Т.Пономарева. "Лето в чайнике". А.Куинджи. "Лунная ночь на Днепре"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: создать условия для сопоставления произведений, побуждать детей перечитывать, просматривать тексты по разным основаниям, развивать речь учащихся, учить детей обнаруживать красоту природы и искусства, воспитывать любовь к природе, сознание того, что настоящие ценители природы – счастливые люди.

Оборудование: учебники, репродукция, лупы, рамочки, полоски белой бумаги, презентация

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

- Начнём урок с разговора о домашнем произведении. Вам понравился текст «Прогноз погоды»? Чем пользовались при чтении? (толковым словарём)

- Вы узнали бабушку?

- По построению это рассказ, сказка или небылица? (рассказ, т. к. события происходят как в обычной жизни)

- Снеговики обычно разговаривают? (выдуманный случай для того, чтобы лучше понять характер бабушки)

- Как называется приём в случае со снеговиком? (олицетворение)

- Что можете сказать о характере бабушки? (добрая, замечательная, необыкновенная, всем помогает, сила её доброты так велика, что способна творить чудеса)

- А на вашу бабушку чем-то похожа? (готовит, вяжет, тоже добрая, замечательная)

- Есть ли что-то общее у автора Т. Пономарёвой с бабушкой из рассказа? (обе наблюдательные, обладают богатой фантазией, развитым воображением, они умеют любоваться простыми вещами)

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Целеполагание.

- Я обещала показать вам фотографию Т. Пономарёвой. Согласитесь, такое приятное лицо, открытый взгляд могут быть только у очень доброго человека.

(слайд 1)

- Вспомните, как называется сборник её произведений? («Укротители макарон»)

(слайд 2)

- Хотите встретиться с героями ещё одного из её произведений?

- Страницы 144-147 просмотрите, определите цели.

(слайд 3)

(научиться хорошо читать, быть наблюдательным, попробуем выяснить, что переживает художник, выскажем своё мнение, учиться любоваться простыми вещами)

- Почему так решили? (глава называется «Учимся любить)

- Предположите по названию, о чём пойдёт речь?

4. Работа над новым материалом.

Художественное восприятие произведения. Чтение текста «Лето в чайнике»

- Поделитесь впечатлениями. Познакомьтесь с мнением Маши Ивановой. Что она имела в виду? (дедушка тоже добрый, заботливый)

- Да, он относится к маленькому насекомому, как к равному себе. (Не будем тревожить!)

- Только ли бабушка с дедушкой такие? Зачитай. Вывод: («У них вся семья такая!»)

- Что могло бы произойти, если бы божья коровка попала не к таким хорошим людям? (могли выбросить, залить кипятком)

Художественный анализ произведения.

Чтение рассказа самими учащимися.

- Выбери отрывок из текста, который можно соотнести с этим кадром.

(слайд 4)

- Какие догадки были высказаны о том, почему божья коровка оказалась в чайнике? (может они родственники или это специальный чайник для зимовки, может старые приятели)

Художественное творчество детей.

- Какая у вас версия на этот счёт?

- Почему рассказ назван «Лето в чайнике»? (божья коровка – знак лета)

(слайд 5)

- Попробуйте ответить на вопрос. (Божья коровка – кусочек лета, им восхищаются, за него волнуются. Это основное переживание.)

- Почему в разделе «Учимся любить»? Что значит любить?

- Только ли в рассказе мы это увидим? (на картине художника)

(слайд 6)

- Мы рассмотрим репродукцию легендарной картины «Лунная ночь на Днепре». Перед уроком я просила найти на карте Днепр. Что скажете? (Днепр – река, протекающая в европейской части России).

- Написал эту картину российский художник Архип Куинджи более 100 лет назад.

(слайд 7)

Работа по учебнику, Музейный Дом.

- Что перед нами? (Пейзаж, т. к. изображены предметы живой и неживой природы. Ночь в природе.)

Динамическая минутка.

- Положите голову на стол, закройте глаза. Вспомните картину. Выпрямите спину, опустите руки вниз.

- Какого цвета небо? (зелёно-синее)

-Река? (жёлто-зелёная)

- Откройте глаза, возьмите лупу. Опишите небо. (Синее, тёмное, покрыто лёгкими облаками, в вышине они чуть разошлись и в образовавшееся окно глянула луна).

- Вам не кажется , что всё небо светится?

- Какой приём использует художник? (контраст цвета, синее небо оттеняет серебристая луна)

-Как выглядит река? (От света луны она золотисто-зелёная, в центре совсем белая, ровная, гладкая, блестящая, напоминает металл).

- Сейчас мы с вами проведём небольшие эксперименты.

А) Закройте изображение реки полоской бумаги. Что заметили? (Стало темно. Пейзаж преобразился.) Уберите полоску. (Вновь светло, пронзительно красиво!)

- Это самый яркий контраст чего? (света и темноты)

Б) Теперь закройте, а потом откройте изображение луны.

- Как меняется освещение? (Луна – главный источник света, благодаря ей светятся воды Днепра. Без луны пейзаж не такой торжественный).

В) С помощью рамочки выделите фрагменты:

«На небе луна» (природа не спит)

«На берегу» (всё погрузилось в сон)

- Это ещё один контраст, но он как бы скрытый.

Вот выплыла луна
И самый мелкий кустик
На праздник приглашён.

- Кто помнит эти строки? (хокку Иссё)

- Куинджи – настоящий мастер. В чём его главное переживание? (восхищение красотой природы).

- Какое желание возникло у Миши?

Слушание музыки.«Лунный свет» Клод Дебюсси.                                                                              

5. Подведение итогов.

Стр. 146. –С кем вы согласны?

(слайд 8)

6. Рефлексия.

Отношение к окружающему, красоту, любовь можно выразить по разному. Словом, красками, поступком, музыкой. Если мы это поняли, почувствовали, значит мы – счастливые люди!

7. Домашнее задание.

(По желанию письмо в клуб о сегодняшней встрече).