Население Московской области, трудовые ресурсы

Разделы: География


Цели урока: повторить и обобщить знания и умения, полученные на предыдущих уроках по теме: “Рынок труда и занятость населения России”; сформировать понятие “трудовые ресурсы”, рассмотреть факторы, определяющие качества современных работников в условиях рынка, воспитать ценностное отношение к способам повышения уровня образования и профессиональной подготовки.

Тип урока: повторно-обобщающий с элементами деловой игры.

Оборудование: политико-административная карта России; ножницы, красный и желтый карандаши, клей по числу участников; шаблоны формочек печенья и состав продуктов, входящие в изделие (изготавливаются организатором игры заранее); бланки анкет для учеников, ставших на биржу труда; призы для победителей; таблица “Результаты изготовления печень” (рисуется на доске до начала игры).

Ход урока

 1. Организационная часть:

а) тема, цели и задачи урока;
б) план проведения урока.

2. Основная часть:

Повторение и обобщение знаний учащихся по теме: “Рынок труда и занятость населения России”.

Пройдет семь месяцев и вам необходимо будет принять решение и дать ответ на такие вопросы как: “Где вы будете дальше обучаться? Какой вид профессиональной деятельности осваивать? Останетесь ли вы в школе или будете получать новые знания и умения в других учебных заведениях, подготавливая себя к профессиональной деятельности? Или уже будете предлагать свои услуги на рынке труда?

Выбор профессии одна из нелегких задач.

Работа хороша,
Когда в ней
Ум, сила и душа.
(Народная мудрость.)

Вопросы и задания:

а) Что такое рынок труда?
(Это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложения (со стороны трудоспособного населения).)

б) Как на рынке труда по-другому называется трудоспособное население?
(Трудовые ресурсы.)

в) Что такое трудовые ресурсы?
(Население способное работать в народном хозяйстве.)

г) Какой возраст населения считается трудоспособным?
(Мужчины в возрасте от 16 до 59 лет, а женщины от 16 до 54 лет.)

д) Кто называется экономически активным населением?
(Занятое население (работающие в народном хозяйстве) и безработные (активно ищущие работу и готовых к труду).)

е) Как определяется цена рабочей силы?
(Соотношением спроса и предложения.)

ж) Если цена рабочей силы низкая, то возникает дефицит работников. Что такое дефицит работников?
 (Спрос выше предложения.)

з) А если наоборот, предложение выше спроса, то, что возникает?
(Безработица.)

и) От чего зависит безработица в России?
(Во-первых, от демографической ситуации и, во-вторых, от структуры хозяйства.)

к) Поему районы с высоким естественным приростом населения имеют и высокий уровень безработицы?
(Главная причина в том, что каждый год большие контингенты молодежи входят в трудоспособный возраст (а “выходят” из него на пенсию гораздо меньшее число людей). Народное хозяйство этих районов, как правило, не очень развито: больший удельный вес занимает сельское хозяйство, уровень урбанизированности ниже среднероссийского. Поэтому скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудоспособного населения.)

л) Перечислите и покажите на карте районы с высоким естественным приростом и высоким уровнем безработицы.
( Северо-Кавказский район (Республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская).

На примере деловой игры мы рассмотрим факторы, определяющие качества работников и требования которые предъявляются к работнику в условиях рынка.

Деловая игра.

Введение в игровую ситуацию: все ученики класса играют роль наемных рабочих, учитель выступает в роли организатора производства.

Учитель в роли предпринимателя создает кондитерский цех по выпечке печенья. Затем раздаются шаблоны формочек печенья и продуктов, из которых изготавливаются изделия. Ученики в роли наемных рабочих должны в результате работы получить как можно больше вырезанных, аккуратно разукрашенных печений с приклеенным шаблоном на обороте, который определяет состав продуктов, из которых изготовлено изделие.

1-й Этап.

