Использование комплекса "Рисуем на песке"

Разделы: Коррекционная педагогика


“Часто руки знают, как распутать то, над чем бьётся разум”.

К.Г. Юнг

    В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов, учителей-дефектологов – тифлопедагогов к специально организованным игровым действиям с использованием песочницы.

И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной “само терапии” известен с древних времен:

– Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка.

– В практике индейцев рисунки на песке использовались в церемониях излечения, изгнания нечистой силы и других целей.

– Тибетские монахи издревле, и по сей день, практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов для достижения совершенства и духовной гармонии.

Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым и детям. Долгое время “sandplay” существовал исключительно в юнгианской парадигме благодаря своей основательнице Доре Калфф.

     Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, олицетворяет Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, как внутреннего, так и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальность.

Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития, а именно к незрячим и слабовидящим детям.

Цель игровой деятельности с комплексом “Рисуем на песке”:

Игры, направленные на стабилизацию эмоционального состояния, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и ручной моторики.

Задачи:

  1. Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
  2. Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей; ориентировкой в пространстве, социально-бытовой ориентировкой, развитие общей и мелкой моторики;
  3. Активизировать словарный запас детей;
  4. Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.

Занятия с комплексом “Рисуем на песке” в группе “Особый ребёнок” предполагает 3 этапа обучения:

1 этап: Знакомство с комплексом “Рисуем на песке”.

Цели:

  • пробуждение интереса к занятиям с песком;
  • развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
  • знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

2 этап: Путешествие по “Песочной стране”.

Цели:

  • развитие познавательных процессов;
  • развитие речи, памяти, мышления;
  • совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

3 этап: “В царстве песка”.

Цели:

  • создание композиций на песке;
  • проговаривание действий с песком;
  • развитие связной речи детей.

Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых понятий, действий с предметами. Успех, которого они достигают в играх, их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими.

Сегодня мы хотим рассказать о том, как можно использовать песочницу на коррекционных занятиях с детьми дошкольного возраста со зрительной патологией.

Особенности занятий с комплексом “Рисуем на песке” в группе “Особый ребёнок”.

Группа кратковременного пребывания “Особый ребёнок” существует в детском саду копменсирующего вида № 2316 для детей с нарушением зрения с 2003 года.

В этой группе занимаются незрячие и слабовидящие дети.

Игровая деятельность проходит индивидуально, в присутствии родителей.

Возраст детей разнообразен от 2 – до 7 лет, следовательно, занятия составляются с учётом зрительной патологии и возраста ребёнка.

Естественная потребность ребенка “возиться” с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, но и учителю – дефектологу.

Помимо общепринятых направлений в работе по развитию тактильного и сенсорного восприятия у дошкольников в группе “Особый ребёнок”, мы используем на коррекционных занятиях комплекс игр “Рисуем на песке”.

Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит…

Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Незрячие и слабовидящие дети, как и зрячие, испытывают влечение к игре. Однако ограниченность жизненного опыта, суженный круг общения, отсутствие конкретных представлений вследствие тотального отсутствия зрения или его неполноценности в значительной степени затрудняют возникновение и развитие игр у слабовидящих, и особенно у незрячих детей.

Этим объясняется то бедное, по сравнению со зрячими, количество игр, в которые играют незрячие дети, незнание ими игровых способов, и действий, неумение контактировать с партнерами по игре.

Вместе с тем учителя – дефектологи придают большое значение игре в развитии незрячего ребенка. В процессе игровой деятельности незрячий и слабовидящий ребенок активно познает окружающий мир. Какой бы вид игры не был предложен детям (дидактические, подвижные, ролевые или творческие), каждый из них имеет опознавательную, развивающую ценность. В игре дети без особого труда могут научиться различать предметы по форме, объему, вкусу, звуку и практическому назначению. Учась распознавать эти предметы, незрячие дети упражняют в то же время сохранные анализаторы, развивают осязание, обоняние, слух, вкус, мышечное чувство. Игры могут быть подобраны с таким расчетом, чтобы в процессе участия в них дети совершенствовали свою речь, учились быстро реагировать на вопросы, сравнивать, сопоставлять, определять предмет по его своеобразным признакам, привлекать имеющийся у них опыт в новой ситуации.

