План-конспект занятия по теме "О любви к России на языке цвета"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: использование возможностей декоративно-прикладного творчества в воспитании патриотических чувств у детей.

Задачи:

  • сознательное расширение багажа знаний о полевых цветах, символике региона и формирование умений в изготовлении цветка хмель;
  • изучение народной экологии;
  • привитие любви к малой родине;
  • формирование ключевых компетенций обучающихся:
  • рефлексивных умений осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • поисковых умений самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле, самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей (история, биология, география, геометрия), устанавливать причинно-следственные связи;
  • коммуникативных умений выражать свои мысли в монологической речи с использованием средств наглядности;
  • регулятивных умений оценочной самостоятельности, результирующего самоконтроля;
  • обогащение у подростков опыта нравственно-экологического сосуществования с родной природой;
  • оказание помощи обучающимся в самовыражении, профессиональном самоопределении.

Материалы и оборудование

Наглядные материалы:

  • мини-выставка полевых цветов, изготовленных обучающимися (василек, ромашка, колокольчик, фиалка, мак, яблоневый цвет, купавка, незабудка);
  • оценочная таблица «Качество оценки готовых изделий»;
  • плакат «Алгоритм изготовления цветов»;
  • образцы цветов на стенде (василек, ромашка, колокольчик, фиалка, мак, яблоневый цвет, купавка, незабудка), описание технология изготовления полевых цветов;
  • карта Собинского района Владимирской области;
  • герб города Лакинска Собинского района Владимирской области;
  • флаг Российской Федерации;
  • значки городов Собинки, Лакинска, Александрова, Покрова, Камешково, Владимира;
  • панно «Хмель», «Лилия»;
  • проект «Хмель», автор Кабанова Анастасия;
  • сообщения обучающихся «Полевые цветы родного края»;
  • варианты ответов для рефлексии.

Дидактические материалы для обучающихся

  • Дидактическая карточка-таблица «Цветы Собинского района».
  • Дидактическая карточка-таблица «Герб города Лакинска».
  • Дидактическая карточка-таблица «Полевые цветы и цвета Государственного флага Российской Федерации».

Материалы и инструменты для изготовления цветка хмель как одного из элементов герба города Лакинска:

  • ткань (нажелатиненная) желтого цвета;
  • шаблон круга на картоне;
  • линейка, циркуль, карандаш, ножницы.

Ход занятия

1. Организационный момент (1мин.)

Явка на занятие, проверка готовности обучающихся к занятию.

2. Целеполагание и мотивация (3 мин.)

Сообщение темы занятия «О любви к России на языке цвета», ее место в программе дополнительного образования детей «Калейдоскоп ремесел». Цели и задачи занятия, значение данной темы в социуме. Практическое использование информации обучающимися (школа, семья, будущая профессия и т.д.).

3. Актуализация (10 мин.)

Слово педагога. Педагог совместно с обучающимися проводит краткий анализ реализации программы по теме «Полевые цветы»: названия цветов, их внешний вид и технология изготовления, используя наглядность – стенд «Технология изготовления полевых цветов». Это ромашка, василек, колокольчик, незабудка, мак, обращая особое внимание обучающихся на окраску цветов: ромашка – белая, василек, колокольчик, незабудка – синие, мак – красный. Все эти полевые цветы произрастают на территории нашего Собинского района. Далее педагог зачитывает отрывок из стихотворения «Родные места» поэта Михаила Пляцковского.

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля – своя.
В родных местах и солнце ярче светит
И серебристей голос у ручья.

В родных местах и неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез – прямее и стройнее,
И разноцветней радуга дуга.

Затем, демонстрируя карту Собинского района, педагог рассказывает о природных условиях, климате, поверхности воды, о памятниках природы, охраняемых государством. Особое внимание уделяет растительности края, отмечая, что все полевые цветы, которые изучаются по программе «Калейдоскоп ремесел», произрастают в нашем районе (Приложение 1). Эти полевые цветы обучающиеся могут изготовить самостоятельно, используя алгоритм изготовления и имеющиеся выкройки цветов.

Обучающиеся запоминают интересные факты.