Каждый ученик строго индивидуально в течение 5 минут изготавливает печенье. Для ускорения процесса изготовления, повышения заинтересованности в “производстве” объявляется приз за наибольшее количество качественно изготовленных изделий.

По истечении отведенного времени определяют победителя и награждают его.

Итоги этого этапа заносятся в таблицу.

Этапы производства Число изготовленных изделий Число качественно изготовленных изделий
1-й Этап
2-й Этап

2-й Этап.

Если ученик уложился в отведенное на производство время, то следует переходить к более сложному приему, главное отличие которого состоит в том, чтобы “обучить” рабочих разделению труда: один ученик вырезает формы изделия, второй и третий разукрашивают сердцевину и основу изделия, четвертый приклеивает состав продуктов, из которых изготавливаются изделия. Класс делится на равные группы. Те ученики, у которых была на первом этапе самая низкая производительность труда, не принимают участие во втором этапе, а “встают” на биржу труда и заполняют заранее приготовленные организатором игры анкету.

Интенсивность игровых действий обеспечивается наличием призов для работающих с максимальной эффективностью. Как и на первом этапе, производственные показатели предприятия записываются в таблицу.

Подведение итогов.

На втором этапе должно произойти повышение, как количества, так и качества произведенной продукции.

Обсуждение результатов.

Вопросы для обсуждения Правильные ответы учащихся
1. Какими свойствами обладали рабочие на 1 этапе игры? Они были способны к труду, т.е. имели силы, здоровье и желание работать.
2. Какие качественные изменения в труде произошли на 2 этапе? Работники приобрели навыки необходимые в труде.
3. Как изменилось качество и количество производимой продукции на втором этапе? Увеличился выпуск качественной продукции.
4. Какими качествами должны обладать люди, чтобы активно и эффективно трудиться на производстве? Люди должны иметь способность к труду (силы и здоровье), находиться в трудоспособном возрасте, а также обладать определенными знаниями и умениями.
5. Что на ваш взгляд, лучше: жить на пособие по безработице или заниматься непристижной работой? Где же выход? Современный работник должен уметь приобретать новые знания и умения, т.е. заниматься самообразованием. А лучший способ – это стараться самому овладеть как можно большим числом знаний и умений, осваивать новые профессии и виды занятий.

Домашнее задание: Ответить на вопросы теста.

Ответив на следующие вопросы, вы можете определить, какой тип профессий предпочитаете. Нравится ли вам занятие, о котором говорится в левой части вопроса (колонка А), или нет? Долго раздумывать не надо, лучше полагаться на первое непосредственное чувство. Если скорее нравится, чем не нравится, поставьте в нужной клетке таблицы № 1 знак “+”. Если определенно нравится – “++”, очень нравится – “+++”. Если скорее не нравится, чем нравится – “–”, если определенно не нравится – “– –”, очень не нравится – “– – –”.

Так же надо поступить и со второй половиной вопроса (колонка Б). Не забудьте, что одну из половин нужно обязательно предпочесть. Затем подсчитайте в каждом столбце таблицы суммы плюсов и минусов. Наибольшая сумма укажет на предпочтительную для вас группу профессий.

А Б
1. Ухаживать за животными. Обслуживать машины, приборы.
2. Лечить больных. Работать на компьютере.
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов. Следить за состоянием, развитием растений.
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл). Рекламировать, продавать товары.
5. Обсуждать научно– популярные передачи, статьи. Обсуждать спектакли, фильмы, концерты.
6. Выращивать животных. Помогать товарищам в учебе, в игре.
7. Настраивать и играть на музыкальном инструменте. Управлять машиной.
8. Давать людям информацию (на экскурсии, в походе). Рисовать газеты, оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов.
9. Ремонтировать вещи, изделия. Искать и исправлять ошибки в текстах
10. Купать, расчесывать и ухаживать за своим питомцем. Выполнять вычисления и расчеты.
11. Подкармливать, пересаживать и ухаживать за растениями. Играть в конструктор, собирать “ЛЕГО”.
12. Разбирать споры между сверстниками, убеждать, разъяснять. Чертить чертежи, схемы.
13. Наблюдать за работой художественной самодеятельности. Рассматривать клетки в микроскоп.
14. Покупать с родителями бытовые электроприборы (блендер, шуруповерт и др.), интересоваться их применением. Оказывать людям медицинскую помощь.
15. Составлять таблицы с определенной информацией. Художественно описывать события.
16. Сушить гербарии и делать экибану. Покупать лекарства и интересоваться их применением.
17. Красить стены, расписывать изделия, рисовать. Устранять простые неполадки в технике, помогать отцу, ремонтировать машину.
18. Организовывать чаепития, приглашать гостей. Участвовать в концертах, других различных мероприятиях.
19. Участвовать в сборке новой мебели. Наносить на карты названия географических объектов, послойную окраску.
20. Смотреть телепередачи и фильмы о природе. Печатать на клавиатуре компьютера.

Таблица № 1.

Природа Техника Человек Знаковая система Художественный образ
10А 10Б
11А 11Б 12А 12Б 13А
13Б 14А 14Б 15А 15Б
16А 16Б 17А
17Б 18А 18Б
19А 19Б
20А 20Б

Известный психолог Е.А.Климов разделил все профессии на пять групп:

  1. “Человек-Природа” (биолог, ветеринар, агроном, эколог, геолог).
  2. “Человек-Техника” (слесарь, механик, сварщик, водитель, швея).
  3. “Человек-Человек” (педагог, медсестра, менеджер, экскурсовод, журналист).
  4. “Человек-Знаковая система” (математик, физик, кассир, бухгалтер, банкир).
  5. “Человек-Художественный образ” (ювелир, фотограф, художник, артист, визажист, дизайнер, модельер).

Берись за то, к чему ты сроднен,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
И.А.Крылов

Анкета
Биржы труда

Ф.И.О._______________________________________________________________

Возраст (дата и год рождения)___________________________________________

Ваши увлечения_______________________________________________________

Какие профессии вам нравятся__________________________________________

Где думаете продолжить учебу после 9-го класса___________________________

_____________________________________________________________________

Специалистом, какой профессии хотите стать______________________________

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать специалист выбранной вами профессии_______________________________________________________

Какими качествами обладаете вы________________________________________

Как вы думаете, какой доход должен быть у специалиста выбранной вами специальности________________________________________________________

Если бы у вас был миллион рублей, что бы вы сделали?
а) истратили бы на себя
б) отдали бы маме
в) вложили бы в дело

Где вы хотели бы работать, будучи специалистом своего дела?
а) в торговле
б) в науке или образовании
в) заниматься бизнесом

Как вы любите проводить свое свободное время?
а) в одиночестве
б) в кругу семьи
в) посещая различные секции и кружки

Если вы набрали все ответы на последние вопросы с буквой в), то у вас есть шансы стать деловым человеком, если не набрали, то не расстраивайтесь и попробуйте по своим биологическим признакам получить небольшую характеристику. Проведите несложный экспресс-анализ.

А. Соедините ладоши и между друг другом переплетите пальцы обеих рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.__________________

Б. Сверните в трубочку тетрадь и посмотрите в трубочку двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз (П) или левый (Л)? Запишите результат._______

В. Станьте в “позу Наполеона”, скрестив руки на груди. (Если не поняли, то спросите у учителя). Какая рука оказалась сверху. Запишите результат.________

Г. Попробуйте изобразить “бурные аплодисменты”, Какая рука сверху? Запишите результат._______

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения. Строг, практичен, прямолинеен.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительностью, но надежный друг и старательный работник.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречаются довольно редко.

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ – этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность сочетается с решительностью, приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуальностью, упорством и некоторой замкнутостью.