Изучаем имя существительное по азбуке дорожного движения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся об имени существительном;
  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Прививать интерес к языку;
  • Актуализировать знания о правилах дорожного движaения, способствовать их закреплению;
  • Воспитывать желание стать грамотным пешеходом.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, веер с гласными, рисунок светофора, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

У. Сегодня наш урок посвящен Азбуке дорожного движения. Изучая азбуку дорожного движения, мы продолжим работу над именем существительным.

3. Актуализация знаний, умений и навыков.

У. К нам пришел необычный гость. Отгадайте, кто это.

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь!

Д. Светофор.

У. К какой части речи относится это слово?

Д. К имени существительному.

У. А что такое имя существительное?

Д. Это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

У. Докажите, что слово “светофор” – имя существительное.

Д. Слово “светофор” обозначает предмет и отвечает на вопрос ЧТО?

У. Молодцы. А что вы еще знаете об имени существительном?

Д. Оно изменяется по числам. Может быть одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным.

4. Чистописание.

На доске:

Светофор

Далее дети рисуют из букв светофор в своей тетради. В четыре строчки пишется прописная буква П, а в ней три глазка – буква О. Получился светофор.

5. Знакомство с историей слова.

У. Как вы понимаете, что такое светофор? Что вы о нем знаете?

Д. Он помогает пешеходам правильно переходить проезжую часть, а машинам указывает, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.

У. Ребята, а вы знаете, почему он так называется?

Д. Нет.

У. Это слово составлено из двух частей “свет” и “фор”. Первое слово нам хорошо известно. А слово “фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий”. Вместе “светофор” значит “носитель света”.

У. А какие цвета у светофора? И что они означают?

Д. Красный свет – путь закрыт, стой.

Желтый свет – предупреждение, подожди.

Зеленый свет – можно ехать, путь открыт.

Далее ребята раскрашивают глазки своих светофоров в тетради. Рядом со светом пишут:

Красный – Стой!

Желтый – Внимание!

Зеленый – Путь открыт!

У. А у пешехода какой светофор?

Д. Два глаза у светофора. Красный – “стой”, зеленый – “иди”.

У. Зная эти правила, мы сможем избежать аварий и сохраним свою жизнь.

6. Словарная работа.

У. Сигналы светофора вы знаете. А сейчас проверим, как вы знаете правила дорожного движения.

Предлагаю разгадать кроссворд.

  1. Как называется часть загородной дороги?
  2. Как называется место, где ожидают транспорт?
  3. 3. Не похож я на коня,
    Но седло есть у меня.
    Спицы есть –
    Они, признаться,
    Для вязанья не годятся.
    Не будильник, не трамвай,
    Но звоню я – так и знай.
  4. Как называют участника дорожного движения, идущего по тротуару?
  5. Опоясал каменный ремень,
    Сотни городов и деревень.
  6. Как называется место, где пересекаются улицы и дороги?
  7. Как называется дорожка, по которой идут пешеходы?
  8. На самом перекрестке
    Висит колдун трехглазый,
    Но никогда не смотрит тремя глазами сразу.
  9. Шагаешь – впереди лежит,
    Оглянешься – домой бежит.

Ответы: 1. Обочина. 2. Остановка. 3. Велосипед. 4. Пешеход. 5. Шоссе. 6. Перекресток. 7. Тротуар. 8. Светофор. 9. Дорога.

У. Какое слово получилось в выделенных клетках?

Д. Инспектор.

У. А кто это такой?

Д. Это человек, который следит за выполнением правил дорожного движения.

У. Верно. А что вы можете сказать обо всех словах-ответах нашего кроссворда?

Д. Это имена существительные.

У. На какие группы их можно разделить?

Д. На одушевленные и неодушевленные.

У. Хорошо.

7. Физкультминутка.

Учитель показывает сигналы светофора. На красный – стой, на желтый – хлопай в ладоши, на зеленый – шагай на месте.

8. Закрепление изученного.

У. Сегодня нам пришло любопытное письмо от автоинспектора. В нем пропущены некоторые существительные. Мы с вами должны их вставить.

На доске письмо. Читаем по цепочке и вставляем нужные слова.

Здравствуй, юный ________________!

Когда ты на улице, ты становишься __________________ дорожного движения.

Участниками дорожного движения являются ____________________, ________________ и ________________.

Все участники дорожного движения на ________________ должны быть внимательными.

_______________________ помогает регулировать дорожное движение.

Пешеход ходит по _____________________.

Машины едут по __________________________.

При переходе дороги следуй сигналам ___________________________.

Всегда переходи улицу в положенном __________________, по зебре (пешеходной _______________).

Твой друг инспектор.

После дети списывают текст и в каждом предложении подчеркиваютимена существительные, указывают их число.

9. Итог урока.

На доске:

Азбука города.

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, – над головой,
Знаки навешаны над мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

(Я.Пишумов)

У. Над какой частью речи мы сегодня работали?

У. Что такое имя существительное?

У.Какую азбуку мы сегодня повторяли?

У. Я желаю вам быть внимательными не только на уроках, но и на улицах города, всегда помнить о правилах дорожного движения.

Использованная литература:

  1. Извекова Н.А. правила дорожного движения: Учеб.пос. для 3кл. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
  3. http://doshvozrast.ru/
  4. http://detskieradosti.ru/
  5. http://kroxa.com.ua/
  6. http://moyaradost.ru/
  7. http://veselajashkola.ru/