Урок истории "Час мужества пробил" по теме "Великая Отечественная война". 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Эпиграф:

«Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит»

Цели:

  • Выяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер, а германский «поход на Восток» не просто преследовал расширение «жизненного пространства», а имел целью геноцид не только русского, но и других народов нашей страны; дать представление об основных периодах Великой Отечественной войны; раскрыть причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
  • Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны, подвести учащихся к пониманию того, почему война называется Великой Отечественной.
  • Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы, давать оценку.

Основные знания: периоды Великой Отечественной войны; ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии; содержание приказа 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.; ход оборонительных сражений под Москвой.

Основные понятия: «Барбаросса», Великая Отечественная война, Вермахт, блицкриг, «Тайфун».

Учебное оборудование: мультимедийное сопровождение – презентация, карта «Великая Отечественная война», копии исторических документов, выставка книг.

Оформление урока: выставка книг, презентация, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»

Работа в группах:

1) Была ли война неизбежной и внезапной?
2) Власть в начале войны. (Сталин и его окружение, верхушка военного командования)
3) Потенциал сторон. (Соотношение сил, героизм советских людей на фронте и в тылу)
4) Военные операции начала войны. (Материалы об основных сражениях, потерях СССР)
5) Московская битва. Битва за Москву. (Что за чудо произошло, какое значение имела)

Сценарий урока.

(Слайд 1)

Учитель:

Для тех, кому сегодня девятнадцать,
Война – доисторический этап.
И даже мы, по-честному признаться,
Всё реже вспоминаем о фронтах.
Стираются во времени детали,
Из памяти уходят навсегда…

Война закончилась 65 лет назад. Скажите, ребята, а нужно ли помнить столько лет? Может не нужно вспоминать о войне? Забыть, да и всё. Как вы думаете? (Дают неоднозначные ответы: и да, и нет. Это история моей семьи, моей страны, дни воинской славы, как Куликовская битва, Бородинское сражение).

Учитель: Что помогает сохранять память? Знание. Ответьте, а по каким документам мы можем узнать о войне?

  • пресса – советская и западная – (может быть идеологизирована, заказана)
  • дневники участников, письма – советских людей и противника (в них больше правды)
  • воспоминания очевидцев – советских и противника (часть правды)
  • военные документы (планы сторон, фронтовые сводки, донесения, директивы, донесения разведки и т.д.)
  • литература (может быть пропаганда)
  • песни (может быть пропаганда)
  • кинофильмы (может быть пропаганда) и др.

Каким источникам вы бы отдали предпочтение и почему? (военным документам, дневникам, письмам, интересны воспоминания – переоценка событий, с разных позиций).

Вам повезло гораздо больше, чем поколениям девятиклассников прошлых лет. Вы можете узнавать историю по документам, ранее недоступным читателю. Сейчас к празднованию Победы будут показывать кинофильмы прошлых лет, смотрите. И ещё я советую вам прочитать Константина Симонова «Живые и мёртвые» – хотя бы 1-ый том. Юрия Бондарева..

Сегодня я предлагаю вам узнать о событиях тех лет по источникам

Но прежде я хотела спросить: знаете, один известный вам великий человек, реально великий, оставил документы, воспоминания, в которых неоднократно встречается мысль, которая сводится к короткой фразе: «Никогда не воюйте с Россией!». (Слайд 2) Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Я предлагаю вам варианты – (Наполеон, Кутузов, Бисмарк). Это сказал Бисмарк. Что вы знаете о нём? (Отто фон Бисмарк, канцлер, создал Северогерманский Союз).
Заметьте, он был немцем. Как могла бы пойти история, послушайся Гитлер своего предшественника?..

(Слайд 3 – Ребёнок во ржи)

Девятиклассник читает стихотворение Щипачёва «22 июня 1941 года».

Учитель: (Слайд 4) 22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Советского Союза. Посмотрите, ребята, что вы можете сказать об этих двух снимках? До нашей Победы оставалось 1418 дней... и до краха фашистского рейха оставалось столько же – 1418 дней...

(Слайды 5, 6).
(Слайд 7). Тема сегодняшнего урока: «Час мужества пробил на наших часах».

Учитель: Прежде, чем мы приступим к изучению первого периода войны, необходимо знать, какая периодизация войны принята в нашей и западной историографии.. Для этого вы прочитаете первый пункт параграфа и выпишите в тетрадь. (Слайд 8 – Этапы войны).
Сегодня мы будем вести речь о начале первого периода. На следующих уроках вы будете заполнять таблицу новыми фактами об основных сражениях Великой Отечественной войны, этап за этапом. Вы можете сделать графы, куда будете вписывать сражения и деятелей времён войны: политиков, полководцев, героев войны.

Учитель: Как вы думаете, задача сегодня у нас какая?

Сегодня мы будем вести речь о том, что происходило в первом периоде войны:

  • выяснить цель нападения Германии
  • узнать об основных сражениях первого периода
  • оценить масштабы войны
  • Вы умеете работать с историческими документами? Значит, продолжим развитие этих умений.

