Урок русского языка "Почему их так называют? Происхождение слов"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • образовательные – рассказать детям о признаках (образах), которые положены в основу того или иного названия; рассмотреть название некоторых животных, объяснить происхождение этих названий;
  • развивающие – развивать речь учащихся, грамотность, языковое чутье и общую речевую культуру;
  • воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку, любовь и бережное отношение к природе, птицам, родному краю.

Оборудование: маски птиц для инсценировки; кроссворд у каждого ученика, листы с домашним заданием; презентация урока на слайдах, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами... за чудесами! Да, да, за чудесами! Ведь куда ни глянь – повсюду чудеса, чудеса, чудеса. Один подивился чуду, поохал, поахал – и пошел дальше, тут же обо всем позабыв. А другой удивился, удивился – остановился, остановился – задумался. И стал искать ответы: отчего так? Почему так? Зачем так?

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

2. Сообщение темы и задач урока.

У. Сегодня у нас необычное занятие. Поговорим мы о… догадайтесь сами.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица)

Отправимся мы сегодня на птичий базар. Чем необычен этот птичий базар? Здесь вам пригодятся знания по окружающему миру. Если вы узнали некоторых птиц, то заметили, что здесь мы собрали всех сразу: и тех, кто осенью спешит на юг, и тех, кто вместе с нами переносит суровую зиму, и тех кто гнездится в лесу, и тех, кто предпочитает лесу степь или болото. Иных вы встретили впервые, а многие оказались вашими старыми знакомыми. А теперь подумайте и попробуйте сформулировать тему урока. Постараюсь вам помочь. Вслушайтесь в названия птиц: кукушка, зяблик, рябчик, трясогузка, горихвостка, чибис, кулик, береговушка, клест, камышевка, мухоловка, вертишейка и другие. У вас не возникли вопросы? Сегодня мы поговорим о том, за что же птицы получили свои названия. Тема урока: “Почему их так называют? Происхождение слов”.

3. Работа над новой темой.

1) За особенности голоса, пения.

Первой встретилась кукушка. Как, по-вашему, за что она получила свое название? (Ответы детей.) Конечно, за то, что она кукует, кричит: “Ку-ку! Ку-ку!”. Кукушка сама подсказала людям, как ее назвать. И это услышали не только русские. Во многих странах название “кукушка” звучит похоже. Чехи, например, называют эту птицу “кукачка”, болгары – “куковица”, немцы – “кукук”, французы – “куку”, итальянцы – “кукуко”. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название этой птицы звучит очень похоже.

Вывод: Значит, птица может получить название за голос, за песню, за то, как она кричит. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

"Синь-синь!" – посвистывает … синица.
"Чи-чи! Чи-чи!" – вторит ей … чиж.
"Гра-гра! – представляется …грач.
"Сквор-сквор!" – поют …скворцы.

У. Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: “Чьи вы? Чьи вы?” Как называется эта птица? (Чибис.) Есть и другие птицы, в названиях которых отражены особенности птичьих голосов; например, чайка, щегол, дрозд, гагара, удод.

У. Давайте запишем несколько птиц, которые получили свое название за голос, за песню, за то, как она кричит. (дети называют и записывают в тетрадь)

2) По особенностям внешнего вида. У. А как вы думаете, какие еще особенности птиц могли стать важным признаком при выборе их названия?(Дети отвечают.) Внешний вид птицы (цвет “костюма”, необычайный клюв, хвост) – важный признак при выборе названия. Так, например, были названы рябчик, зеленушка, горихвостка. Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Вот. Например, что пишет Виталий Бианки о рябчике:

Ученик 1. “ У него перо – невидимка. Самого защитного цвета в лесу – пестрого. Все в серых да черных, да рыжих рябинках. В лесу-то ведь все кругом в глазах так и пестрит”. Зеленушка вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтым по бокам.

Ученик 2. Горихвостка так названа за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает, как будто горит. Есть у нее и другое название – сойка.

– Запишем представителей птиц, которые получили свое название за особенности внешнего вида.

3) Особенности питания. У. А вот следующая группа: клест, мухоловка, кедровка, осоед. Как вы думаете по какому признаку могли получить свои названия эти птицы? (Дети отвечают.)

Ученик 3. Название птицы клест произошло от старого русского слова “клестить” , что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова “клестить” произошло и слово “клещи”. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

У. Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка.

Ученик 4. Небольшую крапчатую ворону (она поменьше серой) в Сибири зовут кедровка, а в средней полосе, где нет кедровых орешков, но есть немало других орехов, эту же птицу называют ореховка. И тоже понятно почему.

У. Осоед – хищная птица, которая действительно поедает личинок ос и пчел и ест шмелей. Чтобы добраться до богатых белком личинок, птица разоряет гнезда этих насекомых. Давайте запишем их.

4) Особенности поведения.

У. Есть птицы, получившие свое название за свое поведение.

Ученик 5. Вертишейка (ее называют и по-другому: вертиголовка, крутиголовка) вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться ее маленькими птенчиками? О, эта птица сумеет защитить свое потомство в случае опасности! Она вытягивает шею и шипит как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей?!

Ученик 6. Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы. Которая постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы возле воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте ее заметить если все перед глазами колышется.

5) Место жительства.

У. Может ли послужить основой для названия птиц место их жительства? Да, может.

