Воздухоплавание. 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (579,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 7.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лекция, с элементами дискуссии.

Цель урока: рассмотреть физические основы воздухоплавания и историю развития полетов.

Задачи:

Образовательные:

– закрепить у учащихся знания по теме: “Архимедова сила”;
– обосновать величины, от которых зависит выталкивающая сила;
– определить способы расчета Архимедовой силы на практике;

Развивающие:

– развить навыки и умения решения задач,
– расширить теоретические знания о воздухоплавании;
– развить внимание и память у учащихся;

Воспитательные:

– способствовать у обучающихся выработке самостоятельности, целеустремленности и настойчивости при преодолении ситуаций затруднения, формированию коммуникативной компетентности.

Оборудование: рычажные весы; набор грузов; воздушный шарик; сосуд со сжатым воздухом.

Демонстрации:

  1. Подъём мыльных пузырей, наполненных водородом.
  2. Презентация в программе PowerPoint.

Ход урока

I. Физическая минутка:

На доске: слева под номерами серия вопросов (общего характера для повторения); в центре “окно” (нарисованный квадрат) с помещенной какой-либо буквой; справа столбиком ряд цифр, около которых написаны ответы.

Задание: за 3-4 минуты дайте ответы на вопросы, написанные слева, причем так, чтобы они начинались на указанную в “окне” букву.

Выбрана буква “М”. Ниже приведены вопросы и ответы.

1) Физическая величина.
2) Ученый
3) Физическое тело.
4) Вещество.
5) Природное явление.
6) Прибор.
7) Раздел физики.
8) Единица измерения.
9) Профессия, имеющая отношение к физике.

Выводы:

Ответы учеников разнообразны:

1) Физическая величина – Масса;
2) Ученый – Максвелл;
3) Физическое тело – Маятник;
4) Вещество – Медь;
5) Природное явление – Молния;
6) Прибор – Метроном;
7) Раздел физики – Механика;
8) Единица измерения – Метр;
9) Профессия, имеющая отношение к физике – Музыкант.

II. Демонстрация опыта

1. Изложение нового материала начинается с демонстрации опыта – плавание тел различной плотности. (Учебник 7 класс, Перышкин А.В. стр. 121).

2. Демонстрация с поднятием вверх мыльного пузыря.

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с показа презентации (слайды №1, 2, 3, 4).

Подъемную силу шара можно найти по известной уже формуле (слайд №5,6).

FА = жgh (1)

Если эта сила станет больше силы тяжести, действующей на тело, то оно поднимается, оторвавшись от земли. На этом основан принцип воздухоплавания.

Летательные аппараты, которые реализуют этот принцип, называются аэростатами. Они бывают управляемые, неуправляемые и привязные (слайд №7).

Неуправляемые аэростаты свободно перемещаются по воздуху и имеют форму шара. Это воздушные шары.

Управляемые аэростаты – дирижабли, имеют двигатель и воздушные винты. Они могут перемещаться по заданному маршруту (слайд №8).

Привязные аэростаты при помощи троса фиксируются над заданной точкой земной поверхности (слайд №9)

Согласно формуле (1) аэростат будет подниматься вверх, если плотность воздуха или газа внутри него меньше плотности воздуха за оболочкой.

Говоря о подъемной силе воздушного шара, понимают разность между архимедовой силой, действующей на шар и силой тяжести шара с газом:

Fп = FА – Fт (2)

или

FА = (вг) gVш (3)

где в – плотность воздуха в атмосфере;

г – плотность газа внутри шара.

Ясно, что чем меньше плотность газа внутри шара, тем больше подъёмная сила. Лучшими в этом смысле являются водород и гелий – самые легкие газы.

В XIX и начале XX веков воздушные шары использовали лишь в развлекательных целях. Затем стали использовать для изучения свойств атмосферы, для транспортировки грузов.

Есть специальные воздушные шары, которые могут подниматься на высоту до 30 километров. Они называются стратостатами. Именно в них в 30-е годы XX века русские исследователи покорили этот рубеж высоты. (Слайды № 10,11,12,13)

Заключительная часть урока

А знаете ли вы что…..

– Наполнение первых воздушных шаров нагретым воздухом осуществили братья Монгольфье (Франция, XVIII век);
– Основной недостаток воздушных шаров – их неуправляемость;

Домашнее задание § 52, составьте краткий конспект основных сведений из истории воздухоплавания:

– проблемы построения дирижаблей;
– условия подъема воздушного шара, его спуска и равновесия (зависания в воздухе на одной высоте);
– подъем на воздушном шаре некоторых грузов: оболочки шара, кабины, людей и приборов.