4. Осознание и осмысление учебного материала (20 мин.)

В ходе домашнего задания обучающимся было предложено подготовить сообщения «Полевые цветы родного края» (Приложение 2), выбрать из большого информационного поля о цветах интересные факты, легенды, сказания, предания, которые отражают красоту окружающей природы Собинского района и народные традиции.

Сообщения обучающихся объединения (регламент до 3-х минут):

  1. «Ромашка», автор Ананьина Анастасия;
  2. «Василек», автор Бесчастнова Нина;
  3. «Колокольчик», автор Дуванова Дарья;
  4. «Незабудка», автор Климова Ксения;
  5. «Мак», автор Трофимова Дарья.

В ходе сообщения обучающийся демонстрирует выставочный экспонат, остальные самостоятельно заполняют дидактическую карточку-таблицу.

Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу «Цветы Собинского района»

Название цветка Окраска цветка Народные названия Наиболее значимые факты о цветке Самооценка готового изделия
         
         
         
         
         

Обучающиеся фиксируют свою оценку за цветок в столбце № 5, используя оценочную таблицу «Качество оценки готовых изделий» (по 10-балльной шкале). После выполнения задания обучающиеся сверяют правильность заполнения таблицы с образцом (Приложение 3).

Самооценка обучающихся: заполнение таблицы по 5-балльной системе:

5 баллов – 1 неверный ответ из 20 позиций (о 5 цветах в 4 столбцах таблицы), 4 балла – 2-3 неверных ответа из 20 позиций, 3 балла – 4 неверных ответа из 20 позиций, 2 балла – 5 неверных ответа из 20 позиций, 1 балл – 6 неверных ответа из 20 позиций.

5. Изучение нового материала с применением знаний и умений (45 мин.)

Педагог говорит о том, что цветы окружают нас повсюду и иногда появляются в самых непредвиденных местах и ситуациях. Так только на гербе города Лакинска Собинского района изображены цветы хмель и лилия. Эти цветы обучающиеся будут изготавливать в соответствии с программой «Калейдоскоп ремесел» (в первый год обучения – цветок хмель, второй год – цветок лилия). Предлагает обучающимся прослушать информацию об истории возникновения герба города Лакинска: геральдическое описание герба, символы герба, история возникновения герба, его авторы, используя наглядные материалы – герб города Лакинска, значок (Приложение 4).

Педагог рассказывает кратко о других гербах городов Владимирской области, демонстрирует значки с гербами таких городов, как Владимир, Александров, Камешково, Покров, Собинка.

Обучающиеся выполняют второе самостоятельное задание:

заполнить таблицу в ходе сообщения педагога «Герб города Лакинска»

Цветы на гербе Что символизирует или отображает цветок Цвет поля на гербе Что символизирует цвет
       
       

Обучающиеся самостоятельно проводят самооценку правильности заполнения таблицы по 5– балльной системе, используя образец таблицы (Приложение 5).

4 балла – таблица заполнена правильно, 3 балла – 1-2 неверных ответа из 8, 2 балла – 3 неверных ответа из 8, 1 балл – 4 неверных ответа из 8, 0 баллов – таблица не заполнена.

«Язык цвета» во флаге России.

Вопрос: «Какие цвета вы видите в Государственном флаге Российской Федерации?» (ответы: белый, голубой, красный).

Рассказ «Моя будущая профессия» Захаровой Любови, выпускницы объединения «Цветочная мозаика», студентки 4 курса авиамеханического колледжа, ее будущая профессия – дизайнер.

Люба рассказывает о том, что знания и умения, приобретенные в объединении «Цветочная мозаика», помогли ей выбрать профессию и помогают ей в дальнейшей учебе. Приводит примеры из студенческой жизни, когда она выполняла задания по ландшафтному дизайну, подбирая цветы на клумбе по цвету и форме Российского флага. Кратко рассказывает об истории возникновения флага РФ и символике каждого цвета флага РФ (Приложение 6).

Выпускница объединения предлагает обучающимся в ходе ее рассказа выполнить третье самостоятельное задание:

заполнить таблицу «Полевые цветы и цвета флага Российской Федерации», подобрать полевые цветы по окраске близкие к цвету флага.

