Открытки из "гор" и "долин"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 4, 5, 6

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, объемная открытка , гофрировка бумаги, объемная гофрировка , формы ваз , искусство Китая


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Возраст детей: 8-12 лет

Цели:

  • знакомство с искусством Китая
  • продолжение изучения свойств бумаги и способов изготовления объёмных предметов
  • развитие ручной умелости
  • развитие творческого воображения
  • воспитание художественного вкуса
  • воспитание толерантности
  • эстетическое воспитание
  • содействие развитию навыков создания полезных и красивых вещей

Оборудование и пособия для учителя:

  • Терминологический словарь /Т.С./
  • Плакат «Изготовление бумаги в Китае» 2 в н.э.
  • Репродукции картин китайских художников
  • Изображения ваз различных форм
  • Бумажный веер
  • Вазы из гофрированной бумаги и их изображения
  • Плакат «Упражнения». Объёмные формы из гофрированной бумаги
  • Технология выполнения ваз и цветов из гофрированной бумаги
  • Ножницы, клей, бумага/плотная и тонкая, затонированная на предыдущих уроках/
  • Магнитофон. Кассета с записью «Китайского танца»из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Для учащихся: «Писчая» бумага, ножницы, клей, линейка, простой карандаш, гелевые ручки, блестки.

Экспозиция на доске

  1. Терминологический словарь.
  2. Плакат « Изготовление бумаги в Китае ».
  3. Репродукции картин китайских художников.
  4. Изображение ваз различных форм.
  5. Бумажный веер.
  6. Изображение ваз из гофрированной бумаги.
  7. Плакат «Упражнения. Объемные формы из гофрированной бумаги».
  8. Технология выполнения ваз и цветов из гофрированной бумаги.

Литература, использованная при подготовке урока.

  1. Коптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового востока: Очерки. – М.: дет. лит., 1989.
  2. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М. – АХ СССР.–1962.
  3. Кочетова С.М. Фарфор и бумага в искусстве Китая.: Л–М.: АН СССР.–1956.
  4. Докучаева Н. «Мастерим бумажный мир. Школа волшебства.» – Спб.: ТО «Диамант», ЗАО «Валери Спб», 1997.
  5. Арапова Т.Б. Китайский фарфор в собрании Эрмитажа. Конец ХIV–пер. треть ХVIII в. Каталог. Ленинград – «Аврора», 1977.
  6. Древние цивилизации. С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев и др.: Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М. Мысль, 1989.
  7. Афонькины С.Ю. и Е.Ю. Всё об оригами. Спб.: ООО «СЗКЭО» Кристалл» 2006.
  8. Черныш И.В. Удивительная бумага. – М.: АСТ-Пресс, 1998.

План.

  1. Организационный момент. 1 м
  2. Сообщение темы и целей урока. 2 м
  3. Изложение нового материала. 8 м
    – Беседа о Китае, стране впервые создавшей бумагу и фарфор.
    – Постановка проблемы – как «спрятать» изображение?
  4. Обсуждение технологии выполнения открытки. 7 м
    – Выполнение упражнений
    – Демонстрация вариантов получения объемов с помощью гофрированной бумаги.
    – Беседа о подборе цвета: фона и задуманных предметов.
  5. Самостоятельная работа. 24 м
  6. Подведение итогов. 2 м
  7. Организационный конец занятия. 1 м

Ход урока

После сообщения темы и целей урока учитель демонстрирует несколько видов бумаги – писчую, тетрадную, для рисования и черчения, цветную, обойную, фантики от конфет, газетную и др.

Вопрос: Как всё это можно назвать?

Предполагаемый ответ: Это бумага.

Вопрос: А кто знает, сколько видов бумаги существует в мире?

Предполагаемый ответ: Более шестисот.

Вопрос: Сама по себе в природе бумага не существует, как трава или птицы. Значит, её кто-то изобрел? Кто же, когда, из чего?

Предполагаемый ответ: Бумагу впервые получили в Китае /Т.С./ во II в. н.э. ПО сведениям, дошедшим до нас из старых китайских исторических книг, в 105 г. н.э. некто Цай Лун подал императору прошение, в котором он предлагал изготовлять бумагу из коры дерева, пеньки, шелковых тряпок и рыболовных сетей. Однако по другим данным эта дата может быть смещена к I в. до н.э., когда бумагу получали из коконов шелкопряда, правда, это была очень дорогая бумага.