В игре у детей появляется необходимость вступать в определенные контакты со взрослым, уметь подчинять свои желания, интересы задачам и правилам игры. Это способствует преодолению таких недостатков, как упрямство, эгоизм, негативизм и развивает чувство коллективизма, стремление к творчеству, инициативность. В ролевых или творческих играх отражаются впечатления от окружающего мира, от действий, поступков и взаимоотношений взрослых. Но впечатления, которые обогащают игру, у незрячего ребенка нередко ограничены. Поэтому от учителя – дефектолога требуется умение создать в игре детей жизненные ситуации, сформировать необходимые умения и навыки. В играх возможно создание ситуаций, при которых будут успешно развиваться и совершенствоваться такие психические процессы, как представление, воображение, память, мышление, улучшаться координация движений и ориентировка в пространстве, преодолеваться психическая и физическая пассивность детей и воспитываться активность, уверенность в своих силах. Исследователи отмечают, что в игре это происходит легче, так как “ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, то есть он делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием.

От педагога требуется и особое умение ввести незрячего ребенка в игру таким образом, чтобы он почувствовал удовольствие, удовлетворение от игры, чтобы ему и дальше захотелось играть.

В игре незрячих и слабовидящих детей повышается степень и доля участия педагога, в задачу которого входит и непосредственное руководство и ведение игры, разъяснение содержания, правил и целей игры, обучение игровым действиям и анализ игры.

Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. В самом начале занятий детям объясняются правила игры. Запреты касаются только нанесения телесных повреждений, поломок игрушек и высыпания песка на пол. А что можно? Можно строить и творить!

Прежде чем начать играть в песок, незрячий ребенок должен познакомиться с ним, при этом ему нужно выделить основные свойства, признаки лотка с песком, чтобы в дальнейшем узнавать этот лоток. Он должен понять его назначение и способ действия с ним.

Элементы игры с комплексом “Рисуем на песке” на коррекционных занятиях рассматриваются как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, тактильного ощущения, ориентировки в пространстве, развития связной речи, обогащение словаря, развитие восприятия, мышления и т.д.

Работать с песочницей мы начинаем на завершающем этапе занятия, продолжительность 5-7 минут:

сначала просто знакомимся со свойствами песка: пересыпаем его, закапываем свои ручки, роем ямки, строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия.

Такие игровые действия проводятся с целью диагностики и адаптации незрячего ребёнка к новым условиям.
Затем, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: “горячее – холодное”, “сухое – мокрое”, “твердое – мягкое”, “гладкое – острое”. Кинестетические ощущения развиваются во время движения.
Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и

Т.М. Грабенко в “Практикуме по креативной терапии”:
– поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
– выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
– “пройтись” ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
– создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
– “пройтись” по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими, и, наконец мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи они?
Можно “поиграть” на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

Песочницу можно использовать для нахождения определенной игрушки, закопанной среди прочих в песке (вариация игры “Волшебный мешочек”).
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

Мне неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, позволяет научить его моделировать и самому строить ситуацию, имея намерения, осуществлять ее в реальности.

В песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Песок – необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Содержание работы:

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики “ходят гулять” по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:

  • Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
  • Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира);
  • Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).

Структура игровой деятельности:

  1. Введение в тему игры (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
  2. Знакомство с правилами игр на песке;
  3. Формулировка темы игровой деятельности, инструкции к играм;
  4. Содержание игровой деятельности;
  5. Итог игры, ритуал выхода.

Структура игровой деятельности разработана с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач системы. Она рассчитана на детей разного возраста, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей.

Для успешной реализации поставленных задач, наши игровые действия предполагают тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, обуславливает его результативность.

Когда незрячие или слабовидящие дети начинают играть в песок, они чувствуют его притягательное, волшебное воздействие. Они сгребают песок руками, делают из него узоры. В отличие от песочницы, в которой ребёнок сидит или стоит на коленях, лоток с песком располагается на столе напротив ребёнка. Ограничивающая рамка даёт ребёнку чувство надёжности, во время работы он может встать, поменять положение. Под прозрачное дно можно положить разноцветную фольгу или рисунки детей.

С помощью специального инструмента можно быстро разровнять песок и начать игру заново. Это мотивирует детей побуждает их к экспериментам.

Нашим детям из группы “Особый ребёнок” очень нравятся игры с комплексом “Рисуем на песке”!

Приложение