Гражданское воспитание учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида

Разделы: Внеклассная работа


История России очень многообразна и разнообразна. Время стремиться вперед, образовывая все новые и новые витки истории. Нельзя забывать наши истоки и традиции, здесь, конечно же, огромная роль отводится, прежде всего, педагогам, ведь именно они призваны передавать пласт накопленных за долгое время знаний из поколения в поколение. А если передавать данные знания не только путем учебных знаний, а в самых разнообразных формах внеклассных мероприятий, ребенок будет быстрее впитывать не только знания, а еще и дополнительный, необходимый для расширения кругозора и пополнения интеллектуального багажа, объема информации.

Важное место занимает воспитание в ребенке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. Необходимо воспитать в ребенке уважительное отношение к своему дому, своей семье, традициям русского народа, народным промыслам. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине. Необходимо воспитывать у учащихся уважительное отношение к законам своей страны, основной символике государства. В обучении детей, получающих образование в коррекционно-развивающих классах, следует, постоянно иметь в виду специфические задачи. Например, обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; усвоение приёмов деятельности, необходимых для овладения начальным курсом краеведения (наблюдения, сравнения, и обобщения) и т.д.

Формирование краеведческих знаний при знакомстве с родным городом и краем в начальной школе в настоящее время актуально. Оно закладывает базу для формирования краеведческого мировоззрения и патриотического воспитания через полноценное развитие младшего школьника в соответствии с возрастными возможностями и требованиями современного общества.

В современных условиях в содержании Гражданско-патриотического воспитания учащихся в качестве приоритетных выделяются следующие духовно - нравственные ценности: гражданственность, бщенациональность в государственном масштабе, приоритет общественно - государственных интересов над личными качествами. Патриотизм, преданность своему Отечеству, способность к преодолению трудностей, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства, желание знать историческое прошлое своего края и своей Родины. Сложившаяся ситуация в обществе требует более активных мер по воспитанию качества гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения.

Гражданское становление личности в патриотическом воспитании, сформированности гражданской позиции подрастающего поколения зависит от потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Чтобы воспитать гражданские качества необходимо развить в детях любовь к природе, сформировать положительные отношения к культурным материальным ценностям России, сформировать отношения в коллективе, семье, развить интерес к познанию истории быта родного города, России в целом. Много усилий необходимо приложить, чтобы развить у учащихся желание оценивать свое отношение к себе, окружающему миру, сформировать волевые качества, но именно через эти качества формируется гражданское воспитание. Долгий путь проходит растущая личность к усвоению гражданских норм качеств. Формирование гражданственности идет через воспитание нравственности, чувства тести и благородства. Но воспитание патриотизма не может быть отдельно от воспитания любви к своей семье. Обращению к традициям и моральным семейным устоям, обычаям и традициям семьи. Не должен о воспитания уходить и вопрос межличностных отношений в коллективе. Знакомство детей с обычаями, традициями своего народа позволяют решить вопросы воспитания духовности личности, уважающей свой народ, свою страну.

Условия решения проблемы для воспитания гражданственности.

Современные условия жизни подрастающего поколения диктуют острую необходимость в воспитании детей как патриотов, своего родного края. На основе вышеизложенного можно составить перспективную работу по направлению в воспитании гражданских качеств подрастающего поколения.

Перспективными направлениями работы являются:

1. Воспитание гражданского сознания школьника как Россиянина,

2. Осознание себя гражданином и патриотом, воспитанным на истории и быте региональных, местных социально-культурных особенностей.

3. Развитие личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России.

4. Обеспечение культуры межнационального общения.

Решая вопросы данных направлений, решим задачу воспитания ребенка как личности, всесторонне развитой, умеющей ориентироваться в обществе. Уметь общаться с окружающими людьми, уважать себя, людей. Чувствовать и оберегать природу, видеть ее красоту, желание оберегать все, что окружает человека в жизни. Наши дети должны свободно общаться за пределами школы, иметь, элементарны морально-этические нормы поведения и восприятия окружающей действительности. В связи с этим необходимо воздействовать на духовное развитие ребенка. Итоговой целью воспитательного процесса при решении социального заказа должна сформироваться личность, по определению Л.И.Анциферовой, " личность- это способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений".

