Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа


Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности школьников является дидактическая игра. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием. До недавнего времени игру использовали лишь во внеклассной работе. В настоящее время игра широко используется на уроках, требуя от учителя большого мастерства.

Основными принципами занятий считаю: 

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. 
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе стараюсь использовать оригинальные предметы и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. 

Чтобы сделать процесс учения более интересным, чтобы развить познавательный интерес детей, подбираю и апробирую различные дидактические игры в классе. Дидактические игры провожу ежедневно: на разных этапах уроков, во внеурочное время, на продленке. Использую безоценочную систему знаний, где поощряется быстрота, правильность, неординарное решение. Использую ценные знаки «облачко» (либо «улыбку») номиналом в 1, 2, 3 балла, что позволяет  дифференцированно оценивать ответы. Помимо бальной «стоимости» каждый жетончик имеет альтернативную стоимость: разрешение на подсказку, освобождение от домашнего задания, право на подсказку и многое другое.

Уже в начале обучения литературному чтению в учебнике помещены репродукции знаменитых художников-пейзажистов, которые способствуют лучшему восприятию художественного произведения. Чаще всего знакомство с репродукциями проходит вскользь, либо вообще остается в стороне из-за нехватки времени на уроке. Коротко знакомлю с художниками-пейзажистами, их творчеством. Младшим школьникам предлагаю познакомиться с репродукциями известных пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. М. Васнецова, А. И. Куинджи, А. К. Саврасова и др. После нескольких уроков знакомства провожу игру на закрепление. 

1. Игра «Угадай»

Детям предлагается репродукция русского пейзажиста, на которую накладывается белый лист бумаги, закрывающий изображение. В листе вырезан небольшой квадрат, открывающий только фрагмент репродукции. Ребенок должен угадать название картины, фамилию художника. Если фрагмент неузнаваем, можно передвинуть окошко на другую часть картины, чтобы ребенок мог подумать и догадаться. В конце игры подводятся итоги лучшего знатока пейзажной живописи. Здесь я использую поощрительные жетоны «улыбки».

2. Игра «Дорисуй»

Данная игра – это усложненный вариант предыдущей игры «Угадай».
На репродукцию картины также накладывается лист белой бумаги с вырезанным квадратом, либо прямоугольником. Ребенок должен не только узнать картину, назвать ее художника, но и дорисовать части закрытой репродукции по белому листу (можно устно). И снова награда – «улыбка».

3. «Найди пару»

К уроку готовятся карточки, на одних репродукции картин, на других – фамилии художников. Перед началом занятия организовывается выставка пейзажных репродукций, которые есть на карточках. Повторив материал, репродукции закрываются. Ребенку нужно составить пару из двух карточек, т. е. соотнести пейзажное произведение с его автором. Если школьник не может вспомнить, то он имеет право подсмотреть на выставке. Игру можно проводить по группам. В конце игры дети сами определяют лучшего знатока пейзажной живописи и награждают «улыбками».

 4. «Войди в картину»

Детям предлагается описание пейзажной картины. Ребенок по описанию должен догадаться и назвать картину, художника. (Следует заметить, что с данными описаниями они встречаются постепенно в процессе знакомства с произведениями художников на страницах учебника)
Например,

а) На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые ветки берез. На них с шумом опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», 1864)

б) Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним – увяданье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, впереди, снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна. А на холсте – деревья, трава, река, небо.  (И. И. Левитан «Золотая осень», 1895)

5. «Золотое перышко»

Данное задание требует домашней подготовки и предполагает вовлечение родителей в игру.
Младшим школьникам предлагается самим выбрать пейзажную картину, дома подготовить ее описание со взрослыми, а на уроке (либо на продленке, кружке) зачитать рассказ о ней. Одноклассникам предстоит узнать шедевр по описанию.

6. «Сравни»

На  занятиях предлагается сравнить пейзажные произведения разных художников, либо разные картины одного и того же пейзажиста, рассказать о своих ощущениях, чувствах. Например, сравнить две картины И. И. Шишкина «Сосновый бор» и «Корабельная роща»; картину И. И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» и картину А. И. Куинджи «Березовая роща»; две картины «Золотая осень» И. И. Левитана и И. С. Остроухова.
Как всегда, не забываем про «улыбки».

