Н.М.Рубцов. Стихи "Воробей", "Коза"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (711,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели.

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение в стихотворной форме.
  • На примере стихотворений познакомить учащихся со средствами создания разнообразных образов животных, отношениями человека и животных.

Задачи.

  • Сформировать представление об авторе.
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, оценочное отношение к речи.
  • Учить видеть речевые средства выразительности (многозначность слов и выражений).учить воспринимать эмоциональный тон стихотворения.
  • Учить определять главную мысль стихотворения, умение наблюдать и сравнивать.
  • Пополнять словарный запас учащихся.
  • Воспитывать чувства сострадания к братьям нашим меньшим.

Методическое обеспечение.

  1. Учебник “Литературное чтение” 2 класс, Г.И. Грехнева, К.Е. Корепова.
  2. Портрет поэта Н.М. Рубцова.
  3. Выставка сборников стихов Н.М. Рубцова.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня у нас очень интересный урок. Будьте активны, внимательны, доброжелательны друг к другу.

- Какую установку на урок вы дадите себе сами?

(Буду хорошо работать, буду помогать товарищу, получу “5” и т.д.)

- Желаю вам успешной работы.

II. Сообщение темы

- Тема нашего урока “Бедняга воробей и проказница коза”. Стихи Н.М. Рубцова.

- Что вам удалось узнать из разных источников об авторе этих стихов?

(Сообщения учащихся).

- Н.М. Рубцов родился 3 января 1936 года в Архангельской области в простой семье. Он рано остался без родителей и воспитывался в детском доме. Коля считался одним из лучших учеников. Третий класс он закончил с похвальной грамотой. Тогда же написал свое первое стихотворение. Так началась его творческая жизнь. Особенно Рубцов любил темы родины, природы. Он часто ходил в лес, потому, что не представлял жизни без шума сосен, без кукушки, без клюквы и морошки. Он прожил короткую жизнь (35 лет). Стихи для него были самым главным, ради чего он жил, о чем мечтал. Его стихи о добре и зле, о радости и печали.

III. Анализ стихотворения “воробей”

1. Первичное чтение.

- Послушайте стихотворение “Воробей”, задумайтесь, какие чувства оно пробуждает? (Читает учитель)

- Поделитесь своими мыслями, чувствами, настроением от прочитанного стихотворения. (Грусть, жалость, сострадание)

Что запомнилось сразу из этого стихотворения? (Воробью холодно, голодно)

2. Работа над иллюстрацией.

1

  - Посмотрите иллюстрацию к стихотворению “Воробей” на странице 40 учебника “Литературное чтение”.

- Что вы можете сказать о детях, взрослых? (Они хотят помочь, им жаль воробья, они угощают зерном птицу)

- Как художник изобразил людей на этой иллюстрации? (Лица людей грустные, у детей в руках зернышки)

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите непонятные слова.

3. Словарная работа с опорой на жизненный опыт учащихся.

“Подвода с поклажей” - сани с грузом, “чердак” - место под крышей.

4. Работа над многозначностью слов.

- Прочитайте первый вопрос после стихотворения, обсудите.

- Каково значение слова “бедный” в этом стихотворении?

(На доске:

бедный – небогатый;

бедный – несчастный;

бедный – скудный)

(Зернышко маленькое, скудное)

- Докажите строчкой из стихотворения. (“И дрожит он над зернышком бедным…”)

- Почему воробей дрожит над зернышком? (Боится потерять, бережет)

- Найдите рифму к слову “бедным”.  (Вредным)

- Каково значение слова “вредный” в этом стихотворении?

(На доске:

вредные насекомые

вредный характер)

(Воробей не становится злым, сердитым, вредным)

- Почему же он не становится вредным? (Тихий, спокойный, добрый)

5. Работа по карте-схеме (в парах)

- У вас на партах карты-схемы анализа стихотворения “Воробей”. Отвечаете на вопросы, готовите выразительное чтение стихотворения. Договоритесь, кто будет читать выразительно, а кто отвечать по карточке. Работайте дружно.

