга.

Мастерская “Коллаж”: разноцветные лоскутки ткани, приготовленные форматы (картон, обтянутый бортовкой), ножницы, клей, рамочки для оформления работ, работа образец.

Мастерская “Эстамп”: картон, бумага с разной фактурой, ножницы, гуашь, палитра, кисти, баночки под воду, форматы (загрунтованный картон), работа образец, рамочки для оформления работ.

Мастерская “Аппликация”: цветная бумага, ножницы, белая и черная гуашь, кисти, клей, форматы (цветной картон), паспарту и рамочки для оформления, фактурные лоскутки ткани, баночка под воду.

Сегодня на уроке с вами будут делиться сокровенными тайнами, умениями создавать образ уральского пейзажа в разных техниках мастера коллажа, аппликации и эстампа. Но перед этим я предлагаю ответить на вопрос. Как вы понимаете высказывание Урал – таинственная сила? Ответив, вы оставляете нитку, а клубок передаете соседу и так далее. Возьмите ниточку легко, не сжимая в руках. (При чтении легенды ниточка сматывается в клубок. Тем самым имитируя движения Змея-полоза.)

Да действительно Урал – таинственная сила, которую хранят леса, горы, недра нашей земли. Вскорости, как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубины земли, из степей прикаспийских Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильцем… Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей…

…Остывать начал полоз. Огненная кровь в нем нефтью стала. Мясо – рудами. Ребра – камнями. Позвоночник, хребты стали склонами. Чешуя – самоцветами. А все прочее – всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

Годы прошли, века минули. Порос огромный великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.

И никому не приходит в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.

А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Названия населенных пунктов, гор, рек, озер случайно не появлялись, они таят в себе истории, легенды которые люди передают из поколения в поколения.

Как вы думаете, почему наши горы называются уральскими?

Ур – так зовут юношу. Героя легенды, которая рассказывает о том, как нашли на Урале самоцветные кладовые. На языке племени, в котором жил Ур, его имя означало “Земля”. Девушку, которую он полюбил, была одета в золотые одежды, и у нее были длинные золотые волосы. На языке племени золото называли “ал”.

Красота природы нашей вдохновляла поэтов и как нельзя лучше к нашей теме подходит стихотворение Татьяничевой Людмилы Константиновны.

Урал

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах,
На ковровых просторах,
Cреди плодоносных полей
Лежат голубые озера
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звездный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем все это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созидая
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки что плавят металл.
…Когда говорят о России,
я вижу свой синий Урал.

Татьяничева Л.К.

И я восхищаюсь уральскими пейзажами. Будь это ландшафтный пейзаж, в котором главным действующим лицом является природа поля, реки, деревья или же сельский пейзаж со своими теплыми, камерными улочками, или индустриальный пейзаж со строгими геометрическими формами завода. Используя разнообразный материал, я переношу свои впечатления на плоскость.

И так же вам предлагаю запечатлеть те уральские пейзажи, которые тронули ваше сердце.

Разделитесь по парам. Каждой из пар я выдаю таблицу Композиция пейзажа (Приложение 1), которую вам необходимо будет заполнить.

Вы должны определиться с замыслом, т.е. что ляжет в основу композиции пейзажа, либо легенда, стихотворение, рассказ или сказы об Урале, либо достопримечательности вашей местности, здесь нет ограничений. В первой колонке вы записываете ассоциации, образы которые возникли при выборе замысла. На это я вам даю 1 минуту.

Во второй колонке вы делаете пометку, какой вид пейзажа вы выбираете: ландшафтный, городской или сельский, индустриальный.

Прочитав еще раз ассоциации вы выбираете наиболее емкий в смысловом отношении элемент и записываете в колонке композиционный центр т.е. что у вас в композиции будет главным.

В четвертой колонке запишите те элементы, которые будут дополнять вашу композицию.

И в последней колонке выберите цветовой колорит. Время 1минута.