7. «Из какой волшебной картины?»

Называются только отдельные предметы картины, а дети отгадывают пейзажное произведение.
Например;
– колокольня, березы, талый снег, грачи  (А. К. Саврасов «Грачи прилетели»);
– сосны, бледно-голубое небо, тяжелые золотые колосья (И. И. Шишкин «Рожь»);
– берег реки, тонкие стволы деревьев, затопленные водой, лодка. (И. И. Левитан «Весна. Большая вода»)

8. «На какой картине?»

На одном из занятий предлагается младшим школьникам потренировать свою память и вспомнить некоторые детали пейзажных картин. Например:
– Какие деревья изображены на картине А. И. Куинджи «Березовая роща»? 
– Сколько медвежат на картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»?
– Какие деревья изображены на картине И. И. Шишкина «Рожь»?
– Какое время года изобразил А. К. Саврасов на картине «Грачи прилетели»?
– Что мы видим на переднем плане у И. И. Левитана «Весна. Большая вода»?

9. «Лирические слова»

Подбери к картине стихи, либо стихами опиши картину.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.  И. Бунин      (И. И. Левитан «Золотая осень»)

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.      И. Бунин      (А. И. Куинджи «Березовая роща»)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…  А. Пушкин  (А. М. Васнецов «Зимний сон»)

10. «Самые наблюдательные»

Данную игру провожу на продленке или на кружковом занятии.
Участники игры делятся на две команды. К доске прикрепляются две репродукции картин (для каждой команды). В течение 2-3 минут ребята рассматривают их, стараясь запомнить все детали. Затем репродукцию каждой команды помещаю так, чтобы ее видели все, кроме членов этой команды. Членов команд подробно расспрашиваем о всех деталях картины.  Количество вопросов заранее оговаривается. Побеждает та команда, которая ответила на все вопросы.

11. «Узнай картину»

Участники игры делятся на две команды. Для проведения игры потребуется репродукция какой-нибудь картины. Предъявляю эту репродукцию не всю целиком, а по частям. Участники игры по одному фрагменту должны узнать, что это за картина. Если не узнают по одному фрагменту, следует добавить еще один и т. д. Какая команда быстрее догадается, та и побеждает. Она награждается «улыбкой».

12. «Посади деревья»

Перед проведением данного занятия провести наблюдение за деревьями в школьном дворе (можно пойти в соседнюю парковую зону, если это позволяет расположение школы, либо наблюдать из окна).
На доске прикрепляется большой лист бумаги, разделенный на две части. Одна треть закрашена коричневым цветом, на ней намечена трава, остальные две трети листа окрашены голубым цветом. Выясняем, что на листе изображены земля и небо. После этого вызывается ребенок, ему даны четыре нарисованных, раскрашенных и вырезанных из бумаги дерева соответствующих размеров: береза, две ели и рябина. Ребенку нужно «посадить» деревья так, чтобы береза и большая ель были сзади, а рябина и маленькая ель впереди. Деревья легко прикрепляются к доске нажатием. Такие «посадки» проводятся по очереди. Ошибки исправляются детьми, обсуждаются, находятся верные решения. После таких подготовительных упражнений младшие школьники уже не ошибаются при рисовании пейзажа на уроках изобразительного искусства, на уроках математики при пространственном ориентировании.  

13. «Кто быстрее»

Для проведения этой игры понадобятся несколько репродукций пейзажных картин. Чтобы не портить репродукции,  заранее их сфотографировать и использовать фото. Разрезать эти фото на несколько частей и перемешать. Задача состоит в том, чтобы правильно составить разрезанные детали. Игру провожу по группам на время. Побеждает тот, кто правильно и быстро соберет репродукцию.  Задание можно усложнить, попросив огласить название и художника. За победу школьники получают «улыбки».

14. «Не ошибись»

В эту игру дети с удовольствием играют на переменах, продленке.
Для проведения игры нужны фишки и кубик. На большом листе бумаги нарисован путь от старта до финиша. На пути следования наклеены репродукции картин художников-пейзажистов. Игрок по очереди кидает кубик и передвигает фишку. Чтобы продолжать путь, ему нужно правильно рассказать о попавшейся на своем пути репродукции (название, художник).

