Средство композиции – цвет

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели  урока.

  • Образовательные:
    • познакомить с основными характеристики хроматических и ахроматических цветов, цветовым кругом, цветовыми сочетаниями;
    • научить подбирать различные цветовые сочетания к костюмам, имеющим разное назначение, стиль, предназначенных для разной возрастной группы.
  • Развивающие:
    • развивать способности, познавательный интерес. Развитие творческого мышления, воображения.
  • Воспитательные:
    • воспитывать эстетический вкус;
    • учить не испытывать затруднений при комплектации своего гардероба;
    • учить использовать принцип взаимозаменяемости вещей.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Дидактическая задача: подготовка учащихся  к началу урока.

II. Обучающая часть

Дидактическая задача: подготовка учащихся  к активному сознательному усвоению нового материала.

1. Сообщение темы

Цвет – многообразное и очень действенное средство композиции. Цвет придает костюму выразительность, эмоциональность восприятия которого зависит от того, в какой цветовой гамме костюм выполнен. Значение цвета для костюма трудно переоценить. Где форма проста, смена впечатлений достигается главным образом благодаря цвету. Цвет - неотъемлемый элемент формы костюма, выразительность восприятия которой зависит от того, в какой цветовой гамме выполнен костюм. С помощью цвета мы получаем дополнительную информацию о костюме: его функции, предназначенности для той или иной социальной группы.

Цвета делятся на две группы:

Ахроматические (бесцветные) – белый, черный, серый.
Хроматические (цветные)

Ахроматические цвета характеризуются только светлотой  (Рис.  1)

Рис.  1

Используя в композиции костюма ахроматические цвета, художник придает графичность силуэту и всему решению костюма. Таким приемом пользуются для создания элегантного городского костюма, костюма для небольших торжеств, когда хотят подчеркнуть новизну формы, пластику и гармонию линий. Цвет сознательно не даётся для того, чтобы был прочитан силуэт в целом, подчеркнута его выразительность. Композицию можно решить на контрасте тонов (черный + белый), а можно смягчить контраст путем введения среднего (серого) тона. (Рис.  2)

Рис.  2

Хроматические цвета характеризуются: 

а) цветовым тоном (Рис.  3)

Рис.  3

б) насыщенностью (Рис.  4)

Рис.  4

в) светлотой  (Рис.  5)

Рис.  5

По ассоциациям мы делим цвета на теплые и холодные.

2. Самостоятельная работа учащихся

Задание 1.

Начертите прямоугольник 20 на 4 и разбейте его на 5 частей.
Выполните светлотную характеристику любого ахроматического цвета.

Задание 2.

Начертите прямоугольник 20 на 4 и разбейте его на 5 частей.
Выполните характеристику насыщенности любого хроматического цвета.
Подведем итог.
– Что характеризует светлота
– Как вы думаете, а что характеризует насыщенность цветового тона

3. Сообщение темы (продолжение)

Известно, что не все сочетания цветов выглядят красиво. Цветовые сочетания как средства выражения в композиции костюма различных эмоций, настроений, имеют большое значение. Наиболее типичным является рассмотрение главных и промежуточных цветовых тонов в виде цветового круга как рабочей схемы.
Еще Леонардо да Винчи заметил, что основных, или главных цветов (реальных материализованных, а не физических цветов спектра) четыре: желтый, красный, синий, зеленый. Их выделяет как главные каждый человек не страдающий дефектами зрения. Эти цвета являются излюбленными в народном декоративном искусстве, в живописи примитивистов…
Цветовой круг с четырьмя главными цветами, как опорными точками достаточно легко может решить проблему цветовых сочетаний (Рис.  6).

Рис. 6

Четыре главных цвета образуют две пары дополнительных цветов. Лежащие на концах перпендикулярных  друг к  другу диаметров цветового круга, они образуют границы четвертей круга, по которому располагаются между ними все промежуточные цветовые тона (Рис.  7-8).

Рис.  7

Рис.  8

Рассмотрим существующие виды цветовых сочетаний.

Цветовые сочетания

Одноцветное сочетание (Рис.  9).
Сочетание, при котором цвета отличаются только степенью насыщенности цветового тона. Такие костюмы обладают предельной элегантностью и  подходят любому человеку.

Рис.  9

Родственное сочетание (Рис.  10).

Ими будут два любых цвета, расположенные в пределах основных четвертей цветового круга. Их объединяет один или два главных цвета, но они не содержат оттенков дополнительных цветов. Соседние главные цвета нельзя считать родственными, т.к. они не удовлетворяют этим требованиям. Имеется 4 вида родственных сочетаний цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые, зелено-желтые.

Рис.  10

Контрастное сочетание (Рис.  11).

Наибольший контраст образуют дополнительные чистые цвета: желтый – синий, красный – зеленый, а также дополнительные промежуточные цвета: желто-красные – сине-зеленые, красно-синие – желто-зеленые. Контрастные сочетания  наиболее яркие, эмоциональные, активные.  Умело составленные сочетания из контрастных цветов, красивы и оригинальны.

Рис.  11

Родственно-контрастное сочетание (Рис.  12).

Эти цвета расположены в соседних основных четвертях цветового круга. Их объединяет один главный цвет, и оно содержат примеси контрастных, т.е. дополнительных цветов. Различают 4 вида родственно - контрастных сочетаний:

  • желто-красные с желто-зелеными,
  • сине-красные с сине-зелеными,
  • желто-красные с красно- синими,
  • желто-зеленые с сине-зелеными.

одственно-контрастное сочетание активнее, наряднее родственных, но мягче, «деликатнее», чем контрастное.

Рис.  12

4. Самостоятельная работа учащихся

Выполнить 4 вида цветовых сочетаний.
Дать рекомендации по применению различных цветовых сочетаний в костюме в зависимости от стиля, назначения, возраста…
Наблюдение. В ходе работы давать советы по выполнению задания.

5. Сообщение темы (продолжение)

Зрительные иллюзии

Цвет также может создавать зрительные иллюзии. Умело используя их, можно скрыть некоторые дефекты фигуры.

Холодные цвета воспринимаются как отступающие, уходящие назад. Холодные цвета уменьшают фигуру (Рис.  13).

Рис.  13

Тёплые цвета обладают свойством приближаться, выступать вперёд. Тёплые цвета увеличивают фигуру (Рис.  14).

Рис.  14

Для увеличения длины фигуры тёмные детали должны располагаться в верхней, средней и нижней части костюма (Рис.  15).

Рис.  15

Для уменьшения длины фигуры темные детали располагаются в центре (Рис.  16).

Рис.  16

III. Заключительный этап

Подведение итогов работы.
а) демонстрация работ.
б) анализ допущенных ошибок, корректировка.
в) оценить выполненную  работу каждого учащегося.

Список литературы.

  1. Г. С. Горина. Моделирование формы одежды. Москва. «Легкая и пищевая промышленность» 1981.
  2. Л. В. Орлова. «Азбука моды». Москва. 1988.
  3. Р. И. Егорова, В. П. Монастырская. Учись шить. Москва. 1987.