Гражданское и нравственно-патриотическое воспитание младших школьников

Разделы: Начальная школа


Введение

Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация школы, проведенные поспешно и непрофессионально, – все это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывается идея самотека в воспитании. Все это привело к резкому росту детской преступности, беспризорности, разрушению нравственных ориентиров. Но самой острой проблемой не только школы, семьи, но и всего общества и государства, о которой давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян.

Разрушение прежней воспитательной системы привело к возникновению «черной дыры». Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени. Новая воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание гражданина.

В связи с этим актуальность данной работы обусловлена следующим:

1. Современные социально-экономические изменения, характеризуются нестабильностью, резкой переориентацией ценностей, которые требуют реальных перемен в воспитании и обучении детей. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
2. Переход России к рыночным отношениям привел к тому, что граждане, вступая в конкурентную борьбу, заботятся только лишь о своей личной выгоде, забывая зачастую о повышении благосостояния Родины. Для нас сейчас остро встала задача вырастить не потенциального эмигранта, а гражданина, гордящегося своей страной и готового работать на благо и процветание своего края.
3. Работа по гражданскому воспитанию учащихся больше направлена на правовое воспитание и законопослушание. Но гражданское воспитание включает в себя различные направления, в том числе и экологическое. Поэтому экологическое воспитание может и должно стать одним из основных направлений в гражданском воспитании. Это поможет привить любовь к Родине, к родной природе, воспитать бережное отношение к природным богатствам нашей страны.
4. Работа по гражданскому воспитанию в настоящее время больше носит словесно-развлекательный характер, то есть учащимся просто рассказывают о героях прошлого, о том, что надо беречь и охранять природу, проводят встречи с воинами и ветеранами, с известными людьми. Это, конечно, даёт свои результаты, но этого не достаточно, школьники должны быть вовлечены в активную деятельность.

Анализ педагогической литературы в избранной для изучения области показал, что вопросы гражданского воспитания во многом решались такими педагогами прошлого как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, П.Ф.Каптерев, этими же вопросами довольно успешно занималась советская педагогика. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Определить сущность и основное содержание понятий Гражданское и нравственно-патриотическое воспитание и жизненные ценности.
2. Установить взаимосвязь между жизненными ценностями и патриотическим воспитанием учащихся младшего школьного возраста в практике работы школ.
3. Предложить рекомендации для учителей по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов.

Гражданское воспитание. Воспитание гражданина в современных условиях

Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (статья 2).

Воспитание гражданина в современной школе реализуется, прежде всего, через систему форм и методов гражданского образования и воспитания.

В общей структуре содержания обучения и воспитания необходимо рассматривать понятийно-категориальный аппарат. Поэтому для нас было весьма важным установить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность». При определении его компонентов мы исходили из того, что примерная модель признаков гражданственности должна содержать существенные внутренние закономерности, связи признаков, вскрывать их сходство и различия, то, что позволяет объединить их в систему, а также определённым образом структурировать, интегрировать.

Понятие «гражданственность» является ключевым для гражданского воспитания, однако возникают трудности в процессе его толкования как теоретического, так и практического характера. Главная трудность – это отсутствие научно обоснованного определения гражданственности, которое на повседневном уровне всем, как правило, знакомо и понятно.
В некоторой справочной литературе мы можем увидеть такое определение: гражданственность – это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга пред государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Можно сформулировать определение гражданственности и как совокупность убеждений и взглядов, предполагающих, с одной стороны, высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, с другой – нерушимую социальную солидарность, выражающуюся в участии человека в жизни социума. Гражданственность проявляется в виде индивидуального поведения, но опосредуется социокультурной обстановкой и может быть развита в соответствии с внешней волей.
Само же гражданское воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. 

Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

В практическом плане мы понимаем под гражданским образованием и воспитанием образовательную, воспитательную, управленческую и иные виды деятельности, направленные на формирование гражданина, способного, умеющего и желающего жить в гражданском обществе и правовом государстве.

