Интегрированный урок русского языка и ИЗО "Добрым людям на загляденье". Описание предмета. 6-й класс

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО

Класс: 6


Урок проводится в 6-м классе по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова. (Текстоведение, 20 параграф. Описание как тип речи).

Тема урока: добрым людям на загляденье. (Обучение описанию предмета).

Время: 1 урок – 40 минут.

Методическая цель: установление связей между понятиями, являющимися общими для ряда учебных предметов.

Цели урока:

– создавать тексты определённого типа речи – описание предмета;
– развивать устную и письменную речь;
– закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;
– учиться художественному видению окружающего мира, расширять кругозор;
– воспитывать нравственные качества личности и умение чувствовать красоту слова.

Тип урока: развитие речи.

Технологии: педагогика сотрудничества, исследование, проблемное обучение, ЭОР, метапредметность.

Форма урока: комбинированная

Виды деятельности: индивидуальные сообщения, заочная экскурсия, работа со словарём, работа с текстом, диктант, самопроверка, взаимопроверка, элементы ролевой игры, работа над ошибками.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах и группах.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, рисунки детей хохломских изделий, предметы хохломской посуды, словари, эпиграф.

Предварительная подготовка:

– учителем изобразительного искусства готовится выставка детских рисунков по теме “Хохломская живопись”;
– дети готовят сообщения: “История хохломского искусства”, “Наиболее распространённые изделия хохломских художников”, “Заочная экскурсия на фабрику “Хохломской художник”;
– учитель готовит презентацию к уроку;
– с помощью детей и учителя изобразительного искусства подбираются хохломские изделия, оформляется выставка.

Содержание урока

1. Слово учителя:

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

(В. Боков) <Слайд №2 >

– Как вы понимаете слова поэта?

– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Определите, пожалуйста, тему урока. <Слайд №3 >

– На каких уроках вы уже знакомились с хохломской живописью?

– Сформулируйте цели урока. <Слайд № 4 >

– Какие типы речи вам известны?

– Охарактеризуйте каждый из них.

Учитель:

– Добрым людям на загляденье вот уже почти пять веков развивается народный промысел – хохлома.

2. Словарная работа

О лексических значениях слов рассказывают 2 ученика, которые получили предварительное индивидуальное задание. <Слайд №5 >

Промысел, -сла, м. – 1.Добывание, добыча, охота на кого-нибудь. Отправиться на п. тюленя 2. Занятие охотой, добычей зверя, птицы и т.п. Охотничий п. 3. Мелкое ремесленное производство, обычно подсобное хозяйство при основном, сельскохозяйственном. Художественные промыслы. 4.мн. Промышленное предприятие добывающего типа. Нефтяные промыслы.

Учитель:

– Это слово многозначное. Какое лексическое значение слова промысел соответствует теме нашего урока?

Хохлома – 1. Изделие, которое делают мастера. 2. Народный промысел. 3. Большое старинное торговое село, где продают хохлому (изделия).

3. Слово учителя:

– Много существует легенд, в которых народ по-разному объясняет появление хохломы, удивительной, сказочной, рукотворной красоты. А как же бало на самом деле?

Рассказ об истории появления Хохломы. Сообщение делает 1-ая группа учеников (3-4 ученика), которая получила опережающее задание. <Слайды № 6,7>

План сообщения.

1. Первые документальные упоминания о селе Хохлома.

2. Первые упоминания о деревянной золочёной посуде.

4. Работа с текстом. <Слайд №8 >

Издавн… делали и ра…писывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Сёмино, Хрящи. Но з…вут её (не)кулигинской, (не)сёминской, а хохломской. И вот почему.

Катят гружё(н,нн)ые подводы, везут деревя(н,нн)ые изделия в торговое село Хохлома сёминские и кулигинские м…стера.

Кричат зазывалы на ярмарке:

– Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки?

– Откуда посуда?

– К вам пр…ехала сама золотая Хохлома!

Вот и по сей день ра…писную посуду хохломской з…вут.

Задания:

– переписать, вставить пропущенные буквы, объяснить графически орфограммы;

– объяснить знаки препинания в тексте;

– объясните значение слов: зазывалы, ярмарка, окрошка.

– Почему о хохломской посуде говорят “золотая”?

5. Словарная работа <Слайд № 9>

Братина – посуда-горшок с росписью большого алого цветка. В нём подавались щи или каша на всю семью.

Ставец – индивидуальная посуда. Состоит из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывает другую. Распространены были в монастыре. Оттуда и пословица: “Всяк старец имей свой ставец”.

Баклуша – кусок дерева, который разделяли на несколько кусков по количеству заготовок для ложек. Отсюда: “Бить баклуши”, т.е. выполнять лёгкую работу.

Учитель:

– Обратимся к выставке ваших рисунков. На каком рисунке изображена братина? На каком ставец?

6. Слово учителя:

Чтобы лучше представит себе, как из баклуши рождалось деревянное золото, совершим заочную экскурсию на фабрику “Хохломской художник”.

Группа учеников – экскурсоводов (4 ученика) рассказывают поочерёдно о цехах.

Основное содержание экскурсии:

в токарном – из деревянных брусков точат посуду, придают ей нужную форму;

в механическом – разрезают, обстругивают, заглаживают, сверлят в деталях отверстия и пазы для будущих соединений;

в отделочном – изделия лудят, готовят к украшению росписью;

в художественном – расписывают, украшают орнаментами.<Слайд №10 >

7. Сообщение ученицы:

“Наиболее распространённые хохломские изделия”. Сообщение сопровождается показом хохломских изделий.

8. Слово учителя:

Рассмотрим, что изображали мастера на своих изделиях. (Землянику, малину, рябину, смородину, узоры из цветов, трав). <Слайд №11 >

– Как называется живописное, графическое украшение, состоящее из геометрических и растительных элементов?

Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение и сочетание геометрических, растительных или животных элементов.

Растительный орнамент – орнамент с изображением растений или их элементов.

Ритмический орнамент (узор) рисунок, подчинённый равномерному чередованию каких-нибудь элементов.

Кудрины – золотые завитки на конце травки. <Слайд № 12 >

9.1. Диктант.

Травка – гибкий орнамент из волнистых тонких стебельков, напоминающих колеблемые ветром травы, объединённый в ритмический узор. Травка то растёт мелкими кустиками, то, соединяясь, образует древко – дерево жизни, древнейший элемент народного орнамента.

9.2. Взаимопроверка <Слайд № 13>

9.3. Работа над ошибками

9.4. Работа с текстом:

– определить тип и стиль речи

– определить тему

– какие выразительные средства языка использует автор, описывая орнамент-травку?

10.1. Подготовка к описанию хохломской чаши. <Слайд № 14>

Рассматриваем, что изображено на чаше. (Травка, листок, завиток, стебель, ягоды, узоры). Определяем основную мысль сочинения. (Красота предмета).

10.2. Опорная лексика

Подбираем слова (глаголы, прилагательные) для описания чаши. <Слайд № 15 >

10.3. Обсуждение вариантов начала сочинения. <Слайд № 16 >

11. Рефлексия. <Слайд № 17 >

11. Домашнее задание. < Слайд № 18>

Написать сочинение-миниатюру “Добрым людям на загляденье”.

Презентация