Декоративная скульптура из болотных трав

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (887 кБ)

Загрузить презентацию (907 кБ)

Загрузить презентацию (8 МБ)


Предварительная работа:

  1. Экскурсия на тему “Болотные травы”
  2. Заготовка трав вместе с детьми.
  3. Подготовка травы к работе.
  4. Изготовление куклы стригушки, птицы, животных на предыдущих занятиях.

Автор: Педагог дополнительного образования Карпенко Нина Николаевна высшей квалификационной категории.

Тема: Декоративная скульптура утки способом плетения из косичек.

Цели урока:

Образовательный аспект:

  • познакомить учащихся с произведениями народного декоративного искусства,
  • расширить знания детей о возможностях различных трав,
  • развивать умения оценивать их художественные и идейные достоинства,
  • познакомить с технологией изготовления декоративной скульптуры;

Развивающий аспект:

  • научить детей плести косички из болотных трав, подбирать их по цвету и размеру при изготовлении декоративной скульптуры;
  • способствовать проявлению аккуратности в работе,
  • развитию творческой фантазии, инициативности и наблюдательности учащихся;

Воспитательный аспект:

  • воспитывать интерес и любовь к природе и народному искусству,
  • воспитывать чувство коллективизма и дружеских взаимоотношений и взаимопомощи со своими сверстниками, желание увидеть результат коллективного труда, радоваться этому результату совместной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: наглядные, дедуктивные, практические.

Список используемых источников и литературы:

  • Волков И.П. Художественная студия в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1993. – 127 с.: ил. – (Б-ка учителя изобр. искусства).
  • Федотов Г.Я. Сухие травы: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС,1997.– 208с.: ил.

Оснащение и оборудование: мультимедийный комплекс, травы, крупные швейные иглы, прочные нитки по цвету травы, безопасные ножницы с закруглёнными концами, схема техники изготовления скульптуры утки, проволочный каркас ( провод алюминиевый АПВ ).

Структура занятия

I. Организационный момент.

П. Актуализация знаний

Педагог читает стихи:

Хорошо весной,
Поле чистое,
Муравой-травой
Ты украшено,
Да цветочками
Все душистыми
В утро майское
Принаряжено.

Развернусь с косой
И всю травушку
Соберу в стога,
Засушенную.
Рожь серпом кривым
Срежу спелую,
Смочу её
Я до зёрнышка,
Уложу в мешки,
Поклонюсь тебе
И скажу: “Прощай,
Чисто полюшко!”

Рассказ педагога:

– Сегодня мы с вами и душой, и руками прикоснёмся к этому прекрасному природному материалу. Изготовим все вместе сказочную травяную утицу!

(Слайд № 2) Травы с древних времен одевали и обували человека, кормили и лечили, согревали и укрывали от непогоды. (Слайд № 3) Они оказывали огромное воздействие на народное искусство. Вышивка, кружева, плетение, роспись по дереву, металлу, керамика испытывали и продолжают испытывать огромное влияние не только лесных и луговых трав, но и скромных, порой невзрачных пустырных и болотных растений. Так в знаменитой хохломской росписи без труда можно угадать растрепанные ветром и упругие листья осоки. Народные мастера исстари использовали болотные травы, такие как рогоз, камыш, ситник, аир для плетения различных вещей. Рогоз растет по берегам рек, озер на болотах, сырых канавах и оврагах.

Но прежде чем сушить камыш или рогоз отрезают комлевые участки стволов, имеющие белый или слегка кремовый цвет. Раньше их никогда не выбрасывали, а использовали в пищу. В свежем виде, прикорневые отбеленные побеги по вкусу и запаху напоминают огурцы. Если же их обвалять в муке и пожарить с растительным маслом, это уже будет настоящий деликатес. Высушенные под навесом листья рогоза, стебли камыша и ситника сохраняют естественную оливково-зеленую окраску. Трава, высушенная на солнце, выгорает и приобретает золотисто-палевый оттенок. Разницу окраски трав, высушенных различными способами, мастера используют в декоративных целях при комбинированном плетении. Их связывают в небольшие пучки-снопы жгутами-перевяслами, скрученными из той же травы.