Конечной целью гражданского воспитания является достижение такого уровня индивидуального сознания, который можно охарактеризовать примерно так: «От того, что и как я делаю, как веду себя и за что голосую, зависит судьба моего народа, моего государства, моя собственная, моих близких; за всё я отвечаю, всё я должен делать по закону и по совести».

Отсюда можно определить понятие гражданина как сознательной личности, сочетающей свободное критическое мышление и автономию с законопослушанием и принятием общественных институтов. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, выборах и т.д.). Умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т.п.), ценностями (уважением к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Из этого вытекают и задачи гражданского воспитания. Таковыми являются:

  • распространение среди учителей гуманистических ценностей открытого общества, приобщение к соответствующим (личностно-ориентированным) методам воспитательной деятельности, повышение их политической и правовой культуры;
  • освоение школьниками гражданско-правовых знаний и ценностей как составной части общей культуры;
  • выработка установок гражданского поведения в процессе воспитания и овладения их нравственным смыслом.

Воспитание гражданина в современных условиях определяется задачами подготовки учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. В содержание современного гражданского образования школьников выделяются две основные тесно взаимосвязанные стороны: гражданско-правовое образование, связанное с формальной гражданской принадлежностью личности к данному государству и воспитание гражданственности как совокупности качеств личности, интегрирующих ее в социокультурное пространство нашего общества, историю и культуру России.

Воспитание гражданина в современной школе реализуется, прежде всего, через систему форм и методов гражданского воспитания.

Сущность гражданских качеств личности учащихся, на формирование которых должна быть направлена учебная и воспитательная деятельность общеобразовательной школы, определяется:

1. Историческими традициями отечественной культуры, всех народов Российской Федерации, духовными идеалами и ценностями современного российского общества;
2. Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством об образовании и региональными законодательными актами (Закон РФ «Об образовании»);
3. Нормативными и программными документами Правительства Российской Федерации,      Министерства образования Российской Федерации, ориентирующими направленность воспитательной деятельности в учреждениях государственного и муниципального образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации 2000г.; Программа развития воспитания в системе образования 1999г.; Государственная Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации 2001г. и др.);
4. содержанием базовых учебных курсов гуманитарного образования, дополнительного образования и воспитания, их методическим обеспечением.

В числе основных качеств личности гражданина, которые должны формироваться у школьников в процессе обучения и воспитания в российской школе, можно выделить следующие:

– любовь к Родине, уважение отечественной истории и культуры, знание и почитание общенациональных идеалов, ценностей, святынь;
– любовь к своей семье, уважение института семьи в обществе;
– уважение жизни и здоровья человека, гуманизм в межличностных отношениях, в коллективной деятельности в обществе;
– бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранять и благоустраивать природную среду в нашей стране;
– желание активно участвовать в производственном труде для личной самореализации и процветания всего российского общества;
– уважение ценностей российской национальной культуры, культуры своего этноса и культуры других народов России, способность к сотрудничеству с представителями разных этнических и конфессиональных групп в российском обществе;
– уважение российского государства как высшей формы самоорганизации российского общества, понимание целей и задач его деятельности;
– уважение гражданских прав и свобод в обществе, охраняемых законом (политических, экономических, национальных, религиозных, свободы слова), свободы взглядов и убеждений сограждан, мировоззренческая толерантность;
– социально-политическая активность, готовность к политической деятельности в рамках действующего законодательства;
– готовность к защите Отечества, выполнению патриотического воинского долга в условиях внешней опасности для российского государства и общества.

Отсюда можно выделить основные черты гражданина нового общества:

1. Прежде всего, он должен быть действительно свободным, способным реализовать и отстаивать гражданские права, уметь жить в условиях демократического общества.
2. Это должен быть исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство.
3. Гражданин нового общества немыслим без развитого чувства патриотизма, гражданского долга и ответственности за сохранение природных богатств Родины.

Это не так просто воспитать в современном школьнике, нужны нетрадиционные подходы и методики, которые изо дня в день будут ориентировать юное поколение на овладение культурными общечеловеческими ценностями, помогут ему найти свое место в гражданском обществе. Соответствующие знания, навыки и ценности и должны формироваться уже на уровне первоначальной социализации личности, когда юный гражданин начинает осознавать принадлежность к социальному содружеству – школе, городу, стране.