Цвета флага Российской Федерации Полевые цветы, которые соответствуют цвету флага Что символизирует каждый цвет флага
     
     
     

Проверку правильности заполнения таблицы обучающиеся проводят самостоятельно, сверяя с образцом таблицы (Приложение 7) по 5-балльной системе:

4 балла – таблица заполнена правильно, 3 балла – 1-2 неверных ответа, 2 балла – 3 неверных ответа, 1 балл – 4 неверных ответа, 0 баллов – таблица не заполнена.

Практическая работа «Изготовление цветка хмель»(1 этап).

Демонстрация проекта «Хмель» и панно «Хмель», автор Кабанова Анастасия, выпускница объединения. Эти творческие работы высоко оценены членами жюри на итоговой конференции «Добрых рук ремесло». Педагог напоминает, что изготовление цветка хмель – это сложная и творческая работа, которая состоит из нескольких этапов. Цветок хмель будет изготовлен в течение последующих пяти занятий. Сегодня обучающиеся выполняют 1-й этап практической работы «Изготовление цветка хмель».

Задание для обучающихся:

  1. Составить алгоритм изготовления цветка хмель.
  2. Рассчитать количество кругов для 1 цветка.
  3. Визуально подобрать диаметр кругов.
  4. Вырезать на картоне 2 круга для венчика большого и малого размеров и перенести на обработанную желатином ткань.
  5. Вырезать 2 венчика (круга) из ткани.
  6. Из каждого круга ткани вырезать венчик с 16 лепестками.

Подведение итогов 1 этапа практической работы.

6. Домашнее задание (1 мин)

Собрать дополнительную информацию о цветке хмель: описание цветка хмель, народное название, виды хмеля, применение в медицине и в пищевой промышленности и т.д., используя литературу, Интернет, знания выпускников и специалистов.

7. Рефлексия (10 мин.)

О значении полученной на занятии информации: язык цвета, символика, природа нашего края.

Работа по группам. Обучающиеся получают 14 письменных вариантов ответов на вопрос: «В какой области для вас будет наиболее важна полученная информация?», совещаются, обдумывают и выделяют из предложенных ответов 3-4 наиболее значимых для них ответа.

Варианты ответов:

– в школе: на уроках, мероприятиях;
– при разработке символики: значка и герба города Собинки или эмблемы объединения «Цветочная мозаика»;
– создание ландшафтного дизайна;
– при оформлении цветовой гаммы клумб участка ДДТ;
– для выполнения разнообразных готовых изделий на занятиях;
– дома, на садовом участке,
– при выборе профессии,
– при проектной деятельности;
– при выборе темы доклада;
– для изготовления сувениров для детей младшего школьного возраста, ветеранов труда и ВОВ;
– для сбора информации в Интернете;
– при представлении себя в выгодном свете перед друзьями,
– для изготовления открытки, или панно;
– при оформлении букета для подарка.

Затем обучающиеся свой выбор ответов публично защищают.

Педагог благодарит обучающихся за работу. Зачитывает отрывок из стихотворения Михаила Пляцковского «Родные места».

В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.
В родных местах все лучше и красивей
От звезд ночных до утренней росы.

Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные,
Свои родны, милые места!

Список литературы

  1. Золотницкий Н.Д. «Цветы в легендах и преданиях», С-Пб., «АФ Девриена», 2000.
  2. Красиков С.П. «Цветы и самоцветы. Мифы, легенды», М., «ФАИР-ПРЕСС», 1999.
  3. Норенко И.Г. «Русские традиции при изготовлении различных изделий», Волгоград, «Учитель», 2006.
  4. Сухоруков Е.П., Чечулинская Л.Г. «Искусство делать цветы», М., «ЭКСМО», 2001.
  5. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», М., «АРКТИ», 2010.
  6. Серегин П.А., Есякова Г.В. «Охраняемые природные территории Владимирской области», 1999.
  7. Шилов М.П., Кужахметова Н.В., Копцева А.Ю. «Озера Собинского района», Владимир, 2001.