На средневековых китайских рисунках /на доску/ изображен процесс производства бумаги из бамбука.

Вопрос: Что мы видим?

Предполагаемый ответ: Сырьё тщательно промывалось, вымачивалось и варилось с золой и известью, затем вновь промывалось, после чего его измельчали. Для этого применялись деревянные молотки и ручные ступы. Получалась кашицеобразная масса. Её разбавляли водой и, зачерпнув «формой»- деревянной рамкой с натянутой на неё частой сеткой из проволоки или из волокон бамбука, распределяли массу по сетке равномерно и гладко. Для чего рамку потряхивали. На рамке, таким образом формировался будущий лист бумаги. Готовый лист отжимали между сукнами и сушили.

Вопрос: А для чего применяли бумагу?

Предполагаемый ответ: Вначале для ведения всевозможной документации. А в VII-IXвв.в Китае было изобретено книгопечатание с деревянных досок, тогда же появились и первые гравюры. С одной доски в день делалось до 1000 отпечатков.

Бумажные деньги (ассигнации), заменявшие бронзовые деньги и слитки серебра изготовляли уже с X в. (тогда как в Западной Европе с XVIII века).

Около 725 г. в Китае была выпущена первая в мире отпечатанная на бумаге газета «Вестник» и выпускалась вплоть до 1911 года. В 952-953 гг. в провинции Сычуань было выпущено 130-томное издание классических сочинений. До 18 века Китай удерживал первое место в мире по количеству изданий и тиражей. Тогда как в Европе книгопечатание было изобретено в 1400 г.

И конечно же бумага применялась в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве.

Учитель демонстрирует репродукции картин средневековых китайских художников.

Ся Гуй. Пейзаж. XII-XIII вв.

Ма Юань. «Утки под скалой». XII-XIIIвв.

Сюй Даонин. «Ловля рыбы в горном потоке». II в.

Ван Вэй. «Просвет после снегопада в горах у реки» VIII в.

Вопрос: Что мы видим?

Предполагаемый ответ: Видим горы, скалы, потоки воды, деревья, снега, туманы, уток, водопады, дома, мостик, людей. Мы видим простор, воздух, чувствуем настроение художника, любуемся природой.

Вопрос: Можно ли определить, к какому жанру относятся картины?

Предполагаемый ответ: Это пейзажи. В Китае жанр пейзажа называется «Шань-Шуй», т.е. «горы-воды» /Т.С./

Вопрос: А подумайте, в чём разница между горами и водами?

Предполагаемый ответ. Горы тверды и высоки, на них можно взобраться. Воды текучи, они стекаются в низины, в долины, в них можно съехать, например, с берега или с горы.

Вопрос: Давайте перегнём два листочка пополам. Как изобразить гору, а как долину? То есть, горы и воды – это противоположности, как верх и низ, как день и ночь, как да и нет?

Предполагаемый ответ: Конечно. В самом названии жанра «горы-воды» воплотилось мироощущение древних китайцев, их взгляд на окружающий мир., то есть, мировоззрение – философия /Т.С./

В китайской «Книге перемен», написанной в середине I тысячелетия до н.э. развита мысль о движении как неотъемлемом свойстве объективного мира и названа первооснова этого движения – некая двойственная сущность, порождающая противоположные субстанции – ян и инь /Т.С./.

Есть только вечно текущий процесс, поймать и остановить который невозможно. Известно знаменитое высказывание «В мире постоянны только перемены».

В древности гора олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы – «ян», а вода связывалась с темными, мягкими и пассивными силами – «инь».

Есть мнение, что китайские пейзажи очень поэтичны, а стихи – живописны. В Китае умение сочинять стихи, знание живописи считалось обязательным для всякого образованного человека. Так Ван Вэй, занимавший высокий пост при дворе императора, кроме этого был ещё и художником и блестящим поэтом.

Три дня и три ночи мела метель –
Бело от снежных холмов.
Мне старого друга нечего ждать –
Метель пути замела…

А вот стихи знаменитого поэта Ли Бо в переводе Анны Ахматовой.

