Урок литературного чтения во 2-м классе. Э.Шим. "Белка и Ворон", Е.Трутнева. "Осень"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • научить различать произведения о родной природе, научить детей правильно называть произведение, научить детей читать вслух, молча, учить читать выразительно, вводить литературоведческие понятия, учить сравнивать произведения разных авторов, но схожих по тематике.
  • развивать полноценное читательское восприятие (учить слушать и слышать художественное слово), использовать условно-схематическое моделирование для развития внимания к структуре текста произведения;
  • формировать основы литературной речи;
  • воспитывать уважение и внимание к авторскому слову, к родному слову и формировать уважение и любовь к родной природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2 класс (часть 1), схема, модель, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Проверка уровня начитанности учащихся.

1. Работа со схемой

Ребята, у каждого на парте лежат схемы.
– Вы должны вспомнить фамилии авторов, которые писали о природе.
– Работайте.

Учитель на доске заполняет такую таблицу после ответа детей.

Проверка выполненной работы.

Так кто писал произведения о природе?
– Пушкин.
– Поставьте + те, у кого есть такая фамилия в схеме.
– Какие произведения Пушкина мы изучили?
– «Уж небо осенью дышало».
– А можешь прочитать это стихотворение наизусть или по учебнику?
– А кто может?

Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Вопросы отвечающему дополнительно.

– Так какое произведение ты читал?
– Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Выставление оценок с комментированием.

– Серёжа читал стихотворение выразительно, правильно назвал произведение, поэтому получает оценку «5» или были ошибки, прочитал не очень выразительно, допустил при чтении ошибки, поэтому оценка только пока «4».

– Назовите другого писателя, который писал о природе.
– Скребицкий.
– Поставьте +, у кого есть такая фамилия в схеме.
– А кто назовёт произведение, которое мы читали?
– «Осень».
– Откройте учебники на стр. 107, прочитаем это произведение по абзацам.
– А что такое абзац?
– А что нам поможет ответить на этот вопрос?
– Книга «Книгочей».
– Найдите определение, прочитайте.

– Начинаем читать по абзацам.
– Какое произведение мы читали?
– Скребицкий «Осень».
– Назовите ещё одну фамилию, которую вы вписали в схему.
– Пришвин.
– У кого записана такая фамилия, поставьте +.
– Как называется это произведение?
– «Осеннее утро».
– А где находится это произведение?
– В хрестоматии.

II. Постановка темы и цели урока

– Ребята, а теперь я поставлю перед вами трудную учебную задачу.
– Вы будете работать с новым произведением.
– Сейчас самостоятельное первичное чтение. (учим самостоятельно работать с текстом произведения)
– Кто прочитает – не забудьте перевернуть кружочки (переворачивают на цветную сторону, кто уже прочитал).
– С каким произведением вы работали?
– «Белка и Ворон».
– Найдите и прочитайте фамилию автора.
– Шим.
– Прочитайте заголовок.
– «Белка и Ворон».
– А кто правильно назовёт произведение?
– Шим «Белка и Ворон»
– А что это?
– Сказка.
– Докажите. – О ком или о чём произведение?
– О животных.
– В нём животные разговаривают и умеют считать.
– В произведении главными действующими лицами являются животные, а они разговаривают.
– В тексе вам встретилось слово торопыга.
– А кто может объяснить значение этого слова?

Торопыга тот, кто всегда очень спешит.

1. Работа с текстом

– Ребята, сейчас мы будем читать и наблюдать за текстом.
– Когда вы читали, что необычного заметили в этом тексе?
– Текст написан в форме диалога.
– А что такое диалог?
– Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
– В учебнике или в книге «Книгочей».
– Найдите, прочитайте определение.
– Сейчас мы будем читать сказку по ролям.
– Я буду вороном, а белкой будет (любой ученик).
– А теперь будете читать сказку по ролям в парах, друг другу.

2. Работа в тетрадях

Откройте тетрадь, выполним задание № 1.
– Прочитай задание к 1 упражнению.
– Прочитай и укажи стрелочкой самостоятельно.

– Белка какая? Докажи словами из текста.

– Самостоятельно выполните 2 задание в тетради.
– Проверим работу.
– Читай, о каком времени года говорится в тексте?
– Об осени.
– Докажите, что всё происходило осенью?
– Запасы делают только осенью.

3. Литературная пауза

Белочка

Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день,
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-влево целый день
Прыгать белочке не лень.

Прыжки в стороны чередуются с приседанием и бегом по маленьким кругам.

III. Работа со стихотворением Трутневой «Осень»

1. Знакомство со стихотворением

– Послушайте стихотворение (чтение учителем), не называть заголовок и автора.
– Смоделируйте обложку.

– Почему зелёный треугольник?
– Стихотворение о природе.

2. Чтение стихотворения по картинкам

Прочитайте стихотворение по картинкам.
Подберите строчки из стихотворения, которые подходят к рисунку.
–Прочитайте задание к тексту (работа по вопросам)
– С кем поэт сравнивает берёзку?
– Подтвердите словами из текста.
– Прочитайте стихотворение выразительно.
– Что значит читать выразительно?
– Это значит соблюдать знаки препинания и делать разные паузы.
– Какой знак препинания здесь необычный?
– Многоточие …
– Значит, читать надо так (показать)
– Прочитайте выразительно это стихотворение.
– Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

– Вот мы и потренировались читать стихотворение выразительно, дома вы продолжите работать над выразительным чтением: хотите по учебнику, хотите наизусть, по вашему выбору (задание по возможностям каждого ученика, дифференцированно).
– Найдите в стихотворении рифмы?
– Что такое рифма? Найдите ответ в Книгочее и прочитайте.

Литературная пауза

Мы листики осенние
Ветер снова набежал
На ветках мы сидим.
И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели.
Закружились, полетели
Мы летели, мы летели
И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.

3. Сравнение двух произведений

– С какими произведениями вы работали сегодня на уроке?
– Шим «Белка и Ворон» и Трутнева «Осень».
– Заполняем вместе с вами таблицу: я на доске, а вы в своих табличках (у каждого на парте лежит заранее заготовленная таблица).

Фамилия автора Заголовок Жанр Тема
       
       

 

Фамилия автора Заголовок Жанр Тема
Шим Белка и Ворон сказка о природе
Трутнева Осень стихотворение о природе

– Назовите автора первого произведения? Второго произведения?
– Назовите заголовки.
– Определите жанр.
– Определите тему.
– Глядя в таблицу, скажите, что общего у этих произведений?
– Темы.
– Чем различаются?
– Фамилиями, заголовками и жанрами.

4. Домашнее задание

Выполните 2–3 задание к стихотворению «Осень».