Урок русского языка в 1-м классе "Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • отрабатывать навык обнаружения орфограмм ча-ща, чу-щу в словах;
  • учить применять правила правописания ча-ща, чу-щу;
  • учить осуществлять орфографический самоконтроль;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • развивать фонематический слух учащихся;
  • отрабатывать навык звукового анализа слов;
  • развивать грамотную, связную речь у учащихся;
  • развивать познавательные процессы и познавательную активность учащихся;
  • воспитывать трудолюбие, усердие.

Оборудование:

  • на доску прикреплено солнышко, лучи которого закрыты снимающимися облаками (6 штук). Каждое облако с заданием, которое должны выполнить учащиеся, чтобы солнышко “засияло” лучами;
  • на доске заранее записаны 3 столбика слов для первого задания, начало словосочетаний для четвёртого и деформированные предложения для пятого заданий (см. ниже);
  • набор цветных квадратов (красные, синие, зелёные) для звукового анализа слов;
  • карточки со словами и чистоговорками (см.в тексте конспекта урока), для индивидуальной работы учащихся;
  • картина или фотография с изображением лесной чащи.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Долгожданный звонок-

Начинается урок.

Ты проверь себя, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручка и тетрадки?

2. Вступительное слово учителя и сообщение темы урока.

- Ребята, вы, наверное, заметили, что сегодня у нас в классе облачная погода. Солнышко, которое взошло в начале дня, вдруг оказалось закрыто облаками. Но я знаю, как вернуть солнечную погоду. Мы должны разогнать облака, выполнив те задания, которые они принесли. Я снимаю первое облачко. На нём записаны слова“ученик-школьник”..

- Как вы думаете, что это значит? (Слова “ученик-школьник” близкие по значению. Значит вы должны составить пары слов ,близких по своему значению)

У доски работают по 1 ученику от каждого ряда

1 ряд 2 ряд 3 ряд
волшебник

нередко

глушь

горемычный

храбрец

жалеть

внимательный

грязный

скучаю

Слова для справок:
часто

чародей

чаща

несчастный

щадить

смельчак

чумазый

чуткий

грущу

- Что объединяет все слова, которые вы подобрали к тем, которые записаны в верхних столбиках? (Общая орфограмма)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Продолжать работать с правилом правописания ча-ща, чу-щу,учиться находить эту орфограмму в словах)

- Молодцы! Первое облако улетело.

3. Чистоговорки и минутка чистописания.

-Что же нам принесло второе облако? (На облаке нарисован рот и ручка)

Прочитайте чистоговорки, записанные на листочках, которые лежат перед вами на партах:

Ча-ча-ча - у меня нет ключа.
Чу-чу-чу - в самолёте я лечу.
Ща-ща-ща - в пруду поймали мы леща.
Щу-щу-щу - я сегодня не грущу.

А в тетрадях пропишем слоги: ча, ща, чу, щу.

- Скрылось второе облако. Молодцы!

4. Закрепление знаний, умений и навыков по теме урока.

- Какое же задание приготовило нам третье облако? Посмотрите, на нём нарисована картина, а под ней цветные квадраты.

Учитель демонстрирует картину или фотографию с изображением лесной чащи

- Что изображено на картине? (Лесная чаща)

- Что означает слово “чаща”? (Густой частый лес, заросль)

- Составьте предложение со словом “чаща”. (Следует подвести учащихся к предложению “Ребята гуляли в лесу и забрели в чащу.”, чтобы провести анализ слова “чащу”)

- В каком слове из этого предложения есть опасное место, о котором мы сегодня говорим? (В слове “ чащу”)

- Что означают цветные квадраты, нарисованные на облачке? (Звуковой анализ)

Учащиеся выполняют под руководством учителя звуковой анализ слова “чащу”. Один ученик работает у доски.

Анализ ведётся по плану:

1) Выделяем звук.

2) Определяем, какой звук -гласный или согласный.