Формы и методы гражданского воспитания

Для успешного воспитания гражданских качеств средствами общественных дисциплин необходимо:

1. Увеличение доли практикумов, разработанных на основе поисковых и продуктивных методов обучения и воспитания. Такие занятия активизируют ученика, при этом он вовлекается в процесс самостоятельного поиска «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
2. Усиление мотивации, осознание важности, а также целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Увеличение социологических и диагностических методов в работе учителя.

Систематическое отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся – необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию реализации воспитательных целей, которые имеют существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для управления развитием личности.

Важную роль в гражданском становлении школьников имеет деятельность. При организации любого мероприятия, направленного на воспитание тех или иных гражданских качеств, нужна четкая ее целенаправленность. Большими воспитательными возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная музейно-краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям.

Деятельность по воспитанию гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т.д.). Особо следует обратить внимание на деятельность учащихся по изучению конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и др. Содержание, формы и методы, критерии воспитанности выбирает учитель.

Гражданскую направленность должна носить и экологическая деятельность школьников. Осознание себя как части природы лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества.

Культивирование гражданственности в разных видах деятельности способствует его эффективности. К основным видам деятельности, имеющим значимое влияние на воспитание гражданина, можно отнести:

– аудиторную;
– кружковую;
– краеведческую;
– проектную;
– экологическую;
– поисково-исследовательскую;
– правоохранительную;
– патриотическую.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится со школой, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (школы, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится школа.

Также внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят младших школьников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший школьник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех, (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты, и компьютеры и т.д.), вопросы,индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать  увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка младшего школьного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины – Москва").

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", – эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от учителя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

Заключение

Целью своей работы мы ставили разработку методических рекомендаций по организации  гражданского и нравственно-патриотического воспитания с учащимися начальных классов. В ходе решения задач рассмотрели социально-педагогические основы гражданского воспитания юного поколения, попытались раскрыть смысл понятия «гражданственность», определить основные черты настоящего гражданина, а  формы и методы гражданского воспитания в современной школе. В результате была создана рабочая программа  по  внеурочной деятельности  «Наш край родной»    для учащихся 1-4 классов (Приложение 1, Приложение 2)

К средствам и формам патриотического воспитания, обращенным к педагогам, можно отнести сотрудничество с учителями и администраторами в процессе курсовой подготовки и регулярных контактов по направлениям:

  • преодоление авторитарных методов преподавания;
  • создание в образовательном учреждении обстановки, способствующей свободной дискуссии;
  • формирование гражданской позиции и ценностного самоопределения педагога;
  • демократизацию стиля педагогической работы;
  • воспитание толерантности и высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность учащихся в планирование и регулирование образовательного процесса;
  • освоение навыков профессиональной рефлексии;
  • изменение управленческой парадигмы в направлении сотрудничества учащихся и педагогов;
  • организация внутришкольной жизни на началах инициативы и творческого сотрудничества детей и взрослых, на демократических принципах и др.

Вывод: Думается, что одной из важнейших задач обновляющейся системы образования должно стать создание условий для приобщения учащихся к материальной и духовной культуре своего народа, формирование у подрастающего поколения человеческого и национального достоинства. Совместная деятельность учителей и учащихся в современных условиях может стать одним из эффективных средств воспитания гражданственности у учащихся еще и потому, что личностные преобразования могут происходить только в процессе собственной практической деятельности.

Список использованной литературы:

1. Ещёркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников. [Текст]: методическое пособие/ сост.О.А. Ещёркина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 125с.
2.  Дмитриенко Г.В. Система гражданского образования школьников. [Текст]: методическое пособие/ сост.Г. В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/ под ред.Т. В. Черниковой.– Москва: Глобус, 2006. – 224 с.
3. Тюляева Т.И. Гражданское образование в российской школе. [Текст]: учебное пособие \Сост. Т.И.Тюляева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.