Вы сделали самую сложную работу, определили замысел и сюжет композиции, а сейчас вы должны выбрать технику исполнения пейзажа.

В этом нам помогут мастера. Послушайте внимательно, а затем выберите ту мастерскую, какая вам понравиться.

Презентация техник.

Мастера рассказывают о техниках, демонстрируя образцы работ.

Мастерская “Коллаж”

Вы пробовали, ребята, сами
Пейзаж создавать лоскутками?
Обрезками шелка и ситца
Эффекта можно добиться.
Всего лишь кусочек ткани
Прозрачный на грубой холстине
И вот уже перед вами
Облака и туман в низине.
Атласным кусочком иначе
Вы отразите погоду.
Как солнечный зайчик скачет
В пейзаже родной природы.

Мастерская “Эстамп”

Познакомим вас с приемом
Как выполнить пейзаж картоном.
Фигурки матриц вырезаем,
Их сверху краской покрываем.
На лист печатаем как штамп
Под названием эстамп.
По цвету очень выразительно
Эффект пейзажа удивительный.

Мастерская “Аппликация”

Из цветной бумаги можно
Городской пейзаж создать.
Формы вырезать несложно
На листе скомпоновать.
Чтоб достичь эффект объема
Познакомим вас с приемом:
Краску кисточкой возьмете,
На бумагу нанесете.
И тогда рисунок ваш
Превращается в пейзаж.

Пояркова Л.А.

Работа в подгруппах: учащиеся вместе с мастерами подбирают материал, соответствующий по цвету выбранной цветовой гамме, выполняют эскиз композиции в карандаше, мастера рассказывают и показывают последовательность выполнения композиции в выбранной технике, обращают внимание на выделение композиционного центра и совместно с учащимися выполняют композицию пейзажа в материале.

Ресурсный круг: при подведении итогов каждый из участников заканчивает фразу:

  • в нашей работе мы хотели запечатлеть… (какой замысел композиции?)
  • при выполнении работы мне …(что понравилось, какие возникли трудности).
  • когда я вернусь домой, то… (где и как будут использоваться полученные знания и навыки).

А сейчас я предлагаю при помощи ваших работ проиллюстрировать стихотворение Найдича Михаила Яковлевича “Подъезжая к Уралу”.

На запад отсюда – равнина,
К востоку – другая: Сибирь.
Меж ними отроги раскинул
Гранитный Урал-богатырь.

Фейерабенд Е.В.

Урал начинается с леса.
Столпились сосенки гурьбой,
Их кроны – зеленым навесов
У поезда над головой.

А дальше, а выше – отроги
Стальной подпирают простор.
Их можно руками потрогать –
Урал начинается с гор.

Пусть холод лютует жестокий,
Но домна всегда горяча.
Не тут ли Урала истоки,
Не тут ли начало начал?

Потом у вокзальной ограды,
Стоишь, чтоб газету купить,
Тебе здесь поистине рады,
И сразу – незримая нить.

Людская веселая речка
Уже огибает забор,
За словом, конечно, словечко
И нужный для всех разговор,

И тут, у пути подъездного,
Поймешь, что приехал домой…
С душевного теплого слова
Урал начинается мой!

Найдич М.Я.

Я хочу предоставить вам также возможность показать, насколько каждый из вас в данный момент удовлетворен работой в мастерской. Сейчас я положу посередине круга книгу. После этого вы, не говоря ни слова, должны будите встать настолько близко к этой книге, насколько вы удовлетворены нашей работой. Тот, кто очень доволен работой, встанет вплотную к книге, тот, кто очень недоволен, может встать рядом со своим стулом. Все остальные могут занять любое место между этими двумя крайними позициями.

Посмотрите, где стоят другие, вернитесь на свое место и коротко скажите, что вы хотели выразить своим местоположением.

Подведение итогов работы мастерской. (Обратить внимание на положительные стороны каждого этапа занятия, работы каждой мастерской, и творческих композиций пейзажа Урала; поблагодарить за работу и вручить благодарности).

Приложение 1