Игры-путешествия

1. «Путешествие по парку нашего города»

Игра проводится на уроке окружающего мира после изучения темы «Растения нашего города». (Можно провести после экскурсии в ближайший лес, либо парк). Заранее необходимо приготовить и принести на урок в закрытой коробке веточку сосны, ели, листок березы, клена, ягоды рябины, плоды дуба, ели и т.п. (весь этот материал есть у учителя в гербарии). Дети поочередно подходят к коробочке и достают один предмет. Ребенок называет предмет и рассказывает все, что он о нем знает. За правильный рассказ ученик получает «облачко». Если рассказ неполный, дополняет другой ребенок и тоже имеет право на «облачко». Путешествие заканчиваем подведением итогов, подсчетом жетонов, отгадыванием загадок о природе.

2. «Путешествуй вместе с белочкой»

Игра проводится на уроке чтения (можно проводить на уроке математики, если слова заменить числами, на окружающем – если предложить белочке собрать съедобные – несъедобные грибы и т. п.). На доске написаны слоги: 7 слогов с одинаковыми гласными и 7 слогов с одинаковыми согласными. Сообщаю игровую задачу: провести белочку в дупло, прыгая по слогам с одинаковым согласным звуком, либо гласным (слоги написаны вразброс).

       ра                      са                     ма                              да              но
ва                     на                        ны                      ня   
                                        ну                              не                       ла
           ни

Вызванный ученик «перепрыгивает» по слогам, читая их, проводит белочку в дупло. За безошибочное выполнение ребенок получает «облачко».

3. «Путешествие по Стране знаний»

Игру провожу при изучении темы по окружающему миру «Наш класс в школе». За одно путешествие желательно посетить не больше трех станций. Продолжение игры провожу на продленке. Предлагаю отправиться в путешествие по Стране знаний. Вид транспорта предлагаю поезд (Можно, чтобы дети выбрали сами, но тогда сложнее с реквизитом, который нужно заранее обговорить). Дети делятся на «вагоны» по 5 человек, выбирают проводника. Ему мы надеваем пилотку и даем флажок. После вводной беседы о маршруте отправляемся по станциям, где нас встречают ее хозяева. (С ними договариваюсь заранее). Наш поезд побывал в кабинете технологии, информатики, директора. На продленке мы побывали в  мастерских для мальчиков, библиотеке, столовой. По возвращении в класс, дети обмениваются впечатлениями, называют станции, где им больше понравилось. Принимаю к сведению их пожелания, что еще хотели бы они увидеть в своей школе.  

4.  Дидактическая игра, которую провожу на уроке русского языка при написании маленьких рассказов-рассуждений. Работа проводится в группах по пять человек. Игра начинается со слов «Если бы у меня была одна буква…». Ученикам предлагается придумать небольшой рассказ, где слова начинаются на одну букву. Читаю образец: Папа позвал Пашу. Паша подбежал. Папа привез Паше подарки. Паша получил пистолет, паровоз. Пистолет палит, паровоз пыхтит.
Примеры групповых рассказов, где дети самостоятельно определялись с буквой.

1) Петушок перебирал перышки. Пять петушков пищали. Петушок побежал, принес пить. Птички попили. Петушок пел песенку.
2) Старая сосна. Солнце спряталось. Сорочата сидят, ссорятся со скуки. Строгая сорока сказала: «Стыдно, сорочата!»  Сорочата слушают.
3) Однажды один осёл остановился около огорода. О! Огурцы. Облизнулся осёл. Откусил ослик огурец. О! Откусил опять, опять.  
4) Петя пошел погулять. Приметил попугая. Попугай прыгал, пел песни. Петя погладил попугая по перышкам.
5) Прилетели птицы послушать певца. Петух Петя пел песни попугаям. Печальной получилась песенка. Попугаи плакали.

Игры-предположения

1. «Лесная школа»

Игру провожу на уроке чтения во время закрепления изученного материала. Предлагаю детям игровую ситуацию: «Для зверей открыли лесную школу. Звери, как и мы, учатся читать слова. Прошу детей показать, как бы прочитал стих тот или иной зверь.