3) Даём характеристику выделенному звуку по плану. Если звук:

гласный согласный
- ударный/безударный - твердый/мягкий
- какой буквой обозначается в слове - глухой/звонкий
- какой буквой обозначается в слове
- квадратом какого цвета обозначаем этот звук на звуковой модели - квадратом какого цвета обозначаем этот звук на звуковой модели

(На момент проведения этого урока учащиеся достаточно успешно освоили звуковой анализ слов, т.к. ему предшествовала большая подготовительная работа в букварный период.)

Результатом звукового анализа должна быть следующая модель:

Зелёный
квадрат
Красный
квадрат
Зелёный
квадрат
Красный
квадрат

4) Сколько букв и сколько звуков в слове “чащу”? (4 буквы и 4 звука)

5) Есть ли в слове “чащу” твёрдые согласные звуки. (Нет)

6) Назовите мягкие согласные звуки. Какая особенность объединяет звуки ч и щ ? (Эти звуки всегда мягкие и всегда глухие).Какими буквами они записаны?

7) Назовите гласный звук, который следует после звука ч.Какой буквой он записан?

8) Назовите гласный звук, который следует после звука щ .Какой буквой он записан?

Сделайте вывод из проделанной работы. (Сочетания ча-ща пишем с буквой А, сочетания чу-щу пишем с буквой У). Молодцы!

Физкультминутка.

- Посмотрите на наше солнышко. Его лучики потихоньку раскрываются. Но облачка ещё есть и нам надо поскорее их разогнать. Что же принесло четвёртое облако? На нём рисунок-учительница. Это значит, что сейчас каждый из вас должен побывать в роли учителя. На карточках, которые лежат на партах, записаны слова. Ваша задача: проверить, все ли из них написаны верно, и исправить ошибки, если они есть.

Слова на карточках: щюка, ищут, чяй, роща, пищять, жираф, чугун, свечя.

- Кто был внимательным? Назовите слова, в которых допущены ошибки. (Проверка выполнения задания)

- Ребята составьте с некоторыми из этих слов словосочетания, начало которых записано на доске, и запишите их в тетрадь. (Самостоятельная работа)

На доске записано:

сладкий …

поймать …

горит …

- Итак, ветер унёс почти все облака, но ещё два облачка остались. Давайте поскорее поможем солнышку и прогоним их. На следующем облачке нарисована схема предложения и ручка. Это значит, что мы должны составить и записать предложения.

На доске записано:

1. У кого острый клюв? острый, у, клюв, грача
2. Кто летает над водой? над, летают, чайки, водой
3. акая туча плыла по небу? плыла, по, тёмная, небу, туча

Восстановленные предложения записываются учителем на доске.

- Ребята, сейчас вы должны будете списать эти предложения в тетрадь. Что вам поможет при списывании этих предложений? (Памятка. Памятку с подробным алгоритмом действий при списывании имеет каждый ученик. Эта памятка и ряд других используемых в 1 классе лежат в специально выделенных папках, которые носят учащиеся на каждый урок)

- Давайте повторим порядок ваших действий при списывании предложений. (Учащиеся проговаривают пункты памятки)

- Какие опасные места встретятся вам при списывании? (Начало предложения пишем с заглавной буквы, орфограмма ча-ща,чу-щу, буквы безударных гласных, буквы парных согласных на конце слов). Обозначьте их при списывании с помощью ручки зелёного цвета.

- Молодцы! Вы хорошо поработали! Солнышко почти полностью освещает наш класс, но ещё задержалось последнее облако. Поможем ему догнать своих братьев. На шестом облачке нарисован человечек с поднятыми руками. Для выполнения последнего задания я предлагаю вам встать около своих парт. Я буду называть слова, а вы должны поднять руки вверх, если в названном слове есть орфограмма, над которой мы сегодня работали, и приседать, если такой орфограммы нет. (Учитель произносит слова: удача, щёчки, чудеса, щипать, щупальце, перчатка, чеснок, мочалка, драчун, богач, коршун, качаться)

- Молодцы! Все задания выполнены. Солнышко ярко освещает наш класс!

5. Итог урока. Рефлексия.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Какие задания выполняли?

- Знание какого правила помогало нам выполнять все задания?

- Как вы считаете: мы хорошо поработали?

- Поставьте в своих тетрадках значок, который соответствует вашей оценке.