Болотные травы можно отбеливать в водном растворе перекиси водорода (3% р-р перекиси разбавлять не надо, а 30%-ый пергидроль растворяют в чистой воде 1:10). Кипятить не менее часа в эмалированной посуде. Работать в перчатках, затем промыть растения, высушить. В зимнее время хранить в помещении. Красить можно и синтетическими красителями (текстильные красители, а также цветные чернила “Радуга”). Прежде чем красить растения, нужно прокипятить 30 минут в легком мыльном растворе, а в красильном растворе 15 минут.

III. Изучение нового материала.

Изготовление изделий из косичек

Задумывались вы над тем, что ежегодно под снегом у нас уходит несметное количество природного материала, из которого можно было бы сделать множество полезных и красивых вещей.

Пучок травы или соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек (Слайд №4). В страду крестьянки брали с собой в поле малых детей. Чтобы как-то развлечь дитя, крестьянка делала для него примитивную куклу из первого, что попадалось в руки…. Сложенный пополам жгут отдалённо напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины – платье или сарафан.

Техника изготовления изделий из болотных трав, таких как рогоз, камыш, ситник и другие отличается необыкновенной простотой. Исходным элементом, из которого состоит плетенка, является косичка. (Слайд № 5) Она плетется также как и девичья коса, только, разумеется, не из прядей волос. А из трех травянистых жгутов. Это мы и будем с вами делать.

Плетения косички выполняют как обычно поочередно, перехлестывая крайними жгутами (снизу и сверху) средние.

В этом месте, где происходит наращивание, косичка несколько ослаблена, но на общей прочности это почти не отразиться. Если наращивать сразу три жгута, то при малейшем натяжении косичка может разорваться. Чтобы этого не произошло, нужно наращивать жгуты не одновременно, а на некотором расстоянии друг от друга. Поэтому, начиная плести косичку, нужно брать жгуты разной длины и наращивать когда короткий жгут оказывается в середине. Новый жгут накладывать на конец старого. Концы в косичке по окончании плетения срезаются ножницами. Давай вспомним правила безопасной работы с ножницами и иглой. (Диалог педагога с учащимися) По окончании плетения косички, можно уплотнить деревянным молотком.

Обратите внимание, как плели ваши сверстники. (Слайд № 6)

IV. Практическая работа.

И сегодня мы с вами попробуем выполним скульптуру утки из травы.

  1. На этот каркас, сделанный из алюминиевой проволоки, натягиваем эластичные колготки (можно использовать простой чулок).
  2. Набить синтепоном. (Слайд № 7)
  3. Делам клюв из пучка травы. (Слайд № 8).
    а) Пучок травы как можно сильнее перевязываем прочной бечёвкой недалеко от торцевого среза. (Слайд № 8 а)
    б) Затем все соломины отгибаем в сторону перевязи. (Слайд № 8б)  и связываем другой бечёвкой и пришиваем к верхней части будущей скульптуры.
  4. Готовые косички подбираем по свету, толщине, фиксируем нитками у основания клюва. Нитки подбираем по цвету, и пришиваем косичку к основе будущей скульптуры. (Слайд № 9)
  5. Вторая и последующие косички пришиваются так же, дополнительно сшиваются между собой. (Слайд № 10)
  6. Вырезать из картона один шаблон для крыла.
  7. Косичку раскладываем по краю шаблона и сшиваем у острия крыла. (Слайд № 11).
  8. Вторая косичка укладывается внутри, и пришиваем её к первой и т.д.
  9. Готовое крыло снимаем с шаблона. Шаблон переворачиваем на обратную сторону и так же делаем правое крыло. (Слайд № 12)
  10. Готовые крылья пришиваются к туловищу утки.
  11. Глазки из травы – ситника, связать узелками и пришить.

(Слайд № 13 и 14)

Эта травяная скульптура может быть украшением вашего сада! (Слайд № 15)

В процессе самостоятельной работы преподаватель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось.

V. Итог урока.

На заключительном этапе, преподаватель привлекает всех учащихся к оценке достоинств и недостатков получившейся работы, делая обсуждение коллективным.

Этим способом, плетением косичками, можно сделать и куклу. Для более взрослых детей прилагается презентация-схема.