Ой, мой, маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой, пригоженький.

Вызванный ученик выбирает животное по желанию, берет в руки соответствующую картинку и читает стих, стараясь голосом передать характер животного. Игра начиналась словами: «Если бы я был (а)…».

В следующий раз вызываю двух учеников. Каждый из них выбирает себе игрушку. Они изображают животных, имитируют поведение и голос избранных животных, читают диалог по ролям.

– Ой-ой-ой! – сказал  Ой-Ой.  –
Я, мой друг, совсем больной.
– Ты поди-ка погуляй!
Все пройдет, – сказал Ай-Ай.

Ребята сами выбирают, кто получает «облачко».

2. «Как я выполнил и почему?»

На русском языке предлагаю ученикам выполнить задание самостоятельно, затем объяснить ход рассуждений.

Вставь по аналогии:

Черное – белое,   огонь – вода.
Рысь – кошка,      волк – …  .
Радио – звук,       лампа – …  .
Музыка – ноты,   речь –…  .
Рак – клешня,      человек –… .

3. «Допиши по аналогии»

Птица – птенец
Собака – ________
Овца – __________
Лошадь – ________
Рыба –___________
Бабочка – ________
Корова – _________

4. «Найди пару»

На уроке окружающего мира предлагаю ученикам подобрать к словам из первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Соединить стрелочкой.

стадо          рыб
табун         коров
стая           лошадей
рой            волков
косяк         овец
отара         пчел

Не забываем, как и везде, выполнение заданий отмечать «облачком», используя бальную систему. 

Игры-загадки

1. На уроке окружающего мира при изучении темы «Какие бывают животные» предлагаю классу игру-загадку «Хлопай, не зевай». Перед игрой предупреждаю, что называть буду только птиц, но если вы услышите, что появилась не птица, а другое животное, то дайте мне знать. Можно хлопнуть в ладоши.

Утка, филин, шмель, сова.
Иволга, жаворонок, страус, варан и т.п.

(Подводится итог, раздаются жетоны)

2. Младшие школьники очень любят загадки-стихи на уроках математики.  Провожу их на различных этапах урока: математическом диктанте, повторении, в конце урока для снятия напряжения и даже после выполнения физминутки, когда дети еще не сели за парты. Например,

а) Подарил ежатам ежик                                               б) На этой тарелочке –      
Восемь новеньких сапожек.                                          Трубочки с кремом.
От восторга ежата визжат.                                             Маленьким деточкам нравится крем.
Сколько было у папы ежат?                                          Сколько останется трубочек с кремом,
Если нечаянно крем я весь съем?

Задачи-шутки, например,

а) Надо разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно осталось в корзинке. (Одна девочка должна взять яблоко вместе с корзинкой)
б) К вам пришли Буратино и Мальвина. Вы хотите угостить их яблоками, но яблоко одно. Вы разрезали его пополам. Кому отдадите большую половину? (Герои получат равные доли, т.к. разрезали яблоко пополам.)

3.  «Найди спрятанное слово»

Ученик получает карточку (буквы могут быть написаны на доске), внимательно рассматривает буквенный материал, отыскивает слова и подчеркивает их, либо называет. Побеждает тот, кто раньше других качественно выполнит игровое действие.

бвосютррьшбвбвсррадугамтвдьсолнышкожваучбд
Щтраважбьартиюецветокпрржукиьблыоюишптицайюьвчгн

Слова: радуга, солнышко, трава, цветок, жук, птица.

Игры-беседы (диалоги)

«Что делает сказочный герой?»

Игру провожу на уроке литературного чтения.
На доске прикрепляю картинки сказочных героев. Перед детьми Колобок, Золотая рыбка, Мальвина, Карабас Барабас, фея.
В начале урока ребята получают конверты, в которых лежат карточки со словами: путешествует, исполняет желание, наказывает, помогает, объясняет.
Задание выполняется в паре (можно группой). Ученикам нужно подобрать слово для сказочного героя и объяснить свой выбор. Например, Колобок путешествует. Вспомнить или придумать небольшой диалог героев и показать (рассказать) классу. Итог подводится, дети получают «облачко» по бальной системе.

Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Учитель должен помнить, что очень важный момент в дидактической игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность.