Сценарий итогового занятия по творчеству А.С.Пушкина "Здравствуйте, Александр Сергеевич!"

Разделы: Логопедия


Цель: развитие связной речи, используя литературные средства.

Задачи: закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина; закреплять умение давать развёрнутые ответы; учить интонационно-выразительно рассказывать отрывки из сказок; развивать творческие способности.

Оборудование: проектор; интерактивная доска; сундук с предметами из сказок Пушкина (зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чёртик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды и т.д.); разрезные карточки для игры “Собери картинку”; магнитная доска, оформленная картинками из сказок писателя; плакат с кроссвордом; маркер; шоколадные медали и грамоты (для каждого ребёнка).

Музыкальное оформление: музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, К.Сен-Санс “Аквариум”, П.Чайковский “Сладкая грёза” (“Детский альбом”)

Зал оформлен декорациями литературной гостиной (стол, на котором стоят подсвечник, листы бумаги, чернильница и перо).

В зале оформлена выставка иллюстраций по произведениям А.С.Пушкина.

В центре портрет поэта.

Ход развлечения

Звучит музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам…”, в зал заходят дети, гости.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта. Пушкин не мог не написать свои сказки. То, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям мудрость, заключенную в волшебных образах. Какие сказки Пушкина вам знакомы.

(Дети называют по очереди сказки)

Учитель-логопед: Александр Сергеевич Пушкин создал удивительный мир сказки, который находится далеко-далеко, на острове Буяне. (Cлайд острова) Лежит этот остров посреди моря-океана, не то на юге, не то на востоке. Там всегда тепло, всегда лето. Потому что на этом острове живет Солнце. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Это родина всего чудесного. Оттуда они разлетаются по всему миру. Бабушки их рассказывают своим внукам, а писатели в свою очередь записывают. А знаете ли вы, кто рассказывал сказки Пушкину, когда он был маленьким?

Дети: Арина Радионовна Яковлева. (Cлайд няни)

Под музыку П.Чайковского “Сладкая грёза” (“Детский альбом”) дети читают стихи.

Ребенок 1: Маленькому Пушкину рассказывала сказки его няня Арина Родионовна. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей.

Ребенок 2: Александр Сергеевич очень любил свою няню и посвятил ей стихи:

Слушать - так душе отрадно.
И не пил бы и не ел -
Все бы слушал да глядел.

Ребенок 3:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто, на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Учитель-логопед: Вот какие стихи сочинил для неё Пушкин. Кто знает, может, к Арине Родионовне сказки прилетали именно с острова Буяна? Ребята, а не отправится ли нам в сказочное путешествие, на остров Буян? Но чтобы попасть на этот остров, нам нужен корабль. Ведь не можем мы вплавь перебраться через море. (Cлайд острова, ниже корабль разбит на части: палуба, корма, мачта, парус). А вот и корабль, его нужно собрать.

Игра "Доскажи словечко"

Учитель-логопед подсказывает ответы стихотворными строчками так, чтобы дети сами заканчивали строку рифмованным словом.

О каком животном идет речь?

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого … .

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение …

“Уж диковинка, ну право, -
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит, -
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью …

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью … ученый
Все ходит по цепи кругом.

Учитель-логопед: Ну, вот мы и на острове. Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется?

Дети: Дуб. (Cлайд дуб с цепью, рядом кот и сундук)

Учитель-логопед: Верно, дуб. Но дуб не обычный! Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит кот, у подножия стоит сундук с золотом. Что бы это могло значить? Может быть это очередная загадка? Давайте посмотрим.

(В сундуке предметы из сказок Пушкина: зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды, лук и стрела царя Гвидона и т.д.)

Игра "Угадай, из какой сказки"

Ход: Учитель-логопед показывает предмет. Дети по предметам должны угадать сказки. Они могут не знать всех сказок Пушкина. С помощью, ведущего, они будут определены.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Знаете произведения великого поэта. Сразу видно, что мамы и папы им много читают. А может быть, вы и сами уже умеете читать? Смотрите-ка, какой необычный лист висит на нашем дубе! (Слайд дуба, на нём лист со скрипичным ключом) И знак на нем какой-то интересный!

Учитель-логопед: Что-то я никак в толк не возьму: что этот знак обозначает? Может, ребята знают?

Дети: Это же скрипичный ключ!

Учитель-логопед: Какой такой ключ? Какую это он дверь открывает?

Дети: Это музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки!

Учитель-логопед: Верно, верно! Этот знак нам напоминает, что мы должны танцевать под музыку.

Учитель-логопед: Кто не любит скучно жить - просим в круг выходить!

Дети под музыку К.Сен-Санса “Аквариум” исполняют небольшой пластический этюд.

Игра “Сделай фигуру” (слайды)

Игра “Сказочные последовательности”

1. На слайде изображены картинки насекомых из “Сказки о царе Салтане”. Дети должны разложить их в “сказочной” последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

2. На слайде изображены картинки месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки “О мертвой царевне” обращался к ним с вопросом о своей невесте.

3. На слайде изображены картинки: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки “О попе и работнике его Балде” обхитрить чертят.

Учитель-логопед: Ой, что же я наделала! Да что же теперь будет? Несла я вам, ребята, картинки показать, а они рассыпались! Вы мне поможете их собрать?

Игра “Собери картинку”

Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу мозаики) и назвать название сказки.

Учитель-логопед: Ай, какие ребята молодцы! Все выполнили правильно! Какие же вы умные да смекалистые!

Учитель-логопед: Ну, давайте напоследок еще с вами поиграем. Я буду читать начало строки из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете заканчивать:

- Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

- а балда приговаривал с укоризной:
“не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!”

- ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело;
Говорить оно умело!

- жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года!

- ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.

- белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые!

Учитель-логопед: У Пушкина в сказах часто встречаются числа. Например, в названии “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Вспомнит все числа, которые встречались в сказках А.С. Пушкина! (Дети по очереди называют сказки)

Ответ: 33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 щелчка, 3 раза старик забрасывал невод в море, 3 раза летал царь Гвидон к царю Салтану и т.д.

Учитель-логопед: Александр Сергеевич Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Я с удовольствием приглашаю Вас и всех ребят в литературную гостиную. Здесь мы будем читать, и слушать стихи Александра Сергеевича Пушкина.

(Дети читают отрывки из сказок)

Учитель-логопед: Сегодня мы еще раз почувствовали волшебную силу пушкинского стиха; увидели, как в его сказках добро одерживает победу над злом. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать, а потом и перечитывать сказки Пушкина, брать пример с положительных героев. А когда вы будете взрослыми, с наслаждением будете перечитывать эти сказки своим детям.

Учитель-логопед: Наше путешествие заканчивается и нам пора прощаться с островом Буяном! Ребята, закройте, пожалуйста, свои глаза. Мы отправляемся назад. (Под музыку выполняются движения…)

Учитель-логопед: Открывайте глаза, мы с вами дома. Что это? Неужели ещё одно задание от Кота? (Магнитная доска с кроссвордом, который дети разгадывают и самостоятельно записывают ответы) (Приложение 1)

Дети читают ключевое слово “молодцы”.

Учитель-логопед: Понравилось вам наше сказочное путешествие. А чтобы вы его запомнили надолго, Ученый Кот оставил вам в подарок вот эти медали (шоколадные) и похвальные листы за активное участие в проекте “Здравствуй сказка”.

К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

Звучит музыка. Дети выходят из зала.

Литература

1. Сборник сказок А.С.Пушкина.

2. Ж/л “Логопед” №1, 2010 г., с. 52-54.

3. Жданова Л.Ф. Праздники в детском саду. М.: Аквариум, 1999.