Камышовка (или камышевка) всю жизнь проводит в камышах и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Ласточка-береговушка не умеет лепить гнезда, как это делают ее сестры – касатки. Береговушки роют норки-гнезда в высоком берегу реки. И “костюм” у них под стать тем местам, где они устраивают гнезда, – бурый.

6) Время обитания.

У. Важным при выборе птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Как вы думаете, как произошло название птицы снегирь? (ответы детей) Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму. А весной отправляется на север. Зарянка… это имя подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори, когда солнце уже село или еще не взошло. Зарянка – наиболее частый гость в наших садах. Она относится к самым известным видам птиц. Если хотя бы раз удастся привлечь ее с помощью еды к кормушке, зарянка будет прилетать туда всю зиму.

Ученик 7.

В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре. Е. Трутнева “Зарянка”.

Запишите эту группу слов.

4. Физкультминутка

Давайте отдохнем и попробуем изобразить следующую птицу.

Цапля.

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой. Физкультминутка выполняется под запись звуков птичьих голосов.

У. Удивительно происхождение слова “цапля”. Оно происходит от глагола “чапати”, то есть “медленно передвигаться”, образовано от звукоподражательного “чап”. Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: “Чап-чап! Чап-чап!” Отсюда и глагол “чапати”. Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля" звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

5. Работа над новой темой.

У. Или вот еще название зяблик. Почему же так называется эта птичка? (Предположения детей.) Послушайте, что говорится об этом в одной сказке. (Чтение по ролям.)

“Октябрь так птиц спугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон – ей хоть бы что! каркает. Галки остались. Воробьи. Ну, да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся. Потому что фамилия у них такая – Зяблик, и должны они Октябрь бояться. Взялся – всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

– Зяблик ты, так зябни,– рассердился Октябрь. – И стряхнул термометр. А зяблик не зябнет!

– Небось, озябнешь! – разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство – тугой животик. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает то жука, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная. Птичья – плюс сорок четыре градуса. А с такой температурой и в октябре май!” Н. Сладков “Упрямый зяблик”.

У. Подтвердились ваши предположения? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, "зябкое", как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.

У. Давайте подведем итоги, как же произошли названия птиц? Итак, названия птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название. Давайте еще раз перечислим эти признаки.

6. Закрепление пройденного.

У. А вы знаете как называется наука, которая занимается историей происхождения слов? Вы ее узнаете отгадав кроссворд, (Приложение 1) составленный из загадок, отгадками которых являются названия птиц.

1. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (Клест.)

2. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица.)

3. Какая птица на лету ловит мух? (Мухоловка.)

4. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)

5. У какой птицы в названии говорится о том, что она зябнет? (Зяблик.)

6. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей.)

7. Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь.)

8. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)

9. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

– Какое слово образовалось в выделенном столбце? (Этимология.)

Историей происхождения слов занимается наука этимология Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, какой образ положен в основу слова как названия окружающего мира, каким способом было образовано слово и каково его былое значение.

7. Игра “Что за птицы?”.

У. Я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется “Что за птицы?”.

На доске появляются названия птиц: лысуха, канарейка, пищуха.

У. Послушайте характеристику птиц и угадайте, что это за птица и по какому признаку она получила свое название.

1) Эту птицу вы можете увидеть только в клетках. Она прижилась у человека и платит ему чудесным пением во все времена года. Родина птицы – Канарские острова. Недалеко от берегов Африки. Оттуда птицу привезли к нам. (Канарейка, по месту обитания.)

2) По стволу дерева быстро передвигается маленькая серая птичка. На пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещинку, вытаскивая оттуда насекомых и их личинок. При этом она все время тихонько попискивает. (Пищуха, по постоянно издающемуся звуку.)

3) Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая. Ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысой. (Лысуха, по внешнему виду.)

8. Инсценировка “Обижен ли глухарь?”.

У. Вы все слышали про птицу глухарь. За что люди так обидели птицу, назвав ее глухарем? А может он и вправду глухой? Прежде чем ответить на вопросы, послушаем разговор Глухаря и Сороки. Инсценировка сказки Э.Шима:

Сорока. Глухарь, охотник идет!

Глухарь (поет). Теке-теке-теке...

Сорока. Глухарь, слышишь? Оглох, что ли?

Глухарь. Теке-теке – вижу... Ась? Чего? Я ведь когда пою, не слышу...

Сорока. Охотник, говорю, идет!

Глухарь. Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.

У. Так за что же глухаря так назвали?

Ученик 8. Когда глухарь поет или токует, он не слышит постороннего шума. В это время к нему и подкрадывается охотник. Но как только смолкла песня глухаря, стой замри: птица чутко прислушивается. Все тихо. Снова токует глухарь, снова спешит к току охотник.

У. Как вы понимаете выражение “ спета была бы моя песенка” (Ответы детей.)

9. Итог урока.

У. Мы сегодня на уроке поговорили о происхождения небольшой группы слов – названий птиц. Говорить на эту тему можно бесконечно и к ней мы еще вернемся... Что для себя нового вы открыли на уроке, какое чудо разгадали? (Ответы детей.)

Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Ученик 9.

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки...
Все, что рядышком со мною, –
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!

Как мы можем помочь птицам перенести зимнюю стужу? (Ответы детей.)

Посмотрите, какие кормушки вы можете изготовить.

10. Домашнее задание

У. Дома я предлагаю вам проверить свою зоркость и внимание. (Приложение 2.)

Задание.

В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Восемь птиц.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

11. Оценивание.