За сизой дымкою в дали
Горит закат,
Гляжу на горные хребты,
На водопад,
Летит он с облачных высот
Сквозь горный лес –
И кажется: то млечный Путь
Упал с небес.

Древний китайский философ Конфуций утверждал, что искусство должно возвышать людей, подчеркивать достоинство и благородство.

Вопрос: А где хранили картины?

Предполагаемый ответ: Картины не были постоянным украшением жилища, хранились в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ: Потому что привычное перестаёт удивлять и радовать, его перестают замечать, а картины позволяли человеку испытывать возвышенные благородные чувства, любовь к родине. Поэтому их хранили как драгоценность.

Вопрос: Какое изобретение позволило китайскому искусству подняться на ещё большую высоту?

Предполагаемый ответ: Изобретение фарфора /Т.С./ в IХ веке н.э.

Историки искусства выделяют пять периодов развития китайского фарфора: Сун (960-1279); Юань (1279-1368); Мин (1368-1644); Канси (ХVII век); ЮНЧЖЕН (1723-1735).

Китайский фарфор ценился на вес золота. В Европе его получили лишь в ХVIII веке.

Учитель вывешивает на доску несколько изображений фарфоровых ваз, и обращает внимание на изображение веера в руке женщины. Веер выполнен из гофрированной бумаги, он легко складывается. Учитель демонстрирует подобный веер, а также изготовленные им предметы из гофрированной бумаги, изображения подобных предметов.

Вопрос: Что можно сказать о форме китайских ваз?

Предполагаемый ответ: Мы видим две самые распространенные формы: Мэйпинь /Т.С./, напоминающие по форме сливу (мэй). Эти вазы слегка вытянуты, широкоплечи с низким цилиндрическим горлом. И Гуань /Т.С./ – с шаровидным, суживающимся к низу туловом и низким широким горлом.

Существовали ещё бутыли с грушевидным туловом, ритуальные сосуды, по форме напоминающие сосуды из древней бронзы, и некие другие формы (на доску).

Вопрос: Что ещё кроме формы можно заметить, рассматривая вазы?

Предполагаемый ответ: Цвет ваз и росписи на некоторых из них.

Цвета фарфоровых ваз периода Сун отличались простотой, нежностью и спокойствием однотонных оттенков. Простота, а часто и кажущаяся небрежность, затеки краски, не покрытый глазурью край, трещинки – краклэ /Т.С./ на поверхности сосуда – являлись результатом глубокой продуманности, огромного опыта и технического мастерства. Сунские мастера – керамисты были такими же поэтами, такими же тонкими знатоками природы, как и живописцы.

Серо-голубые, серо-зелёные, красно-лиловые вазы зачастую покрыты изящной тонкой сетью трещин (на доску).

Сунских мастеров привлекает не строгая симметрия рисунка, а красота перелива нежных тонов, естественность, особая непринужденность, свобода и смелость мерцающего и динамического колорита поверхности.

Очень часто сосуды белоснежны, легки и стройны.

На вазах Юаньского периода делались росписи кобальтовыми красками, иногда фиолетовыми, встречаются сосуды с преобладанием красных оттенков.

Фарфор Минского периода пятицветный – использовались красные, лиловые, желтые, синие и черные краски.

В период Канси цвета были связаны со стремлением имитировать нефрит и другие полудрагоценные камни.

Среди глазурей отмечают

  • зелёную «цвета яблока»,
  • красную – как «жертвенная кровь»,
  • желтую – «цвета кожи жёлтой рыбы»,
  • бирюзовую,
  • желтоватую – цвета «луны».

Вопрос: Давайте посмотрим, что изображали на вазах?

Предполагаемый ответ: Растения, животных, подводный мир, пейзажи, бытовые сценки…

Часто изображения носили символический характер.

Например, слон и лошадь являлись символами силы, энергии, быстроты и настойчивости.

Рыба олицетворяла успехи в служебных делах и достаток. (Две рыбки, плывущие вниз, означали единство и гармонию; рыбка, плывущая вверх – успех в учении и работе).

Журавль символизировал долголетие.

Бабочка – радость.

Дракон – власть императора.