При работе над воспитанием гражданственности в условиях коррекционной школы возникают некоторые трудности. Они заключаются в том, что недостаточно педагогической литературы, адаптированной к аномальным школьникам. Другая очень важная проблема в работе заключается в том, что к воспитательной системе необходимо подключить ребенка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения. У детей за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курева, употребления алкоголя, а по части ненормативной лексики могут выйти на первое место. В этом заключается противоречие воспитания: в школе даются знания и умения одного направления, а дома дети сталкиваются с другими нормами поведения. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.

Для воспитания у детей гражданской позиции всю работу можно разделить условно на два направления, это "Я - Гражданин", и "Я и общество". Схема направлений работы дана в приложении 1. Цель первого раздела "Я - Гражданин" является воспитание личности как самокритичной, эстетически развитой, с положительными нормами поведения. Этот раздел можно разделить на несколько направлений :

"Я - Концепция", его целью является осознание значимости своего положения в обществе, классе. Понимание себя как части великого русского народа.

"Моя семья" В данном направлении цель заключается в показе значимости семьи, ее родословной. Второе назначение семьи как звено в истории. Показать семью как хранительницу национальных традиций. Осуществление связи поколений через совместную деятельность.

Это раздел хорошо приемлем для работы в младшем возрасте, маленьких детей необходимо научить себя оценивать как члена общества. А так как семья является первой структурой общества и более знакома для ребенка, то необходимо показать значимость крепких отношений в семье.

В разделе "Я - гражданин" цели и задачи выполняются более серьезные:

1. Знакомство с профессиями. Цель: дать знания о разнообразии и значимости профессий, об их исторических назначениях, особенностях при изменении профессии при прохождении "исторического времени".

2. Природа России. Цель: Развитие эстетических качеств при знакомстве с природой. Полезные особенности природы с целью условий жизни русского народа.

3. Граждане России. Здесь предполагается знакомство с символикой России, области. Города. Помочь детям узнать такие понятия как, "русская душа", русский характер, возрождение национальных ценностей. Познакомит детей с истока национальной культуры, с русским фольклором, народно-прикладным искусством.

Еще необходимо детям воспитать положительные межнациональные общения, показать многонациональность и содружество всех народов России. Важнейшим стимулом в этой работе выступает природная любознательность ученика, его интерес к новому. В том числе и к межличностным отношениям.

Характер межличностных отношений - самый надежный проводник духовной культуры. Природная любознательность и интерес к другому народу, его духовной культуре, быту - насущная потребность развивающейся личности.

Особенности формирования гражданской позиции у проблемных детей.

Гражданское воспитание является частью патриотического воспитания и его целью является формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции

Гражданское воспитание характеризуется таким определением как, гражданственность. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все в ответе. Гражданское становление личности зависит от сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, от потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

У детей с проблемами в развитии гражданская позиция не воспитается сама по себе, как может развиться у детей нормы признак гражданственности: умение действовать свободно и ответственно, т.е. под влиянием рационального импульса жизни, а, не воздействуя извне. Этому имеется ряд объективных причин. В отличие от общеобразовательных школ в коррекционном обучении наиболее значимую роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребенка.

По мысли Л.С. Выготского, аномальный ребенок не совсем обязательно существо, лишенное всякой морали. Уровень его этического, морального развития находится в прямой зависимости от того, когда с ним начали проводить специальную коррекционно-воспитательную работу. В тех случаях, когда удается преодолеть у ребенка расхождение между биологическим и социальным развитием, возможно значительное нравственное, гражданское развитие умственно отсталого ребенка.

При развитии у проблемного ребенка гражданского воспитания необходимо помнить об особенностях его биологического развития. Нарушение ЦНС не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, но и создает преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Задержка развития психических процессов ведет к непониманию ребенком обращенной к нему речи, неумению устанавливать связи между событиями и действиями, неспособности запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом. Раннее включение детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития можно в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.

Особенности усвоения исторических знаний проблемными детьми.

Важно в работе по данному направлению учитывать и особенность того, что умственно-отсталые дети испытывают большие трудности в усвоении исторических знаний, так как, исторические факты не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины прошлого приходится воссоздавать в их воображении. У таких детей круг общественно - исторических представлений беден, а во многих случаях отсутствует совсем. Лишенные возможности широкого речевого общения и получения информации, способствующие развитию представлений о Родине, ее прошлом и настоящем, эти дети не воспринимают многих явлений и событий общественной жизни. Социальный опыт их ограничивается, по существу, рамками личных потребностей. Умственно отсталые дети нуждаются в осмыслении окружающего мира и происходящих в нем событий, явлений.

