Повторительно-обобщающий урок истории по теме "Древняя Греция". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Технология игрового обучения.

Цели урока:

образовательная: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся;

развивающая: формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты, явления;

воспитательная: способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность.

Оборудование необходимое для урока: карта “Древняя Греция”, ордена, жетоны, компьютер.

Ход урока

1. Вхождение в контакт (слова поддержки и одобрения, настрой на активную деятельность)

2. Создание ситуации успеха. Учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана игры, Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

Разговор учителя с учащимися сопровождается спокойной и мелодичной музыкой)

3. Учитель объясняет план проведения урока. Правила игры: все учащиеся являются участниками путешествия. За каждый правильный ответ ученик получают орден, за дополнение – жетон. 5 орденов – 5 (отлично), 3 жетона = 1 орден. В конце путешествия подведение итогов.

4. Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется работа над заданием, дискуссия. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

Слайды 1.2 (См. презентацию). Звучит музыка.

Вопросы…

  1. Где находится Греция? (На Балканском полуострове.)
  2. Назовите и покажите на карте три части Греции (Южная, Средняя и Северная.)
  3. Как древние греки называли свою Родину? (Эллада.)
  4. Слайд. Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки.
  5. Кого в древности называли отцом истории? (Геродота.)
  6. Слайд. Кто является автором поэм “Илиада” и “Одиссея”? (Гомер.)
  7. Слайд. Как возникли выражения “ахиллесова пята” и “троянский конь”?
  8. В каких случаях можно употребить эти выражения в наши дни?
  9. Слайд. Даты 594 г. до н.э.; 490 г. до н.э.; 480 г. до н.э.; 776 г. до н.э. Кто назовет исторические события по датам, связанные с историей Древней Греции? (594г. до н.э. – реформы Солона; 490 г. до н. э. – Марафонская битва; 776 г. до н.э.- первые Олимпийские игры; 480 г. до н.э.- Саламинская битва, защита Фермопил)
  10. Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: “Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. – Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!” Кого воспитывали, и в каком государстве? (Спарта, цель – воспитать воина).

11. Слайд. Термины. Город-государство, илоты, демос, колония, аристократы.

Дать определение этих терминов? (Город-государство – полис; илоты - захваченные; демос – простой народ; колония – поселения греков в Средиземном и Черном морях; аристократы - знать Греции)

12. Известно, что греки часто окрашивали в синий цвет корпус корабля, его паруса и снасти. Подумайте, только ли для красоты они так поступали? (Защита от пиратов.)

13. Один афинянин, принеся своим соратникам весть о победе, воскликнул: “Радуйтесь, афиняне, мы победили!” и умер. К какому сражению греко-персидских войн можно отнести это выражение? В каком году оно произошло? (Марафонская битва, 490 г. до н.э.)

14. Слайд. Кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами: “Не осуждайте несчастного отца. Да мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица… Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, небо станет подвластно людям!” (Дедал.)

15. Слайд.

Кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами: “Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь!” (Деметра.)

16. Слайд.

Кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами: “Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!” (Эгей.)

17. Кто из героев мифов мог бы сказать о себе самом такие слова: “Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?” (Прометей.)

18. Слайд. В праздничные дни греки проводили состязания, игры. Какие соревнования были наиболее популярными? (Олимпийские игры.)

19. Какую роль на состязаниях играли люди с хлыстами?

20.Участвовали в гонках на колесницах только очень богатые греки. При этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего. Кому присуждалась победа, если кони приходили первыми? (Владельцу упряжки.)

21. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Эллины, кроме женщин и рабов.)

22. Сколько дней продолжались Олимпийские игры? (5 дней)

23. Решить задачу:

Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе и спартанцам запретили целых 20 лет появляться на Олимпийских играх. Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить? (5 игр.)

24. Решить задачу:

У древних греков был бог огня и кузнец Гефест, богиня земледелия Деметра, покровитель торговли Гермес. Какие выводы можно сделать на основе этих фактов? (по названиям богов можно узнать о занятиях и религиях древних греков)

25. Решить задачу:

В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы были причины такого различия? (Мальчиков спартанцев кормили плохо, они сами должны были добывать себе пропитание.)

26. Кому троянский царевич Парис отдал яблоко как “прекраснейшей из богинь”? (Афродите.)

27. Сколько букв было в древнегреческом алфавите? (24 буквы.)

28. Герой Троянской войны, которому удалось вернуться на Родину? (Одиссей.)

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Подведение итогов, выставление оценок.