Составление рассказа по серии картин с последовательно развивающимся действием "Как кошка сама себя стукнула"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:  развивать связную монологическую речь у детей.

Задачи:

  • упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;
  • закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
  • учить детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;
  • воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

– Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картинок. Мы уже составляли подобные рассказы, но сегодня мы начнём работу не обычным способом. Я вам не открою сразу все три картинки, а вначале открою вторую. Но прежде я  хочу, чтобы вы сами догадались, о ком мы будем составлять рассказ. Я вам загадаю загадки, а вы, отгадав их, узнаете о ком рассказ.

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит, дом сторожит.
Не говорит, не поёт,
А кто к хозяину идёт –
Она знать даёт. (Собака).

Острые ушки, на лапах подушки,
Усы – как щетинка, дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит. (Кошка)

– Догадались о ком мы будем составлять сегодня рассказ? (О кошке и собаке).

– Итак, я открываю вторую картинку из трёх (Приложение 2) Рассмотрите её внимательно и расскажите, что вы на ней видите? (Один ребёнок начинает рассказывать, другие дополняют).
– А теперь обратите внимание на кошку и собаку. Давайте опишем, какие они. Я с вами хочу поиграть в игру «Волшебная цепочка». Начнём рассматривать кошку. Я скажу предложение, а вы будете каждый раз его повторять, добавляя один признак, какая она. Но для начала скажите мне, на чём сидит кошка? (Ответы детей). – Она сидит на подоконнике.
– «На подоконнике я вижу кошку».  (Примерный результат: «На  подоконнике я вижу кошку белую, пушистую, красивую, изящную, взрослую, любопытную, хитрую и т.д.»).
Аналогично дети подбирают признаки собаке.
– «Возле дома лежит собака». (Примерный результат: «Возле дома лежит собака рыжая, большая, добрая, спокойная, лохматая и т.д.»).
– Попробуйте составить рассказ по данной картине. Используйте при рассказе слова, которые мы подобрали во время игры «Волшебная цепочка».  (Один ребёнок составляет рассказ).
– Как вы думаете, что было перед этим – в начале? (Варианты детей).
– Давайте откроем первую картинку и посмотрим, что происходило вначале (Приложение 1).  (Дети рассматривают картинку и составляют по ней рассказ. Один ребёнок составляет рассказ по двум картинкам).

Физкультминутка «Вот мы руки развели»

 Вот мы руки развели,  Руки разводим в стороны
 Словно удивились.
 И друг другу до земли
 В пояс поклонились!
 Наклонились, выпрямились,
 Наклонились, выпрямились
 Ниже дети, не ленитесь,
 Поклонитесь, встаньте, улыбнитесь!
 Наклоны вперед

 – Нам осталось предположить, чем закончилась эта история.  (Варианты детей).
– Я открываю последний сюжет нашей истории (Приложение 3). Кто мне расскажет, что происходит в конце истории? (Дети рассматривают третью картинку и составляют по ней рассказ.  Один ребёнок составляет рассказ по всем трём картинам).

Итог занятия

– Вы составили замечательный рассказ. Как бы вы его назвали? («Как кошка хотела скинуть горшок с цветком на собаку», «Не делай зла другим», «Твоё зло вернётся к тебе»)
– Автор, который придумал эту серию картин, назвал её «Как кошка сама себя стукнула».
– Эта история поучительная. Чему она учит? (Не делай зла другим, а то самому не поздоровится).