Литературное чтение. 2-й класс. Философское произведение Сергея Козлова "Черный Омут"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • воспитывать умение планировать учебную деятельность, обогащать духовный мир учащихся, любовь к жизни, эстетические нормы поведения;
  • развивать образно-ассоциативное мышление учащихся, творческое воображение, речь учащихся;
  • показать суть философского произведения писателя, формировать навыки работы с текстом, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение делать открытия.

Оборудование: компьютер учителя, проектор, экран, учебник - "Литературное чтение", 2 класс О. В. Кубасовой, УМК "Гармония", изд-во "Ассоциация XXI век" Смоленск 2005 г. Презентация.ppt

Ход урока

I. Организационное начало урока.

- Здравствуйте, ребята!

- Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. С чувством добра и хорошего настроения начнём урок.

II. Проверка домашнего задания.

1). Речевая зарядка.

- Сделаем гимнастику для губ и языка, чтобы речь на уроке звучала красиво. ("Хоботок", "почесать" губами зубы, круговые движения языком).

- Произнесём чётко "буквосочетания" (слайд 1).

За-зал-зав-зом-зад

Зу-зуб-зуд-зук

Зо-зол-зон-взо

Зе-зёр-зем-зел

2) Задание "Соедини линиями" (слайд 2), работа в парах.

По крутой тропинке горной (сказка)
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом (стихотворение)
(С.Михалков)

Два упрямых козлика встретились
однажды на узком бревне, (рассказ)
переброшенном через ручей.
(К.Ушинский)

3) Тест (слайд 3)

Стихотворение - это

А) Небольшой объём; стихотворная форма; изображение переживаний и чувств.

Б) замысловатое описание предмета или явления, которое нужно разгадать, то есть назвать этот предмет или явление

В) подробное описание предмета с указанием его названия

Ответ: А.

III. Мотивационно-ориентировачный этап.

- Ребята, посмотрите на картину Левитана "У омута".

- Что такое омут? Найдите определение в словаре.

- Прочитайте тему урока. (слайд 4).

- Как вы себе представляете "Чёрный Омут"?

- Как вы думаете, что хотел нам сказать автор своим произведением?

- Какую проблему будем исследовать на уроке? (слайд 5).

Цель: сегодня на уроке мы познакомимся с автором С.Козловым и его произведением "Чёрный Омут", проведём исследование, в результате которого решим проблему: что хотел сказать автор своим произведением. Будем обогащать речь, а также будем работать дружно.

IV. Организация восприятия и усвоения новых знаний.

1). Инсценировка сказки "Чёрный Омут".

Звучит музыка.

Закройте глаза. Представьте, что вы попали в театр. Театр- это вид коллективного искусства. В театре один за всех и все за одного. И очень важен в театре зритель, без него и нет театра. Прежде чем войти в театр помните: интересно будет в том случае, если ты умеешь быть зрителем. Нельзя во время спектакля шуметь и разговаривать, ведь актёры на сцене в это время работают. Если что-то нравится, аплодируйте. Сегодня актёры ребята из нашего класса. Откройте глаза. Сядьте удобно. Посмотрите инсценировку произведения С.Козлова "Чёрный Омут".

- Понравилось произведение? Наградите артистов за их труд аплодисментами.

- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

- Докажите, что это сказка.

- Какая это сказка: авторская или народная?

- Почему?

2). Проблема: что хотел сказать автор, написав сказку "Чёрный Омут"?

Исследование.

1 часть "Спринт"- 1абзац.

- Чего боялся Заяц?

- Почему Заяц боялся Волку и Лису?

- Чего он боялся лишить себя?

- Какое время года было?

2 часть "Губы" - от слов: пришёл Заяц, заканчивая словами "Иди - не бойся!".

- К кому пришёл Заяц?

- Зачем Заяц пришёл к Чёрному Омуту?

- Почему он решил утопиться?

- Что ему ответил Чёрный Омут?

- Чего решил себя лишить Заяц?

- А значит, чего он не побоялся?

- А разве Волк и Лиса страшнее смерти?

- Если утопиться не страшно, смерти не боишься, так чего тебе бояться? Иди и живи - люби жизнь!

3 часть "Инструкция" (слайд6).

1. Прочитай часть, где говориться о встрече Зайца и Волка.

2. Найди ответ и подчеркни карандашом, что ответил Заяц Волку на вопрос: "Ты, почему меня не боишься?"

- Каким стал Заяц?

- Почему он стал храбрым?

- Чего он не боится?

Физминутка "Зайка"

4 часть "Молния" - от слов: удивился Волк.

- Расскажите, о чём прочитали?

- Какие слова сказал Заяц Лисе?

- Почему он не боится?

- Как понимаете: парная зайчатинка?

5 часть "По ролям" - встреча Зайца с Филином.

- Почему Филин предложил Зайцу покинуть лес?

- Какими они могут стать?

- Станут ли все храбрыми?

6 часть "Буксир" - Пришла осень - страшно мне.

- Какое время года наступило?

- В начале сказки тоже была осень, сколько же времени прошло?

- Чего же испугался Заяц?

7 часть - чтение учителя.

- Как объяснил Чёрный Омут причину страха?

- От чего всем страшно?

- А нужно ли бояться, что время улетит, как осенние листья?

- Пройдёт осень, а дальше что?

- Так надо ли бояться, что пройдёт время?

- Одно время пройдёт, другое время наступит. Всё уходит, но ничего не кончается. Осенью листья осыпаются, а весной появляются - и так всё время.

- Приведите примеры продолжения жизни: ничего не проходит бесследно, всё уходит, но ничего не кончается.

- На смену одному приходит что-то другое, а значит: жизнь-?

Итог: подведём итог исследования: что же хотел сказать нам автор С.Козлов, написав сказку "Чёрный Омут"?(слайд 7).

- А кто стоит за образом "Чёрного Омута"?

- Дома расскажите сказку родителям и исследуйте этот вопрос.

Зрительная зарядка "Подвеска с птичками".

5. Творческое применение знаний.

- Ребята, а сейчас вам предстоит интересное задание: создать диафильм к сказке. Диафильм - это расположенные в определённой последовательности изображения, объединённые общей темой.

- Что же вы поняли из сказки?

6. Подведение итогов. Рефлексия.

"Солнце". (слайд 8).

7. Домашнее задание: подробный пересказ по картинному плану, обсудить с родителями: "Кого вы представили в образе Чёрного Омута?" (слайд 9).