Урок по теме "Обыкновенные дроби". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели:

  • Воспитательные – способствовать формированию ответственного отношения к учению, воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования и самоконтроля, организованность, ответственность.
  • Образовательные – познакомить с понятиями: обыкновенные дроби, числитель и знаменатель дроби, закрепить эти понятия на конкретных примерах, совершенствовать вычислительные навыки;
  • Развивающие – развивать внимание, логическое мышление и память, познавательный интерес.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, рисунок, карточки с заданиями творческой самостоятельной работы, желтые и красные фломастеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку; определение отсутствующих. Запись даты на доске и в рабочих тетрадях. (Тема и цель урока не сообщается.)

II. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Главная цель изучения математики в 5 классе, это повышение вычислительной культуры учащихся. Поэтому урок математики начинаю с устного счета. Устный счет не только помогает совершенствовать вычислительные навыки учащихся, но и активизирует мыслительную деятельность, концентрирует внимание учащихся, настраивает на продуктивную работу на протяжении всего урока.

Учитель: Итак, мы начинаем урок с устного счета. Пройдите в лабиринте от старта до финиша, при этом решая примеры на своем пути (слайд 2).
Самопроверка (один ученик называет ответы) (слайд3).

III. Изучение нового материала

Учитель: С какими числами мы с вами выполняли действия?

Ученик: с натуральными.

Учитель: А теперь представили себе, что мама отправляет вас в магазин и вам надо записать с помощью натуральных чисел набор продуктов: 2 кг картофеля, 3 пакета молока и пол буханки хлеба.

Ученик: пол буханки не записать с помощью натуральных чисел.

Учитель: Оказывается, еще в древности люди столкнулись с такой же проблемой. И если бы у нас была машина времени и мы оказались бы в Древнем Египте, пол буханки записали бы с помощью следующего значка  (слайд 4). А в Индии в 4 веке нашей эры (щелчок) пол буханки записывали следующим образом , где 2 показывает, что буханку нужно разрезать на 2 куска, а 1 говорит о том, что купить вам нужно только одну половинку. Таджикский ученый ал-Насави записал бы пол буханки вот так  (щелчок), где 0 говорит о том, что целых буханок вам покупать не нужно. А вот арабский ученый ал  –  Хассар в XII в.н.э.  придумал записывать пол буханки вот таким образом  (щелчок),  такая запись сохранилась по настоящее время. И называются такие числа – обыкновенные дроби. Это тема нашего сегодняшнего урока (слайд 5). Сообщение темы и цели урока, запись темы в рабочие тетради.

Учитель: Итак что же показывает число 1? (слайд 6)

Ученик: Сколько частей взяли

Учитель: Правильно, и называется – числитель дроби (щелчок). Что показывает число 2?

Ученик: На сколько частей разделили.

Учитель: Правильно, и называется – знаменатель дроби (щелчок). Черта, разделяющая эти числа, называется дробной чертой (щелчок). Лучше запомнить название чисел в дробях вам поможет стих и рисунок, который выполнила ученица 6 класса

IV. Закрепление и коррекция знаний

Учитель: У нас есть поговорка “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев есть аналогичная поговорка, которая гласит “попасть в дроби”, т.е. попасть в очень трудное положение. Поговорка эта напоминает нам о том времени, когда дроби считались самым трудным и самым запутанным разделом математики. А тот, кто
знал дроби, признавался настоящим мудрецом сведущим в математике. Ребята, а вы хотите стать мудрецами?

Учащиеся: Да.

Учитель: Тогда  я расскажу вам сейчас одну интересную историю, а вы мне будете в этом помогать. История называется «Мышки, сыр и дроби». Учитель рассказывает историю, а учащиеся называют дроби (слайды 7-23).

Учитель: Молодцы, вы отлично мне помогали. А теперь самостоятельная практическая работа. Начертите квадрат (слайд 24) и закрасьте в нем 1/4 часть, причем найдите как можно больше способов выполнить это задание.

Самопроверка (слайд 25).

Учитель: По рисунку (слайд 26) записать, какая часть круга закрашена красным цветом?

Ученик: 3/12

Учитель: Верно, а какой дробью еще можно записать эту часть круга?

Ученик: 1/4?

Учитель: Верно (щелчок).

Учитель: Ребята, посмотрите на рисунок на вашем столе (слайд 27). Поздней осенью, листья с деревьев опали, но на нашей веточке еще остались несколько листочков. Дорисуйте на ней желтые и красные листочки, если известно, что листья, которые остались составляют 1/3 тех, которые были на ветке(щелчок).

V. Итоги урока

VI. Информация о домашнем задании: № 884, 925, 934 (а), для увлеченных учащихся придумать и оформить стих о дробях или их составляющих.