Только в условиях специального обучения с применением особых приемов, у учащихся начинают создаваться правильные первоначальные общественно-исторические представления, о прошлом, и настоящем нашей Родины, нашего общества.

Жизненный опыт умственно- отсталого школьника беден, представления о мире фрагментарны, не систематизированы, поэтому очень важно приводить их в систему, расширять, уточнять представления детей. При объяснении элементов прошлых событий необходимо применять прием оживления имеющихся исторических образов и событий через применение иллюстраций. Которые позволяют подкрепить созданные временные связи, а также привлечение наглядных дополнительных пособий позволит расширить и углубить эти представления.

Не маловажным условием при знакомстве с прошлым нашей Родины является эмоциональный фактор педагога. Впечатления, полученные от непосредственного восприятия, результатом которого является взволнованность, чувство переживания, оказываются более прочными. Недостаточность сформированности положительных эмоций восприятия приводит к тому, что представления детей складываются тусклыми, неполными, а знания оказываются не прочными.

Накопление и обобщение опыта исторических событий дает основу для формирования у аномальных школьников ясных и правильных представлений об окружающем мире, для воспитания правильного отношения к людям, к труду, к Родине. Накопление, систематизация и обобщение гражданских, исторических представлений не только позволит развивать логическое мышление, речь, но и формировать элементы мировоззрения, содействовать патриотическому, интернациональному воспитанию аномального школьника.

При воспитании гражданских качеств ребенка необходимо учитывать ряд личностных комплексов проблемного ребенка, ими являются: неуверенность в себе, страх неудачи, вследствие этого неадекватная реакция на удачу, слабая мотивация достижений, слабая познавательная мотивация. В работе над коррекцией данных эмоциональных реакций предлагается использовать направления, показанные на схеме в приложении. Через все направления решается задача воспитания уважения к людям, к окружающему миру, воспитание духовно-нравственных качеств детей. Поисковая работа с детьми, воспитание патриотических качеств в использовании археологических и исторических событий.

Задачи, решаемые в ходе планирования мероприятий по воспитанию гражданских и патриотических качеств школьников.

Организация работы по гражданскому воспитанию в специальной коррекционной школе должна соединить воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

  • воспитание чувства гордости и любви к родному городу, краю; воспитание деятельной любви к природе, участие в реализации государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания детей, изучение истории и культуры родного края и Отечества,
  • участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников отечества.

Организация и содержание воспитательного процесса в школе может осуществляться через различные движения, создание клубов.

Содержание данной программы необходимо корректировать в зависимости от способностей детей, усвоенных знаний и условий работы.

Предлагаемы формы работы с проблемными детьми при воспитании гражданских качеств.

Содержание, формы работы, тематический план базируются на основных направлениях воспитания. Особую сложность представляет собой определение форм работы. Следует учитывать стремление детей к самовыражению через различные творческие акты, воспитательное и познавательное значение игр. Работа должна быть разнообразной, не вызывать у детей переутомления, снижения интереса к занятиям.

- Поисково-исследовательская деятельность:

Особенно внимательно следует относиться к первоклассникам: не утомлять их длинным рассказом, неподвижными формами занятий. Наряду с беседами, пятнадцати-двадцати минутными рассказами, просмотром диапозитивов, проводятся небольшие экскурсии в городской краеведческий музей; сбор материалов об истории края.

Общешкольные мероприятия проводятся с целью воспитания уважения к символике страны, области, города. Умение выступать перед аудиторией, с определенным материалом, с подачей знаний. Проведение праздников, викторин. Проводятся дни воинской Славы России, фестивали солдатской песни, смотры- конкурсы на военно-патриотическую тему.

Планируется работа с ветеранами с целью заботы о них, встречи-беседы с участниками исторических событий, ветеранами, героями, тружениками разных профессий.

Важной частью в работе с проблемными детьми является творческая деятельность:

Организация конкурсов: (Рисование, лепка, сочинение, моделирование, игры дидактические, ролевые и др.) Предлагаемый примерный план работы дан в приложении 2.

На основе календарных праздников, решаются задачи воспитания уважения к традициям своего края. Воспитание желания знать исторические события прошлого России

Предлагается проведение работы в клубе для детей "Сибирячек".

Целью рабаты в данном клубе является разработка и предложение проведения школьных мероприятий, выставок, распределение между классами заданий для подготовки к школьным мероприятиям. Изучение и подборе информации по темам гражданско-патриотического воспитания детей.

Работа в клубе "Сибирячек" является агитационным звеном для воспитания в детях гражданского сознания.

