Интегрированный урок по окружающему миру и технологии на тему "Первоцветы родного края"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель и задачи мероприятия.

  1. Познакомить учащихся с многообразием первоцветов, встречающихся на территории Елабужского район.
  2. Воспитание бережного отношения к природе.
  3. Приобщение учащихся к миру прекрасного: музыке, литературе, поэзии.
  4. Формирование навыков работы с дополнительной литературой, с целью выделения наиболее интересной и важной информации для сообщения.
  5. Развитие монологической речи учащихся, способности выступать перед аудиторией.

Оборудование.

  1. ПК, видеофильм “Первоцветы”.
  2. Гербарные экземпляры (пролеска, тюльпан, первоцвет весенний, верба, берёза и т.п.).
  3. Музыкальное сопровождение “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского, песня Юрия Антонова “НЕ рвите цветы”.
  4. Выставка рисунков, плакатов.

Самоопределение и мотивация к деятельности

Улыбнись с утра щенку,
И росинке, и цветку,
Пестрой бабочке в лугах,
Солнцу в легких облаках.
Бабочка махнет крылом,
Солнце – ласковым лучом,
И росинка вспыхнет, радуя
Семицветной чудо-радугой.
И тогда увидишь ты,
Сколько в мире красоты!
Обменявшись добротою,
Будем мир дружить с тобою.

Психологический настрой на урок

Итак, у нас урок сейчас, друзья.
На вас надеюсь, как всегда.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!

Актуализация знаний

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого (написано на доске).

“Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. Л.Н.Толстой

- Как вы понимаете эти слова? (Высказывание детей)

- Молодцы! Много прекрасного человеку дарит природа. Птицы, звезды, волны и узоры на морозном стекле – многие чудеса нас окружают повседневно. Но есть в живой природе создания, неразрывно связанные с человеком. Мы ими любуемся и радуемся им с самой ранней весны и до поздней осени. Без них не проходит ни один праздник. Догадались, о чем идет речь?

- Это цветы.

Сообщение темы и цели урока

- Правильно. А сейчас послушайте стихотворение:

Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

- Каждый цветок – упавшая с неба звезда. Природа – мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнило его своей силой, вдохнуло в него радость и любовь к жизни, и поэтому мы, чувствуя эти тонкие вибрации, тянемся всем своим существом к ним, чтобы почерпнуть эту любовь и наполнить ею себя. И наш классный час мы посвящаем им – цветам. Но сегодня, мы познакомим вас, только с небольшой группой цветов, которые появляются первыми и называются…

- Кто мне скажет?

- Первоцветы.

Объяснение нового материала

- Сейчас мы с вами посмотрим фильм о первоцветах.

(Видеофильм о первоцветах. После картин о медуницах, кадр остановить.

Можно вместо фильма показать рисунки первоцветов.)

(Стихи, которые использовали в видеофильме.)

У весны весёлый старт –
На пороге уже Март,
Неба синяя река,
Кораблики в ней – облака,
Дружно так поют скворцы,
Они – весенние певцы,
И вокруг всё расцветает –
По земле весна шагает. Эрато Елена

Почему звенит капель,
И сосульки тают?
Не слышна теперь метель –
Солнышко сияет.
На проталинах лесных
Тёплых дней предвестник,
Появился дар весны –
Первоцвет – подснежник.
Нежный, чудный, неземной,
Без луча согреет,
Полюбуюсь я тобой,
Тронуть не посмею.
Видно в сказке ты родился,
На полях у феи цвёл,
Белым шёлком нарядился
И весну с собой привёл.
Почему сосульки тают,
И на улицах капель?
Потому что наступает
Месяц радостный – апрель. Ю. Дулепина

На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок. С. М. Городецкий
(1911)

Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку. С.Маршак

На солнечной опушке,
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки,
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
От загребущих рук,
Но кто – то ей поклониться,
И сразу видно: друг!

Одуванчик

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет. О. Высоцкая

Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка.
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклониться. Е. Кожевникова

(Остановить кадр)

Физминутка

Мы с вами побывали в лесу, где растут первоцветы, а сейчас отдохнем.

Мы приходим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
На опушке посидели,
Всё вокруг мы посмотрели.
Отправляемся вперёд –
Нас дорога вдаль зовёт.
Посмотрели вправо, влево,
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Закрепление. Отгадывание загадок

Давайте повторим, какие цветы относятся к первоцветам.

Отгадаем загадки:

Первый вылез из землицы
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком
Раскроюсь утром ранним
Закроюсь вечерком. (Одуванчик)

На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)

Растение с мелкими красивыми цветами, вначале розовато- красными, потом фиолетово-синими. Растение медоносное, его посещают пчёлы и шмели. (Медуница)

Растение с сине-фиолетовыми цветками, иногда белыми. Цветки имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два вбок, один вниз. Цветки пахучие, из них добывают эфирное масло. (Фиалка)

Весной на проталинках появляются цветы с золотисто- жёлтой корзинкой. После цветения появляются листья. Растение лекарственное. Верхняя часть листа более холодная, чем нижняя. (Мать-и-мачеха)

Вывод

Как, одним словом назвать эти раннецветущие растения? (Первоцветы)

- Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение “Первоцвет”. (Читает ученик)

Первоцвет

Весной, один из самых ранних
На свет явился первоцвет.
Как неизвестный, дивный странник
Пришел сказать нам всем: - "Привет!"
Свисают гроздья золотые
С высоких и тугих стеблей,
Как будто иноки святые
Родимой кланяясь земле.
А там, где первоцвета много,
Дано лишь только по весне
Увидеть дивного барашка
В изящном золотом руне.

Сообщение о первоцветах, занесенных в “Красную книгу”

- Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в “Красную книгу”. “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?

Ведь недаром говориться:

“Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!”.

Доклады детей, о раннецветущих растениях, занесенных в “Красную книгу”

(Ландыш майский, ветреница лесная, ветреница дубравная, первоцвет лекарственный, хохлатки, горицвет весенний, подснежник белый.)

Запомните правило: “Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком”.

Чтение стихотворений детьми

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

- Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе.

Я должен над цветами наклониться, не для того, чтоб рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.

Стоит задуматься, как хрупка наша планета, в наших руках жизнь планеты Земля. И хотелось закончить наш урок выдержками из газетной статьи: “Воздух – наш отец. Вода – мать. Земля – дом. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь”.

Выполнения творческого задания

А если вы хотите подарить цветы своим родным, то мы с вами сделаем аппликации своими руками. И эти цветы никогда не завянут, и будут радовать ваших родных.

(Изготовление аппликаций)

Звучит “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Выставка готовых работ

Подведение итогов урока

В заключение я хочу прочитать вам слова Жана Дорста: Природу нужно охранять не только потому, что она лучшая защита для человека, но и потому, что она прекрасна”.

Свое занятие мы закончим песней Юрия Антонова “НЕ рвите цветы”.

(Продолжить просмотр видеофильма)