Семинар-практикум "Подростковая агрессия. Как избежать конфликтов"

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Представление ведущих. Обсуждение регламента работы. Вступительное слово ведущего(их).

2. Знакомство, ожидания.

3. Мозговой штурм. Какие они – «агрессивные» подростки? Признаки агрессивного ребенка.

Эмоционально-оценочные:

  • Не понимают чувств и переживаний других людей;
  • Не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать;
  • Чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
  • Ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире, эгоцентричны;
  • Обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение;
  • Во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.

Поведенческие:

  • Легко теряют контроль над собой;
  • Проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);
  • Демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);
  • Раздражены, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
  • Отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
  • Намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.

Физические:

  • Страдают головными болями, мускульным напряжением;
  • Отличаются угрюмым, тоскливым настроением.

Приложение 1

4. Предоставление ведущими(им) результатов изучения обращений преподавателей, учащихся, их родителей к психологам школы по проблеме конфликтного и агрессивного поведения.

5. Информация ведущих(его) для участников семинара о базовых потребностях детей: интеллектуальная, коммуникативная состоятельность, состоятельность в деятельности.

6. (Работа в парах). Причины появления агрессивного поведения и формирования агрессивности:

  • постоянное агрессивное поведение родителей (проекция собственных проблем и потребностей, личные особенности родителей);
  • проявление нелюбви к ребенку, формирование ощущения опасности и враждебности окружающего мира;
  • длительные и частые обиды, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства;
  • унижения, оскорбления ребенка родителями, учителями, сверстниками;
  • примеры агрессивного поведения на телеэкране и со стороны сверстников;
  • взаимодействия со сверстниками (отсутствие навыков общения);
  • наследственно-характерологические факторы;
  • органические поражения коры головного мозга.

7. Работа в мини-группах по выявлению механизмов формирования агрессивной модели поведения и агрессивности у подростков в семье:

  1. Подражание и идентификация с агрессором, его поведением.
  2. Защитная реакция как ответ и следствие агрессии на ребенка и подростка в семье.
  3. Реакция, обусловленная фрустрацией базовых потребностей и ценностей.

Приложение 2

8. Сообщение ведущего(их) о мотивах «плохого поведения»: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.

9. Упражнение «Шла Саша по шоссе…»

Каждый участник получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздражительным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (ворчат). По хлопку ведущего останавливаются время от времени друг перед другом, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовлетворение, раздражение. После этого все продолжают бродить и ворчать.

2 этап. Участники молча ходят по комнате. По хлопку ведущего время от времени останавливаются друг перед другом и сердитым голосом трижды выкрикивают текст скороговорки. После этого продолжают ходить до следующего хлопка. После чего меняют партнеров.

Обсуждение. Что чувствовали после проведения 1–2 этапа упражнения. В каком случае больше освободились от отрицательных эмоций? Как поступают в реальной ситуации, если кто-либо постоянно ворчит или кричит?

Приложение 3

10. Обсуждение после упражнения: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, распознавание направленности собственных агрессивных импульсов.

Вопросы:

  1. В какой форме деструктивной или конструктивной чаще всего проявляется Ваша агрессивная энергия?
  2. Как Вы справляетесь со своей агрессивной энергией – даете ей ход или сдерживаете?
  3. Как относитесь к собственной агрессивной энергии – боитесь, наслаждаетесь ею, получаете удовольствие?
  4. Какие Ваши привычные способы разрядки этой энергии?

11. Упражнение «Я в конфликтной ситуации».

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вспомните какой-нибудь из конфликтов, который Вы недавно пережили. Желательно вспомнить ситуацию как можно более полно: увидьте всех участников конфликта, их позы, расположение друг относительно друга. Услышьте то, что они говорят – слова, интонации, громкость и тембр их голосов.

Теперь увидьте себя в этой ситуации: где Вы стояли, что делали, услышьте свои слова, почувствуйте свое тело и вспомните те ощущения, которые были у Вас в тот момент. Говорили ли Вы о своих чувствах? Если нет, то что Вы говорили и делали? Можете ли Вы сейчас осознать и сформулировать для себя те чувства, которые Вы тогда испытывали? Назвать их коротко, одним словом? Если можете, сделайте это сейчас, скажите себе самому о своих чувствах.

12. Информация ведущих(его) о технике «Я-высказывание».

Обычным, к сожалению, способом поведения в конфликтной ситуации, является соскальзывание в одну из непартнерских позиций и соответственно, либо высказывание прямых негативных оценок, либо жалобы и самообвинения.

Лучший из придуманных приемов способ самовыражения – Я-высказывание – это осознавание своих чувств и сообщение их партнеру.

Важно понимать, что Я-высказывание конструктивно изменяет не только Ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение Вашего собеседника к ней. Ваше искренне свободное называние своих чувств с позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с Вами, не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает, а Ваш партнер… как минимум просто теряется от неожиданности. Я-высказывание может и не дать мгновенного эффекта, но став Вашей привычкой, многое изменит в Вашем поведении, которое будет выглядеть как поведение человека с высоким самоуважением.

Чтобы освоить технику Я-высказывания, важно научиться очень хорошо осознавать происходящее с Вами прямо сейчас, в настоящий момент Вашей жизни.

13. Упражнение «Три плана».

Выполняется в парах. Члены пары садятся напротив друг друга и закрывают глаза на одну минуту. Задача участников упражнения как можно полнее почувствовать внешние воздействия: слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные. Затем партнеры рассказывают друг другу о своем опыте, начиная со слов: «Во внешнем плане я ощущал…»

Партнеры опять закрывают глаза и в течение одной минуты обращают внимание на ощущения, идущие от своего тела, стараясь как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжение и т.д. Через минуту они рассказывают об этом друг другу, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал…»

Поле этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал о …»

Обсуждение по схеме:

Что было легче формулировать – чувства, мысли?

Было ли формулирование ощущений во внешнем и внутреннем плане высказыванием чувств или, может быть, это было высказыванием мыслей?

14. Техника «Я-высказывание». (С практической отработкой: заготовленные Ты-высказывания переделать в Я-высказывания).

Цель «Я-высказывания» – не вежливость и мягкость (но и не грубость), а ясность и прямота.

Схема:

1. Объективно описать ситуацию, которая вызвала напряжение (без эмоционально окрашенных выражений и без своего истолкования):

  • «Когда на меня поднимают голос…»,
  • «Когда я вижу, что…»,
  • «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».

2. Описать свою реакцию, дать точное название своего чувства в этой ситуации (когда мы говорим «Я», мы находимся на безопасной почве:

  • «Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.),
  • «Я не знаю, как реагировать…»,
  • «Я начинаю кричать на тебя»,
  • «У меня появляется желание избегать тебя».

3. Высказать свои пожелания, представить как можно больше альтернативных вариантов (когда мы говорим другим, что они должны сделать что-то, они зачастую противятся этому. Если они не чувствуют свободы выбора, они могут сопротивляться нашим предложениям. Возможно, они изменятся, а возможно, нет, однако мы уведомили их о нашей позиции):

  • «Мне хотелось бы…»,
  • «Потому что…».

Приложение 4

15. Завершение семинара-практикума. Отзывы участников.

Приложение 5

Литература:

  1. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М.Генезис, 1997.
  2. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.: Генезис, 1997.