Тема урока "Скорость. Время. Расстояние". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • ввести понятие скорости как новой единицы измерения;
  • установить зависимости между величинами – скорость, время, расстояние;
  • учить решать задачи на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения используя формулу движения;
  • повторить табличные и внетабличные случаи умножения и деления;
  • формировать вычислительные навыки, закрепить знание единиц времени и длины;
  • способствовать развитию логического мышления, внимания, речи, самостоятельности;
  • прививать интерес к физкультуре и спорту.  

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Аутотренинг.

- Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным, поэтому предлагаю вам настроиться на работу.

Начинаю работать
Буду внимателен
У меня все получится
Я выполню работу хорошо
Если мне будет трудно, попрошу помочь
Я доволен

- Все настроились?

- Если настроились - покажите внутреннюю часть ладошки, если нет - внешнюю.

III. Актуализация знаний.

- Сейчас мы с вами потренируемся, будем совершенствовать вычислительные умения, которые помогут нам быстро и четко выполнять задания на уроке.

- Ваша задача: фишками закрывать ответы на квадрате.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

- 1 множитель – 2, 2 множитель – 6, найди произведение?

- Уменьши 35 на 12

- Увеличь 9 в 3 раза

- По 6 взять 6 раз

- 9 увеличить в 5 раз

- Уменьшаемое 45, вычитаемое 11, чему равна разность?

- Делимое – 36, делитель – 2, частное?

- Обратите внимание на фигуру, которая должна получиться у вас, если вы, верно, выполнили задание.

- Образ, какой буквы напоминает полученная фигура? (V)

- Какую величину обозначает эта буква? (Скорость)

- Вот и наши герои из сказки «Три поросёнка». Наши друзья ведут здоровый образ жизни, учатся правильно питаться, занимаются конькобежным спортом.

- Друзья решили посоревноваться. Серый Волк объявил старт. Друзьям надо пробежать 200 метров. Ниф-Ниф прибежал к финишу через 2 минуты, Наф-Наф – за 4 минуты, а Нуф-Нуф - через 10 минут.

Проблемный вопрос:

- Почему так произошло? (Один быстрее двигался, а другой медленнее)

  • Да, они двигались с разной скоростью.
  • Где вы встречались с понятием “скорость”? (В машине спидометр измеряет скорость)
  • Как измерить скорость движущихся тел, у которых нет спидометра?
  • Назовите тему урока – Скорость.
  • Что будем учиться измерять на уроке?

IV. Постановка темы урока.

- Чтобы точнее сформулировать тему и цели урока, найдём опорные слова. Они необходимы для определения скорости. Для этого расположите данные единицы измерения в порядке возрастания.

- Какие единицы измерения у мальчиков? (Длины)

- У девочек? (Времени)

- Кто готов назвать их в порядке возрастания? (Ученики называют и выкладывают на наборное полотно.)

мм, см, дм, м, км
с, мин, ч, сут, мес

Расстояние – это промежуток между двумя пунктами, точками, между чем-нибудь. В чём измеряется расстояние? (В единицах длины).

Время – это продолжительность, длительность чего-нибудь. В чём измеряется время? (В единицах времени).

Проблемный вопрос:

  • А что называется скоростью?
  • В чём измеряется скорость движения?
  • Уточните тему нашего урока. (Скорость. Время. Расстояние.)
  • Чему будем учиться на уроке? (Ответы детей).

- Сегодня нам предстоит узнать, как скорость движения связана со временем движения и расстоянием, научиться решать задачи на нахождение скорости движения.

V. Открытие новых знаний.

- Что называют скоростью? Где найти ответ на наш вопрос? (В учебнике)

- Откройте учебник с. 1, найдите выделенное слово “скоростью”. Прочитаем определение скорости. (Скоростью называют расстояние, пройденное в единицу времени.)

- Так что же называют скоростью?

- Какими величинами будем пользоваться для определения скорости? (Расстоянием и временем)

- И в качестве единиц измерения скорости мы будем пользоваться и единицами длины и единицами времени.

- Обычно используют такие единицы скорости, как метр в секунду, метр в минуту, километр в час, а записывают так: м/с, м/мин, км/ч. Обратите внимание, что предлог “в” в математике заменили чёрточкой “ / ”.

- Прочитайте единицы скорости км/с м/мин км/ч м/с

- Из каких единиц измерения образуются названия единиц скорости? (Из единиц длины и единиц времени).

VI. Физкультминутка.

БЕГУН - БЕЖИТ,
ПЛОВЕЦ - ПЛЫВЕТ,
А ЛЕТЧИК ВОДИТ САМОЛЕТ.
ШОФЕР БАРАНКУ КРУТИТ ТАК,
А Я ПЕШКОМ ХОЖУ ВОТ ТАК!

VII. Работа с учебником.

- стр.2 №1

- стр.2 №2

- стр.3 №4

VIII. Самостоятельная работа.

- Давайте потренируемся в решении задач на нахождение скорости, выполняя работу самостоятельно (каждому ребёнку предлагается выполнить задание)

Движущиеся тела

Расстояние, S м

Время, t, мин

Скорость, V м/мин

Конькобежец

80 м

2 мин

 

Пловец

45 м

5 мин

 

Велосипедист

480 м

6 мин

 

IX. Повторение с включением новых знаний.

- Я приготовила вам игру. Нужны 3 ученика – это движущиеся модели: самолёт, машина, ракета. Ещё 3 ученика – это скорости движения: 800 км/ч; 90 км/ч; 6 км/с. Найдите пару, соотнесите, у кого из вас какая скорость движения?

(Самолёт – 800 км/ч; ракета – 6 км/с; машина – 90км/ч).

- Молодцы.

- Кто из них движется быстрее всех?

- У кого самая маленькая скорость движения?

- На каком виде транспорта меньше затратится времени на дорогу до Москвы?

- А о том, как находить время движения вы узнаете на следующем уроке.

X. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Наш урок подходит к концу. Чему учились на уроке?

  • Назовите формулу, которой будем пользоваться для определения скорости движения?
  • Где сможете применить новые знания?

- Давайте посмотрим, как мы работали, как вы оценили работу класса.

– А сейчас на «лестницу настроения» прикрепите свою звёздочку на ту ступеньку, которая соответствует вашим чувствам, настроению, состоянию вашей души, что были у вас на протяжении всего урока.