Карта-схема анализа стихотворения Н.Рубцова “Воробей”

1. Тема стихотворения.

_______________________

2. Главная мысль стихотворения (прочитайте в тексте). Как сказать своими словами?

_______________________

3. Какое настроение надо передать при чтении? Выбери нужное: радостное, грустное, весёлое, бодрое, печальное, беспокойное, шутливое, серьёзное, насмешливое.

Подведение итогов.

Дети выходят к доске парами: один выразительно читает, другой даёт ответы на вопросы по карте-схеме.

Учащиеся класса дают оценку и дополняют ответы.

6. Физкультминутка

- Отгадай-ка, кто проворно
Ищет крошки, ищет зёрна?
Говори же, не робей –
Это храбрый … (Воробей)

- Как воробей моет крылышки? (Руки на поясе, движения локтями вперёд-назад)

- Как летает воробей? (Руки в стороны, движения вверх-вниз)

- Как ищет и клюёт зернышки? (Дети присели и движения головой вверх-вниз)

- Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет
Крошки собирает
- Кто это? … (Воробей)

- Мы вспомнили народные загадки о воробье. Воробей в загадках сказочный.

- А какой воробей в стихотворении, сказочный или реальный, как в жизни? Докажите.

- Что может изменить жизнь воробья? (Забота людей о птицах)

IV. Анализ стихотворения “Коза”

1. Первичное чтение стихотворения “Коза”

- Послушайте стихотворение “Коза”. (Читает подготовленный ученик)

- Грустное стихотворение или веселое? Докажите.   (Ответы детей)

- Кто герои стихотворения? (Народ и коза)

2. Словарная работа.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите как народ называет козу? (Егоза)

-  Почему? Что значит “егоза”? (Любит бегать, прыгать, баловать)

3. Работа над многозначностью выражения.

- Найдите рифму к слову “егоза”. (Глаза)

- Прочитайте строчку из стихотворения. (“И коза опустила глаза”)

- Почему коза опустила глаза?

(На доске:

опустил глаза – смутился;

опустил глаза – посмотрел вниз)

- Действительно ли коза смутилась, раскаялась? Докажите.

- Какова главная мысль стихотворения? (Коза оказалась проказницей)

4. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Прочитайте стихотворение, определите паузы, главные слова, особенно обратите внимание на слова народа к козе.

- Чтение стихотворения по ролям.

V. Сравнительный анализ стихотворений “Воробей” и “Коза”

- Сравните эти стихотворения. Назовите сходства и отличительные признаки. (Сходство в том, что оба о животных; отличия: по настроению, по чувствам)

- Прочитайте в учебнике название темы, в которую включены эти произведения. (“О братьях наших меньших”)

- Кого мы называем нашими меньшими братьями? Почему? (Меньшие братья – животные, они нуждаются в нашей помощи и дикие и домашние).

- Часто произведения о животных заставляют задуматься о чертах человеческого характера.

- Какие черты характера человека вы бы отметили в этих стихах? (Не быть озлобленным, если что-то не складывается в жизни, стремиться изменить жизнь к лучшему “Воробей”).

(Иметь стыд, то есть совесть, быть честным в своих поступках “Коза”).

VI. Рефлексия. (Работа в парах)

Оцените свою работу на уроке пользуясь опорными словами на классной доске:

  • На уроке я узнал … ;
  • Мне понравилось на уроке … , потому, что … ;
  • Я бы хотел повторить … , изменить … ;
  • Оценка своей работы;
  • Обсудите свой ответ с соседом по парте.
  • Поменяйтесь местами: II вариант первого ряда и I вариант второго ряда, II вариант второго ряда и I вариант третьего ряда. (Пары сменного состава)
  • Обсудите свой ответ с новым соседом по парте.
  • Займите свои места.
  • Вы прослушали два ответа своих одноклассников. Чей ответ понравился больше? Почему? Кого вы бы рекомендовали послушать всем?

(Ответы детей)

VII. Домашнее задание

- Выучить стихотворение наизусть по выбору.