(Слайд 9) (На фоне москвичей Левитан)
Слайд 10 (Родина мать – Песня Священная война)

Учитель: Страна начала свой долгий и трудный путь к Победе. Путь длинною в 1418 дней.
Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит свой пакет документов с вопросами. Вам необходимо изучить эти документы и дать оценку происходящим событиям или явлениям. Вам нужно выбрать выступающего. У вас будет только две минуты на защиту вашей позиции. Итак, ребята, начинаем работать

(Дети самостоятельно работают, учитель переходит от группы к группе, подсказывает, направляет, помогает).

Учитель: А теперь давайте озвучим наши результаты. Слушайте друг друга. У всех групп вопросы и документы разные.

1 группа: 1) Была ли война неизбежной и внезапной? (О Барбароссе, о стремлении к мировому господству Гитлера, о нашей неготовности к войне).

Вопросы:

  • Была ли война неизбежной? (И да и нет)
  • Была ли она внезапной? (И да и нет)
  • К чему стремился Гитлер? (К мировому господству, любой ценой. (были ли какие-то ограничения для фашистской армии?)
  • Какую цель ставил Гитлер в войне с СССР? Какими средствами? (Уничтожить страну, любыми средствами).
  • Какую роль сыграли договоры с Германией? (Дали время, конечно, но и дезориентировали наше руководство в какой-то степени).

Слайд 11 – Под венец

Учитель: Дети, а вы узнали кто здесь изображён? О чём эта карикатура? (Отвечают)

Слайд 12 Барбаросса (На карте показать, как наступали фашисты, тремя группами армий)

2 группа: 2) Власть в начале войны. (О Сталине, о том, что он был раздавлен; о том, как вначале растерялись, влияло ли это на действия и состояние армии)

Вопросы:

  • Как ведёт себя Сталин в первые часы войны и почему? (растерян, подавлен, первое выступление – только 3 июля, потом собирается.)
  • Как ведёт себя Сталинское окружение, правительство, высшее военное руководство? – кто-то растерян, кто-то действует, по-разному)

Слайд 13 – Мобилизация
Слайд 14 – ГКО
Слайд 15 – Сталин и его речь

3 группа: 3) Потенциал сторон. (Соотношение сил, героизм советских людей на фронте и в тылу)

Вопросы:

  • Каково соотношение сил к началу войны? (перевес сил на стороне фашистов, численное превосходство, в технике, в стратегии)
  • Чего не учли фашисты? Какой ресурс они не просчитали? (Человеческий фактор)
  • Меняли ли что-то героизм и самоотверженность советских людей на фронте и в тылу? (деморализация фашистов, они раздражались, а, значит, совершали ошибки)

Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21

4 группа: 4) Военные операции начала войны. (Материалы об основных сражениях, потерях СССР)

Вопросы:

  • Какую территорию захватили фашисты в первые месяцы войны?
  • Какие операции были провалены и почему?
  • Были ли в начале войны операции, в которых Красная Армия побеждала?

Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27

5 группа: 5) Московская битва. Битва за Москву. (Что за чудо произошло, какое значение имела)

Вопросы:

  • Когда проходила? Сколько этапов было в битве?
  • В чём заключается главный итог Московской битвы? (в крахе блиц-крига).

Слайд 28 (москвичи роют противотанковые рвы)
Слайд 29 (Василий Клочков: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»)
Слайд 30 (Военный парад 7 ноября 1941 г.)

Стихотворение итоговое (читает ученик).

Вывод: Давайте подведём итоги, назовите причины неудач нашей армии в начале войны.

Слайд 31 Стремительное наступление германских войск на советском фронте летом – осенью 1941 г. объяснялось многими факторами. Германия имела значительное экономическое и военно-стратегическое преимущество. Для нанесения удара по Советскому Союзу она использовала не только свои, но и ресурсы союзнических, зависимых и оккупированных стран Европы. Гитлеровские командование и войска имели опыт ведения современной войны и широких наступательных операций.
Советский Союз не завершил свою подготовку к войне. Тем не менее, несмотря на поражения и огромные потери в первые месяцы войны, Красная Армия смогла выстоять и дать отпор врагу уже на подступах к Москве. Это событие явилось переломом в сознании, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии. Однако стратегическая инициатива по-прежнему оставалась у Германии.

Учитель: «Час мужества пробил на наших часах и мужество нас не покинет» – это стихотворение написала Анна Ахматова. Её родные и близкие были репрессированы и неизвестно, как бы сложилась её судьба, но после того, как она написала это стихотворение, она не подверглась репрессиям.

Учитель: Помните, в начале урока мы говорили о Бисмарке. Скажите, несмотря на то, что в первом этапе войны мы потерпели ряд крупных неудач, подтвердились ли предостережения «железного» канцлера?
Какое предостережение Александра Невского вы вспомнили? «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!»

Домашнее задание: прочитать § 29, там есть материал о периодах Великой Отечественной войны, об основных сражениях этого периода, даты. Ещё я хочу предложить вам творческое задание: Оценка первого этапа войны. (В эссе).
Выписать причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны.

Приложение 1

Приложение 2