Растения тоже являлись символами:

  • сосна – долголетия,
  • бамбук – стойкости и благородства,
  • лотос – чистоты,
  • пион – богатства и знатности, слива (мэй) – весны, Нового Года, обновления.

Для фона часто использовали узор краклэ, в виде «тающих льдинок».

Вопрос: А что напоминает этот узор? Можно ли его симитировать?

Предполагаемый ответ: Когда мы тонировали бумагу с помощью полиэтиленовой пленки, узор получался очень похожим на краклэ и «тающие льдинки".

Тренируясь, мы сделали много такой бумаги разных оттенков, поэтому теперь можем ею воспользоваться.

Вопрос: Весной, то есть к китайскому Новому Году зацветает слива.

Как Вы думаете, для чего использовались вазы мэйпинь?

Предполагаемый ответ: С конца ХVII века вазы и блюда, украшенные изображением веток сливы мэйхуа, использовались во время новогодних торжеств. В них приносили подарки. Вазами формы мэйпинь украшали жилища.

Вопрос: Итак, что необходимо учесть при изготовлении открытки в соответствии со старинными китайскими традициями?

Предполагаемый ответ: При изготовлении открытки можно использовать бумагу, окрашенную в нежно голубые, зеленоватые, розовые, фиолетовые тона, с помощью полиэтиленовой пленки. Это даст возможность имитировать трещинки на поверхности, например, ваз, а на фоне самой открытки создать узор в виде «тающих льдинок».

Необходимо учесть формы древнекитайских сосудов – мэйпинь и гуань.

Новый Год в Китае наступает весной, значит на этой открытке можно изобразить цветок в вазе. Это будет означать пожелание, например, долголетия, чистоты помыслов, процветания, богатства.

Такие открытки можно делать не только к Новому Году, но и к 8 Марта, к Дню Учителя, к Дню Рождения.

И, наконец, изображение надо «спрятать».

Вопрос: Каким образом?

Предполагаемый ответ: Открытку надо сделать симметричной, и тогда сгофрированное изображение можно будет убрать, сложив открытку пополам, как веер.

Вопрос: А как бы отразить в открытке философские понятия ИНЬ и ЯН, противоположности, которые движут мир?

Предполагаемый ответ: Во-первых, само гофрирование уже содержит противоположности – «горы» и «долины», или «горы-воды», как в китайском пейзаже.

А во-вторых, можно использовать бумагу холодных и теплых оттенков.

Учитель предлагает выполнить несколько упражнений с бумагой, и вывешивает плакат с описанием этапов выполнения упражнений на доску. Желающие могут взять описание этапов выполнения упражнений на парту.

Учитель раздает учащимся прямоугольники из писчей бумаги формата 7 см.х10 см (для выполнения упражнений).

Вопрос: Если предстоит непростая работа, что надо сделать, прежде чем её начать?

Предполагаемый ответ: Составить план или разработать технологию, порядок действий.

Ученики при поддержке учителя составляют четкий план, в конце чего технология вывешивается на доску.

Продемонстрировать то, что открытка старинная, можно с помощью оформления её углов. Края старинных документов обычно изнашиваются быстрее.

Помимо этого на доску вывешивается плакат «Изготовление ваз методом гофрировки».

Вопрос: К какой группе геометрических тел следует отнести вазу?

Предполагаемый ответ: Ваза – это геометрическое тело вращения. С помощью сгибов гофрированной полоски бумаги создаётся образующая боковой поверхности, которая после сгибания «гор» и «долин» позволит получить боковую поверхность «вазы».

Учитель вывешивает на доску репродукцию картины Шоупина «Пион», объявляет, что «цветы» делаются аналогично вазам; раздаёт ранее затонированную с помощью полиэтиленовой пленки бумагу; включает магнитофон.

Дети приступают к самостоятельной работе.

По мере выполнения открыток, они выставляются на столе.

Подводя итог урока, учитель может сделать резюме:

Сегодня вы познакомились с искусством средневекового Китая, полюбовались поэтичными произведениями художников, научились гофрировать бумагу, делать красивые открытки в соответствии с китайской философией.

Оказывается, чтобы узнать другой народ, надо изучить его искусство. Потому что искусство – это универсальный язык, понятный всем народам мира.

Покидая кабинет, ребята делают пометку на заранее вывешенном графике.