Возможности использования текстовых задач для формирования универсальных учебных действий у младших школьников

Разделы: Начальная школа


Современное общество не стоит на месте. Развивается наука и техника, появляются новые информационные технологии. На протяжении всей жизни человеку приходится постоянно чему-то учиться, а иногда, и овладевать новыми профессиями. Отсюда и встала необходимость изменений в образовании. От признания знаний, умений и навыков происходит переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать, быть готовым к быстрому переучиванию.

На первое место в ФГОС второго поколения выступает компетентностный подход. Главным в данном подходе является формирование у ребёнка «умения учиться» как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Проблема формирования УУД в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач является недостаточно разработанной. Усвоение общих умений решать задачи связано как с развитием логических операций, так и с овладением умением моделировать и использовать различные знаково-символические средства. Данные умения относятся к группе познавательных УУД. Одной из программ, в которой формирование познавательных УУД стало основной целью обучения математике, является программа Н.Б.Истоминой (УМК «Гармония»).

В современных стандартах используется термин «универсальные учебные действия» (УУД). В широком значении этот термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении термин может означать совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, включая организацию этого процесса [2].

Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

Авторы новых стандартов рассматривают четыре основных вида универсальных учебных действий[2]: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В современном начальном образовании существуют различные учебно-методические комплекты, в которых по-разному реализуются цели обучения математике младших школьников.

В основе построения курса математики по программе Н.Б. Истоминой лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания [1]. Эти приёмы и есть не что иное, как познавательные универсальные учебные действия.

Отличительной особенностью программы является иной методический подход к формированию общих умений решать задачи.

Этот подход сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, осознанно использовать математические понятия при выборе арифметических действий для ответа на вопрос задачи.

Особую роль в процессе обучения младших школьников решению задач в программе Н.Б.Истоминой играет моделирование.

Сам процесс решения задачи можно рассматривать как перевод словесной модели в символическую (математическую) – выражение, равенство, уравнение и т.д. При этом в помощь выступают схематические и предметные модели.

Наиболее распространённой вспомогательной моделью для решения задач в учебниках Н.Б.Истоминой является схематический чертеж (схема).

Л. Ш. Левенберг, отмечает: «…рисунки, схемы и чертежи не только помогают учащимся в сознательном выявлении скрытых зависимостей между величинами, но и побуждают активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения задач, помогают не только усваивать задания, но и овладевать умением применять их»[4].

Работа по освоению умения решать текстовые задачи у младших школьников по программе Н.Б.Истоминой строится в три этапа: подготовительный, введение и усвоение понятия задачи, формирование общих умений решать задачи.

Основная цель подготовительного этапа: формирование обобщенных умений для решения текстовых задач.

Эти умения включают в себя: навык чтения; усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения; приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных, графических и символических моделей; сформированность приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение); умение складывать и вычитать отрезки; знакомство со схемой как способом моделирования.

Важную роль в подготовительный период играют задания, выполняя которые ребёнок приобретает навык внимательного прочтения текста, точного выполнения условий задания.

Овладение умениями во время подготовительного этапа является необходимым условием для усвоения структуры задачи и осознания процесса её решения.

Цель второго этапа: усвоение детьми структуры задачи, ее существенных признаков.

При первом знакомстве с задачей школьникам разъясняется особенность этого понятия. Для этой цели детям показываются отличия задачи от тех заданий, которые они ранее выполняли. Анализируя тексты заданий, ученики приходят к выводу, что в задаче есть условие и вопрос.

Для приобретения опыта в семантическом и математическом анализе текстов задач (простых и составных) используется приём сравнения текстов задач.

Также на данном этапе применяются и другие методические приёмы: постановка вопроса к данному условию; соотнесение текста задачи с готовыми решениями; подчёркивание в тексте каждой задачи условия и вопроса разным цветом.

Такие приёмы позволяют школьникам сделать первые шаги в осмыслении структуры задачи, записи её решения и ответа, а также начать работу по формированию детей умения читать текст задачи, т.е. устанавливать взаимосвязь между её условием и вопросом.

На третьем этапе формирования общих умений решать текстовые задачи основной целью является развитие умений: моделировать текст задачи с помощью

отрезков (в виде схемы); выбирать арифметическое действие для записи решения задачи.

Для достижения данных целей используются различные методические приёмы: выбор схемы; выбор вопросов; выбор выражений; выбор условия к данному вопросу; выбор данных; изменение текста задачи в соответствии с данным решением; постановка вопроса, соответствующего данной схеме; объяснение выражений; выбор решения задачи.

Использование данных приёмов формирует у учеников умение анализировать текст задачи, но не с помощью традиционных вопросов (Что известно? Что требуется найти?), а при помощи графической модели. Кроме этого ученики овладевают умением аргументировать свою точку зрения.

Благодаря этим приёмам дети работают с различными типами задач, как простыми, так и составными. Наблюдают, как изменение одного слова влияет на решение задачи.

Работа с обучающими заданиями на уроке строится фронтально. Это создаёт условия для обсуждения ответов детей и для включения их в активную мыслительную деятельность.

Большое влияние на развитие учащихся оказывает и деятельность, которая организуется на этапе работы над задачей после её решения. На этом этапе рассматриваются, анализируются и сравниваются между собой различные способы решения одной и различных задач, отличающихся друг от друга либо каким-то данным, либо вопросом, либо условием. Кроме того, на этом этапе ученики овладевают новым видом деятельности — проверкой решения.

Таким образом, в ходе работы на этапах формирования умения решать задачи по программе Н.Б. Истоминой осуществляется развитие у младших школьников познавательных универсальных учебных действий: общеучебных (моделирование, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи и др.), логических (анализ текста задачи, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).

С введением новых стандартов перед каждым учителем встаёт проблема по подготовке программы развития УУД и её реализации в учебно-воспитательном процессе. Поэтому, задача учителя – знать, что такое УУД, как они классифицируются и как их развивать.

На примере обучения младших школьников решению текстовых задач по УМК «Гармония» мы рассмотрели развитие познавательных УУД: логических, системно-знаковых, умение моделировать.

Конечно, наряду с познавательными УУД у учащихся идёт формирование и других видов УУД на каждом уроке и во внеурочное время. Успешное формирование УУД у учащихся начальной школы очень важно для достижения основной цели современного образования – научить детей учиться.

Литература

  1. Истомина Н. Б. Программа к курсу «Математика» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. / Н.Б. Истомина. - Смоленск «Ассоциация XXI век», 2006. – 27 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Т.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. М.:Посвещение, 2010. – 152 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009. – 39 с.
  4. Левенберг, Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики Текст. / Л. Ш. Левенберг ; под ред. М. И. Моро. - М. : Просвещение, 1978. - 126 с.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова, - М.: Просвещение, 2009. – 59 с.

Презентация.