Конспект нетрадиционного урока русского языка с использованием сказочного сюжета в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Развивать умение распознавать слова, которые нужно проверять, находить в словах орфограммы;
  • Подбирать проверочные слова, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом словах;
  • Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • Прививать интерес и любовь к русскому языку, устному народному творчеству.

Оборудование:

  • Веера с парными согласными.
  • Картинка клубка ниток или сам клубок.
  • Плакат «Лес», дерево с карточками-словами.
  • Плакат «Болото».
  • Конверты со словами.
  • Кроссворд.
  • Кукла Василиса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя об особенностях этого урока, урока – сказки.

«Жил-был царь. Царица у него умерла, и остался он с дочкой, царевной Василисой. Была она умница, красавица. Очень ее царь любил.

Но вот однажды пришла большая беда. Поднялся сильный ветер, тучи закрыли солнце, налетел на царство Змей Горыныч, которому давно нравилась Василиса. Унес он царевну в тридевятое царство.

Много царевичей пытались спасти Василису, но все напрасно. Тогда пошел Иван, крестьянский сын. Мать дала ему наказ: быть внимательным, думать, не спешить с решением и ответом, а в помощь дала волшебный клубочек, который поможет ему найти правильную дорогу. Пойдем и мы вместе с Иваном спасать Василису».

II. Минутка чистописания.

«Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь. Я тетрадочку открою, уголочком положу. Я от вас, друзья, не скрою, ручку правильно держу».

  • Посмотрите, на что похожа наша дорожка? Буквы б, д.
  • Какие звуки обозначают эти буквы? Твердые и мягкие.
  • Дать характеристику этих звуков, назвать их пары по глухости – звонкости.

«И продолжим путь».

III. Наблюдение над парными согласными в конце слова.

«Идем мы с Иваном дальше. Впереди дремучий лес, а пройти надо. Клубочек катится. Давайте сами себе проложим дорогу. На деревьях листочки со словами. Надо взять их, прочитать, правильно записать слова и проверить».

(Веера с парными согласными).

Слова:

  • ЯСТРЕ(б,п),
  • ТРУ(д,т),
  • КУС(д,т,),
  • ГРИ(б,п),
  • ОТВЕ(д,т),
  • САМОЛЕ(д,т),
  • ХЛЕ(б,п).

IV. Физминутка.

«Молодцы, ребята, деревья расступились, идем дальше. Но что-то стало холодно – чувствуется приближение зимы. Давайте немного погреемся». (Массирование мочек ушей, точек над переносицей, подушечек пальчиков (игра на фортепиано)).

V. Восстановление деформированных предложений.

«Но перед нами новое препятствие. Это болото. Надо постараться пройти по кочкам. Но для этого надо составить предложения из слов, которые лежат у вас в конвертах. Работаем парами».

1 ряд: УКУТАЛ, ДЕРЕВЬЯ, СНЕГ

2 рад: СПРЯТАЛИСЬ, СУГРОБ, В, ЕЛОЧКИ

3 ряд: ЛЕСУ, ТИШИНА, В, СТОИТ

«Запишите эти предложения в тетрадях так, чтобы получился текст».

3 ученика записывают свои предложения на доске и составляют текст из них. Класс сравнивает свои тексты с написанными на доске текстами.

«А следующее задание – надо подчеркнуть главные члены предложения и выделить орфограммы».

VI. Физминутка.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

VII. Игра «Какое слово лишнее?»

«Идём мы дальше. А чтобы не скучать в дороге, давайте поиграем! Какое слово лишнее?

СОБАКА, ГОРА, ОВЦА, КОРОВА.

Правильно – ГОРА, но почему? (Дети дают ответы: неодушевленное, все остальные слова обозначают животных).

Вот мы и подошли к горе, на которой стоит замок Змея Горыныча. Но как подняться? Нам нужна лестница. Мы ее соорудим из слов кроссворда».

Загадки:

  • Птичка-невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей).
  • Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона. (Ворона).
  • Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (сорока).

Учитель записывает слова в кроссворд.

Ребята, а какие это слова? Назовите одним словом, кто это? Что общего в написании этих слов? Запишите их в тетради. Можно ли проверить написание этих слов? (Нет – это словарные слова, их надо запоминать).

VIII. Обобщение. Какие слова надо проверять?

«Ну, вот мы и забрались по лестнице на гору в замок Змея Горыныча. Но войти не можем, дверь закрыта на замок. Какие похожие слова – а чем они отличаются друг от друга? (Замок-замок отличаются значением и ударением).

Чтобы открыть дверь, надо решить грамматическую задачу. «Пока мы шли к Змею Горынычу, началась зима. Я взяла несколько слагаемых: снег, холод, дуб, мороз, медведь, лошадь, след, сугроб. Что получилось в сумме? Дети предлагают варианты: зима, лес, охота. Зимние слагаемые, которые я вам назвала, – это слова, на конце которых стоит парный согласный – его надо проверять:

  • Докажите, что это опасное место (Ответ – пишу не так, как слышу).
  • Как проверить эти слова, чтобы написать правильно? (Дети проверяют).

IX. Звуко-буквенный разбор слова ДУБ.

«Последнее испытание – чтобы спасти Василису, надо провести звуко-буквенный разбор слова. Думаю, это не будет трудно для вас!»

ДУБ – /Д У П/ – ДУБЫ.

X. Итог урока.

«Молодцы! Мы спасли Василису. Вот они с Иваном возвращаются домой. Давайте вспомним, что нам пришлось выполнить на уроке, чтобы спасти Василису (дети перечисляют).

Рад Иван, рада Василиса, рад Царь, рады и мы. И я думаю, что вы дома расскажите своим мамам про наше путешествие. Молодцы!»