Приобщение детей к традициям своего города является серьезной работой. Таким мероприятием стало празднование в школе 35- летия города Усть-Илимска. Итогом сбора информации стали, оформленные выставки, посвященные городу, о людях города.

Выставки прошли под названием "Город именинник".

В клубе "сибирячек" прошло занятие, посвященное изучению истоков семьи. Был проведен ребятами конкурс "Родина начинается с семьи".

Цель данного месячника работы является: воспитание гражданской позиции к своему городу, чувства гордости и ответственности за свой город. Показать значимость вклада людей в развитие города, вклада своих родственников.

В честь 90-летия ВЛКСМ с участием детей из клуба "Сибирячек" была проведена "молодежная летучка" Целью проведения данного мероприятии было: ознакомление детей с прошлыми молодежными организациями, показать значимость комсомольской организации в строительство города. Познакомить с прошлым своего народа, своей страны.

Хорошо материалы о прошлом Родины преподносить в школьных музеях старины или "Русских избах".

С ребятами из клуба "Сибирячек" провели инсценированный устный журнал "Наши друзья птицы в русском народном творчестве". Цель: продолжить разговор о народном календаре, знакомство с приметами, пословицами. Дети заучивали и иллюстрировали пословицы, стихи, разыгрывали короткие инсценировки о птицах. Дети узнали об историческом прошлом праздника птиц и о его основателе монахе - Синица.

Прошла викторина "Как кормить птиц". Дети показали хорошие знания по особенностям ухода за птицами в течение всего. Данное мероприятие позволило сделать выводы, что дети стали больше интересоваться окружающей их природой. Дети проявляют заботу об окружающих, стараются быть внимательными.

Интересен для детей и день героя Отечества. Цель: познакомить с защитниками отечества разных исторических эпох. Расширять знания о военных событиях, совершенствовать формы краеведческой работы. Начали изучение прошлого России с ознакомления с богатырями. Праздник прошел в форме соревнований, сражений со змеем Горынычем. Дети подготовили к празднику костюмы богатырей, прочитали былины о богатырях. Подготовка к празднику предусматривала поиски материала краеведческого характера. Считаю, что работа в данном направлении необходима для расширения кругозора детей.

С целью расширения знаний детей о России, ее особенностях и геральдике, воспитания гражданской позиции проводятся ознакомительные беседы: "Россия - Родина моя", "Узнаю Россию по символу", викторина: "Я знаю символы России".

Дети с интересом подбирают материал к журналу "Новогодние обычаи". С целью обогащения знаний историческими фольклорными традициями встречи нового года, истории празднования Нового года.

Для обобщения знаний детей о календарных праздниках ребята разучивают игры, проводимые в старину во время рождественских святок. Разучив правила, и особенности игр дети с удовольствием играют в них с детьми других классов.

Традиционно проходит месячник Военно-патриотического воспитания. Педагогам предлагается материал по проведению воспитательных часов в классах на тему "Блокадный Ленинград". Проходят выставки макетов военной техники. Дети серьезно готовятся к данным выставкам, макеты получаются интересные и разнообразные. Данные макеты помещаются в школьный музей. Проводятся конкурсы между классами и "Великая Отечественная" к данному конкурсу предоставляется тематика вопросов, дети совместно с педагогами готовят ответы на заданные темы. ежегодно проводится праздник "Масленица". Целью данного мероприятия является знакомство с традиционными русскими праздниками, формирование положительного эмоционального настроя детей. Дети подбирают материал по тематике "Как лечились наши деды".

Проводятся праздники тематические такие как "Русская береза" к нему закончен сбор материала по проекту "Береза кудрявая". Первым этапом был сбор материала по теме "Березовая поэзия". С детьми был собран материал стихов о березе, с подбором картинок и фотографий о березе к данным текстам стихов. На прошедшем празднике прошла презентация данного пособия.

С целью воспитания гордости за русских солдат, отстоявших годы войны, в мае проводится декада в честь Дня Победы. Для разнообразия выставки творческих работ детям предложено изготовить "Салют Победы" в разной технике исполнения. Детьми были представлены различные варианты выполнения, данные мероприятия позволили разнообразить традиционные конкурсы рисунков, у детей больше возможности для творчества. Вспоминая встречу с ветераном, дети приготовили подарок для ветерана и вручили ко Дню Победы.

С целью повышения учебной и поведенческой мотивации проходит акция возложения цветов лучшими учениками к памятнику в честь Победы в Аллее Славы.