Развитие конструктивных навыков графической грамотности и технического мышления

Разделы: Начальная школа


«В математике ум исключительно занят
собственными формами познания – временем
и пространством, следовательно, подобен кошке,
играющей собственным хвостом».
А. Шопенгауэр.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывать палочки или геометрические фигуры. На таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, фантазия, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Конструкторско-практическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создаёт условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях. Происходит органическое единство мыслительной и конструктивно- практической деятельности детей во всём многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания. Основная мысль состоит в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие. Происходит целенаправленное развитие познавательных процессов: внимания, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Одна из важных особенностей – геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей, и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков. Основой освоения геометрического содержания является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя: воспроизведение объектов, деконструирование объектов, переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.

Большое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представлять в форме интересных заданий, дидактических игр. Необходимо создание наглядного образа с помощью рисунка на известном детям материале, сказочного сюжета с использованием сказочных персонажей, выполнение сначала не сложных практических работ, приводящих к интересному результату.

Отыскивание введённых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей. Развивая познавательные способности, они включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств и интеллектуальные способности). При этом в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление. Главным при этом нужно выделить творчество. Ребёнок сам выполняет различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому мышлению. Все конструктивные игры способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения планировать свои действия осуществлять постоянный контроль над ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Это приводит к проявлению у учащихся творчества, к придумыванию новых вариантов фигур-силуэтов и объёмных моделей. Дети начинают понимать, что нужна сосредоточенность, напряжённое обдумывание, постоянное сопоставление цели с полученным результатом. Такое творчество развивает внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способствовать к комбинированию, пространственное воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При постепенном обучении дети начинают хорошо анализировать форму плоскостной фигуры и её частей, мысленно представлять изменения и расположение фигур, хорошо видеть пропорциональное соотношение частей фигуры. Детям не составляет труда быстро сконструировать фигуры-силуэты. Начинает приобретаться целенаправленность в работе. Дети начинают обосновывать свои действия и замыслы. У детей получаются настоящие картины из геометрических фигур, содержание которых тесно связано с окружающей действительностью, с фантазиями детей. Работая по клеткам геометрическими фигурами.

В первом классе всегда стоит задача научить детей работать по клеткам, работать аккуратно, используя всё её пространство. Детей забавляют «Цветные дорожки», которые дети сами же и придумывают, используя форму, цвет, размер, работая в ограниченном пространстве. Соответственно закрепляя направления – вправо, влево, вверх, вниз, посередине. Получаются любопытные узоры (бордюрчики) геометрическое чистописание. Можно назвать так, как хотят дети, как им удобнее. Используя этот вид деятельности на каждом уроке после написания числа и математического чистописания (закрепление написания цифр). Варианты геометрического чистописания, придуманные детьми:

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Эти цветные дорожки можно конструировать между заданиями по математике (задачами, примерами). Это разграничивает задания в оформлении всей работы.

Большое значение имеют образы из «жизни», напоминающие ту или иную геометрическую фигуру.

Например:

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Эти образы наглядно объясняют саму геометрическую фигуру, её свойства. Учат детей наблюдательности. Используя конструирование отдельных образов, дети постепенно конструируют целые сюжеты, в которых всегда можно найти загадку. Эту загадку интересно расшифровать. Например: «Город из окна». Каждый предмет на этом сюжете оговаривается. «Воздушный змей» – сколько всего квадратов? В каком направлении находится? «Окно» – Какие геометрические фигуры ты заметил? «Облако» – Что ещё находится вверху? Глядя из окна можно увидеть крыши разных домов. Угадай по форме крыши, что находится в таком здании.

Рисунок 7

Сюжет «Моя комната». Дети конструируют сюжет строго по клеткам, высчитывая их, затем предметы заштриховываются от руки. Выясняется, какие геометрические фигуры получились.

Рисунок 8

Люди очень любят конструировать «Коврики» работая кропотливо, с фантазией с большим терпением.

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Мальчики очень любят конструировать роботов, проявляя очень большую фантазию.

Рисунок 14

Рисунок 15


Рисунок 16

Дети практически начинают конструировать окружающую жизнь.

Рисунок 17

Рисунок 18

Рисунок 19

Нельзя не сказать об изображениях, в которых нужно узнать задуманного персонажа.

Рисунок 20

Рисунок 21

Рисунок 22

Рисунок 23

Рисунок 24

Используя весь этот материал хотя бы фрагментарно на уроках математики и конструирования у детей постепенно начинают вырабатываться все те навыки, которые необходимы в школе.